Ольга Сазонова
Индивидуальное занятие по формированию фразовой речи у детей с моторной алалией «Петя в деревне»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное занятие по формированию фразовой речи у детей с моторной алалией.
Выполнила:
Сазонова О. В. - учитель-логопед МБДОУ «БЕРЕЗКА»
Красноярск 2012г.
Пояснительная записка
Системное недоразвитие речи – это речевая патология, при которой у детей с нормальным слухом и первично нарушенным интеллектом отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Данная программа составлена для работы с мальчиком Мишей Э. – СНР 1 уровень, моторная алалия.
Публикация «Индивидуальное занятие по формированию фразовой речи у детей с моторной алалией „Петя в деревне“» размещена в разделах
Обследование речи Миши Э (3г. 6м.) СНР 1-2 го уровня выявило в импрессивной речи : понимание отдельных слов и простейших инструкций с глаголами (дай, покажи, иди, сядь, отсутствие дифференциации форм числа и рода имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Пассивный словарь шире активного. В активном словаре преобладают отдельные общеупотребительные слова с нарушенной слоговой структурой, но есть единичные примеры двухсловной фразы (Это мама. Вот папа.).
Тема: «Петя в деревне»
Цель: Расширение объема простого предложения за счет введения однородных сказуемых
Задачи:
Научить составлять простое предложение с однородными сказуемыми.
Закрепление навыка составления простого предложения по модели Кто? Что делает? Что?
Обучение играм «Кто спрятался в домике», «Кто за кем идет», направленных развитие зрительной, речеслуховой памяти.
1.«Идите с нами играть».
Логопед: Игрушкам скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами.
Чтобы они услышали нас, надо звать громко, вот так:
Лошадка, иди!
Собачка, иди!
Кошка, иди!
2.«Кто, что любит?»
Логопед раздает предметные картинки с изображением «лакомых блюд» для животных. Задает вопросы о том, что любят разные животные.
Ребенок поднимает картинку и отвечает на вопрос предложением.
-Что любит собака?
- Собака любит кость. И т. д.
3. Логопед читает сказку, комментирует, распределяет роли, раздает маски, инсценируется диалог.
Составление предложений по вопросу:
Кто мяукает?
Кошка что делает?
Кто мычит?
Корова что делает?
Кто лает?
Собака что делает?
2. Составление предложений с однородными сказуемыми.
Как корова ест?
Корова жуёт.
Как корова голос подает?
Мычит.
Корова жуёт, мычит.
Что делает собака?
Бегает.
Как собака голос подает?
Лает.
Собака лает, бегает.
Что делает кошка?
Царапается.
Как кошка голос подает?
Мяукает.
Кошка царапается, мяукает.
Кто ухаживает за животными в деревне?
Что он делает? (кормит, пасет, стрижет, убирает)-ухаживает
Что мы сегодня делали?
А ты мог бы помочь Пете?
Что бы ты сделал?
Мы говорили с тобой о том, как Петя жил в деревне?
В какое время года он был
Литература:
1. Хрестоматия по логопедии. Том 2 статья Б. М. Гриншпуна «О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов». М. «Владос»1997г.
2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под. Ред. Г. В Чиркиной. М. : Просвещение 2008г.
3. Основы логопедической работы с детьми под. Ред. Г. В Чиркиной. М. : Аркти, 2002г.
4. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Г. Б. Фомичева, Г. В. Чиркина. М. : Айрис Пресс, 2004г.
5. Формирование речи у дошкольников. Л. Н. Ефименкова М. : «Просвещение», 1981г.
6. Речевые игры с детьми. В. И. Селиверстов. М. : «Владос» 1994г.
7. «33 игры для развития глагольного словаря дошкольников» С-П КАРО, 2005г.