Лучший педагог года

Индивидуальные маршруты воспитанников, отражающие дифференцированный подход к ним

Антоненко Людмила
Индивидуальные маршруты воспитанников, отражающие дифференцированный подход к ним

Дети с задержкой психического развития имеют сложную структуру дефекта отличаются своеобразными особенностями в отклонении общего психического и соответственно речевого развития, требуют специальных индивидуальных условий воспитания и обучения, так как имеют разные образовательные возможности и потребности. Это признаётся многими учёными. Таким образом, одной из ведущих задач образования на сегодняшний день, является создание специальных условий и технологий для обучения детей компенсирующей направленности в рамках нового единого образовательного стандарта с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории. Индивидуальный маршрут носит коррекционно-развивающий характер, предназначен для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ЗПР (сложной структуры дефекта). Индивидуальный маршрут составляется в соответствии с нормативными документами, Законом РФ «Об образовании», основан на программах:. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А. и «Программа обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н. В, и разработках отечественных и зарубежных ученых в области логопедии, дефектологии, специальной педагогики и психологии.

Публикация «Индивидуальные маршруты воспитанников, отражающие дифференцированный подход к ним» размещена в разделах

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развитии речи ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Индивидуальные маршруты особенно востребованы при организации коррекционно-профилактической развивающей работы. Работа должна строиться с учётом индивидуально-типологических и психологических особенностей детей. Учитывается все факторы, которые позитивно и негативно влияют на ребенка: состояние физического развития, центральной нервной системы, воздействие на ребенка микро-социальной среды.

Каждый ребенок, имеющий отклонение в развитии речи, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей дошкольнику преодолеть нарушение развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы догнать в развитии детей не имеющих отклонений. Это возможно лишь при условии формировании вокруг такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок и родители.

Важно, чтобы коррекционная работа развития речи ребенка строилась последовательно и постепенно- от простого к сложному, от исправления недостатков к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Вся коррекционная работа по индивидуальному маршруту должна заблаговременно, четко планироваться на основе данных проверки состояния речи и возможностей ребенка. Помимо указания над каким несовершенством речи у данного ребенка должна производиться работа, отмечается нужный речевой материал и игры. Показателем развития речи ребенка дошкольного возраста является именно развитая устная речь, поэтому программу по развитию речи провожу в системе, охватывая все ее стороны: словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связная речь.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Особенности работы по созданию индивидуального маршрута ребенка

1 этап. Выбор:

Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;

2 этап. Наблюдение:

• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;

3 этап. Построение маршрута :

• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка

• Подбор методик, определение методов и приемов работы

4 этап. Работа:

• Подбор индивидуальных заданий

• Связь с родителями и педагогами

• Домашние задания

• Корректировка задач, методов работы с ребенком

5 этап. Контроль:

• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, я опираюсь на следующие принципы:

• Принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Для эмоционального благополучия ребенка мною проводится:

Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети рассказывают интересные истории из своей жизни.

«Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.

«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.

Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям провожу:

• Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», подбери картинку).

• Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.

• Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.

• Коллективные работы по изобразительной деятельности.

• Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).

• Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).

• Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.

• Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.

• Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы).

Для развития коммуникативной компетентности ребенка использую:

• Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.

• Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т. п.

• Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.

• Игры драматизации.

• Театрализованные игры.

• Просмотр спектаклей,

• Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

Для развития социальных навыков у ребенка провожу:

• Дидактические игры («Правда или нет»).

• Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.

• Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»

• Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии.

Публикации по теме:

Консультация «Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников» «Способность»- одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения.

Дифференцированный подход к детям с проблемами в поведении Сегодня, к сожалению, всё большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Маленькие.

Дифференцированный подход к физическому воспитанию дошкольников (из опыта работы) Из опыта работы инструктра по физическому воспитанию МДОБУ д/с № 48 п. Юртовой Е. Н. п. Чунский Иркутская область Дифференцированный.

Дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ. Психофизиологические особенности воспитанников, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного.

«Индивидуальные занятия». Фотоотчет«Индивидуальные занятия». Фотоотчет На индивидуальных занятиях с детьми стараюсь использовать различные средства и приёмы. Для научения правильно держать карандаш использую.

Индивидуальные занятия-игры в период социализации и индивидуализации к микросоциуму детей раннего возраста Основная задача игр в данный период: • Формирование эмоционального контакта; • Снятие психоэмоционального напряжения. Иди ко мне. Педагог.

Консультация «Индивидуальные занятия по развитию речи с детьми от 1 года до 3 лет» «Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!». Дети играют дома, в детском саду,.

Консультация для воспитателей «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек» Анализ лицензированных программ показал,что дифференцированный подход к воспитанию мальчикам и девочкам прослеживается. Первичная половая.

Куршская коса. Туристические маршруты «Высота Мюллера», озеро «Лебедь» (фоторепортаж)Куршская коса. Туристические маршруты «Высота Мюллера», озеро «Лебедь» (фоторепортаж) Приветствую гостей моего блога и предлагаю продолжение экскурсии одного дня. Следующий маршрут протяженностью 3,5 км, по которому мы отправились,.

Туристический слёт для дошкольников с региональным компонентом «Маршруты рюкзачка по тропинкам нашего села» Дата: 17 сентября 2015 год Место проведения: МДОУ Детский сад №20 «Рябинушка», спортивная площадка Участники: воспитанники МДОУ №20 Рябинушка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальные маршруты воспитанников, отражающие дифференцированный подход к ним
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 20:31
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД