Татьяна Поздеева
Индивидуальный образовательный маршрут профессионального самообразования учителя швейного дела
▼ Скачать + Заказать документы
«Для педагога особенно важно знать своеобразие пути,
по которому он должен повести ребенка.
Именно для того, чтобы дефективный ребенок
мог достичь того же, что и нормальный,
следует применять совершенно особые средства»
Л. С. Выготский
В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Основная задача современной школы – подготовить ученика – будущего выпускника - к свободной, полноценной жизни.
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут профессионального самообразования учителя швейного дела» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Самообразование, саморазвитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тема самообразования :Использование мультимедийных презентаций на уроках швейного дела в СКОУ VIII вида»
Цель:повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя для развития способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей личности.
Задачи:
• изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
• овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
• проводить целенаправленную работу над развитием познавательной активности, самостоятельности, творческого отношения к делу;
• обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
Ожидаемые результаты:
• повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
• разработка уроков с применением ИКТ, новых технологий
• разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, учебных пособий, создание электронного комплекта педагогических разработок;
• разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
• доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Период работы Содержание деятельности Результат
С 2011-2012уч. год Научно-методические аспекты темы.
Изучение учебно-методического комплекса и дополнительной литературы по курсу Технология для 6-8 классов.
Сбор информации в Интернете по данному вопросу и его анализ.
Внедрение ИКТ на уроках швейного дела. Прохождение курсов по компьютерной грамотности.
Ежегодный самоанализ профессиональной деятельности в конце года.
С 2012-2013уч. год 1. Разработка уроков с применением ИКТ технологий.
2. Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов.
3. Создание электронного комплекта педагогических разработок. Проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме на уровне ШМО учителей трудового обучения.
С 2013-2014 уч. год Обобщение опыта, участие в Республиканском научно – практическом семинаре в п. Озоно – Чепца. Благодарственное письмо Министерства образования и науки УР.
С 2011-2014уч. год. У обучающихся повысился интереса к предмету, развивается самостоятельность, творческого отношения к делу. В 2011г. - Диплом 1 степени в республиканском этапе Всероссийского конкурса «Россия глазами детей».
В 2012 г. – Грамота за 1 место в районном конкурсе творческих работ в номинации «Символ Нового года».
В 2014 г. – Грамота за 2 место в Межрегиональной олимпиаде по профессионально – трудовому обучению среди коррекционных школ в г. Воткинске.
Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию.
Использование информационных технологий является одним из методов обучения учащихся коррекционной школы.
Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. У детей коррекционной школы VIII вида нарушены сложные формы познавательной деятельности, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, отклонениях в речевом развитии, сохранены слух, зрение, осязание. Поэтому коррекционная деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления и т. пМожно отметить, что с помощью использования ИКТ обучающиеся в школах VIII вида могут достигнуть следующих результатов:
– дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;
– тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас;
– воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
– развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия, а так жевоображение и творческие способности
Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Преимущества компьютера как инструмента специального обучения школьников состоят в том, что с его помощью становится возможным:
- мотивировать детей к трудным для них видам деятельности;
- моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения процессов и объектов;
- моделировать продуктивные виды групповой и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование, классификация и др.);
- вводить дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
- обеспечивать возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;
- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствовать развитию интереса учащихся к изучаемому предмету.
При этом компьютер выполняет следующие функции:
1. Это:
• источник учебной информации;
• наглядное пособие;
• средство диагностики и контроля.
• средство подготовки текстов, их хранение;
• графический редактор;
• средство подготовки выступлений;
Новые информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается тем, что данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.
Задача учителяприменяющего ИКТ на уроках данной образовательной области состоит не в том, чтобы использовать их на каждом уроке, а найти такие уроки, где использование компьютера сокращает время объяснения материала.
Компьютерная поддержка уроков технологии применяется для организации и создания: презентаций, инструкционных карт, тестов, опросников, построения чертежей.
1. Презентации
Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее опти-мально решать поставленные на уроке задачи. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов). Использование презентации возможно как фронтальнона большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня оснащенности класса и подготовки учащихся. Необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово. Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия представленного в виде презентации.
При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.
Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.
Я использую презентации тогда, когда возможности, кабинета не могут дать полного представления о данной теме. Например, изучая тему «Производство льняных тканей», в силу невозможности представить полную картину учащимся производственных цехов льняных заводов и фабрик, на уроке необходима презентация технологии производства ткани. При изучении тем по машиноведению и т. д.
2. Инструкционные карты
Технологическая, инструкционная карта являются основным технологическим документом на уроке при выполнении практической работы. Инструкционные и инструкционно - технологические карты включают в себя графический и текстовый материал, где дается последовательность выполнения работы и графическое изображение данной операции.
Технологические карты, где присутствует только графическое изображение.
3. Тестирование, опросники
Для проверки знаний учащихся можно использовать различные формы и методы контроля знаний. Тестовые задания: открытые (с вариантами ответов, закрытые (без вариантов ответов, на совмещение вариантов ответов, на составление последовательности, смешанные, проверочные и контрольные работы, срезы знаний, деловые игры в виде загадок, кроссворды, загадки, шарады и. т. д. Уроки – опросы в виде презентации. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме.
У учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.
4. Построение чертежей.
Используя программу PowerPoint (слайд – презентации) позволяет строить чертежи на уроке тем самым дает возможность учителю не только видеть правильность выполнения чертежа, но и оказать индивидуальную помощь слабым учащимся.
Наличие компьютера в классе, позволяет самим учащимся в программе Paint создать эскиз модели швейного изделия, которое в будущем будет пошито.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся ме-тодически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Важно на уроке – чередовать работу на компьютере с другой учебной деятельностью.
Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями может привести к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.
Список литературы
1. Архангельский С. И., Шестак Н. В. Теоретические основы учебного процесса с использованием универсальных технических средств обучения. - М., 2000. -Вып. 2.
2 Жукова, Е. Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html
3. Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе / Пер. с англ. - М., 2008.
4. Стадненко Н. М. Развития мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения //Дефектология. 1984,№5.- с. 25
5. Кириллова А. Г. Некоторые вопросы профориентационной работы во вспомогательной школе// Дефектология: 1985.№6.- с. 38