Галина Максименко
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть II
▼ Скачать + Заказать документы
Так у «Бабочки» не соответствовала возрасту речь. Были проблемы в произношении звуков. В речи присутствовали только слова: мама, папа. Отмечалась проблема в физическом развитии (преимущественно это бег – доставляло удовольствие толкать детей в спину, прыжки, проблемы с самообслуживанием, не развитии игровые навыки (брала игрушки и бросала их, сенсорное развитие не соответствовало возрасту. Ребенок не различал цвета, плохо ориентировался в величинах. Не проявляла интерес к художественному творчеству (лепка, рисование).
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ), Часть II» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок замкнут, живет в своем мире. Хотя очень любит слушать сказки, эмоционально на них реагирует. К дидактическим играм интереса не проявляла.
Работа была проведена по таким областям, как: ОО «Социализация», «Физическая культура» и «Здоровье», «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество».
Основываясь на этих данных с ребенком была проведена следующая работа по развитию речи и ЗКР (ОО «Коммуникация») пальчиковые игры: «Прятки», «Дружная семья», «Кошка», «Червячки»; артикуляционная гимнастика: «Язычок»,
«Часики», «Покажи, как котенок лакает молоко», «Улыбка-трубочка», «Лошадка». Дидактические игры: «Покормим птичек», «Кто как кричит»; «Чей малыш», «Кто в домике живет?», «Чей голос?», «Что умеет зайка». Рассматривая картинки, иллюстрации («У куклы Кати день рождение», «На прогулке» и другие, учила отвечать на простейшие вопросы: кто это? что это? что делает? и на более сложные вопросы: какой? Где? ОО «Познание». Сенсорное развитие : целью стояло формировать у ребенка умение различать цвета ( четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий, развивать мелкую моторику, формировать представления о геометрических фигурах через игровую деятельность: игры с бельевыми прищепками, д/ игры: «Цветочная полянка», «Разноцветные тарелочки», «Бусы», «Домик для фигурок». Формирование целостной картины мира. Познакомила ребенка с названиями ближайшего окружения: посуда, игрушки, одежда, мебель, узнавать и находить на картинках и в натуре через: рассматривание обучающих карточек по тематикам «Посуда», «Одежда», «Мебель», д/игра «Купание куклы». Формировала представление ребенка о диких и домашних животных, учила узнавать и называть их на картинках, в игрушках: д/ игры: «Чья мама? Чей малыш?», «Домашние животные»; рассматривание макета «Птичий двор» и обучающих карточек: «Домашние животные», «Дикие животные». Конструирование. Формировала умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар) через дидактические игры: «Собери все шарики, кубики», «Чудесный мешочек», «Построим домик для зайчика», «Спрячем зайку (заборчик)».
ОО «Физическая культура» : для развития активной двигательной деятельности использовала подвижные игры; «Мой веселый звонкий мяч»(упражнять ребенка в прыжках на двух ногах, «Мишка косолапый» (имитация походки медведя, «Солнышко и дождик»(развивать ориентировку в пространстве, «Догоните меня»
(упражнять ребенка в беге в разных направлениях, упражнение с мячом : «Брось, а я поймаю», «Прокати мячик в воротца» и другие. ОО «Социализация» : с ребенком проводились дидактические игры на развитие внимания и памяти : «Чего не стало», «Картинки- половинки»; слуховой дифференциации: «Угадай, что звучит», «Угадай, на чем играю»; тактильных ощущений, температурных различий: «Теплый- холодный», «Легкий- тяжелый». Для развития мелкой моторики использовала дидактическое пособие «Календарь природы», шнуровки; формировать игровые умения и навыки через сюжетно - ролевые игры: «Кукла Катя хочет спать», «Искупаем куклу», «кукла на прогулке». Развивала у ребенка двигательную активность через подвижные игры с различным темпом. Проводила игры на налаживание контакта «Дай мне ручку».
Для повышения интереса к рисованию, лепке использовала различные приемы рисования: краска- пальчиком («Дождик», «Салют», «Снежок», ладошкой («Цветочек», «Осьминожка», тампонирование, печатками. Используя в лепке таких материалов как соленое тесто, тесто для лепки, пластилин формировала интерес к этому виду творчества. Учила разминать, отрывать небольшие кусочки, раскатывать между ладошками, обыгрывать изделие.
К концу года ребенок свободно прыгал на двух ножках, бегал – не толкая впереди бегущего в спинку; проявлял интерес к сюжетно- ролевым играм (используя предметы- заместители, подолгу играл конструктором и развивающими игрушками (особенно нравилось ей нанизывать бусы на веревочку); значительно расширился словарный запас. Речь стала связной (даже декламировала на утренниках). Ребенок хорошо справлялся с классификацией: домашние и дикие животные, посуда, одежда и т. д. Положительная динамика наблюдалась и в конструктивной деятельности, в сенсорном развитии. Ребенок с интересом лепил и рисовал.
У «Котика» наблюдалось отставание в звуковой культуре речи, двигательной активности, навыки самообслуживания отсутствовали (мелкая моторика не развита, сенсорное развитие не соответствовало возрасту (не различает цвета, величины). Ребенок единственный в семье (гиперопека, эмоционально неустойчив, раним. В связи с этим предпочитал отсиживаться во время проведения подвижных игр, не принимал участие и физ. занятиях. Для него были трудностью: ходьба по узкой дорожке, прыжки на двух ногах, подлезание под дугу, бросании мяча. Мелкая моторика также была не развита. Игровые навыки – не развиты. Ребенок не умел играть, а просто ходил вокруг играющих детей. Предпочитал общения с взрослыми, нежели с детьми. Исходя из этого, для зайчика был разработан индивидуальный образовательный маршрут. Для двигательной активности ребенка (ОО «Физическая культура») использовала подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Перепрыгни через ручеек» (упражнять в прыжках а двух ногах, «Догоните меня» (упражнять в беге в разных направлениях, «Солнышко и дождик» (развитие ориентировки в пространстве, «По узенькой дорожке» (ходьба по ограниченной поверхности, «Брось, а я поймаю» (упражнять в броске мяча вперед, «Проползи в воротца»(упражнять в подлезании под дугу). Ребенок стал активно участвовать в подвижных играх, увереннее передвигаться по ограниченной поверхности, с прыжками на двух ногах справлялся легко.
ОО «Познание». Формируя у ребенка конструктивно- игровые навыки, учила использовать при строительстве различные приемы: накладывания и прикладывания. Формировала навык обыгрывания построек: «Домик с крышей», «Скамеечка для матрешки» и т. д. Используя такие игры, как: «Цветочная полянка», «Волшебные пальчики», «Собери все шарики (кубики)», «Чудесный мешочек», «Чудесная пирамидка», «Принеси игрушку такого же цвета, как у меня», «Пирамидки», «Веселые матрешки», знакомила ребенка с сенсорными эталонами. Для развития мелкой моторики проводила игры: «Шнуровки», «Мозаика», «Золушка», а так же пальчиковые игры: «Прятки», «Дружная семья», «Кошка», «Червячки». Знакомила ребенка с названиями ближайшего окружения: посуда, игрушки, одежда, мебель, узнавать и находить на картинках и в натуре через: рассматривание обучающих карточек по тематикам «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Овощи». Формировала представление ребенка о диких и домашних животных, учила узнавать и называть их на картинках, в игрушках: д/ игры: «Чья мама? Чей малыш?», «Домашние животные»; проводила рассматривание макета «Птичий двор» и обучающих карточек: «Домашние животные», «Дикие животные».
Для развития звуковой культуры речи, развитию речевого дыхания, формирования словаря мною использовала различные виды игр: артикуляционная гимнастика
(«Язычок», «Часики», «Покажи, как котенок лакает молоко», «Улыбка - трубочка», «Лошадка», «Медвежата мед едят», «Потерялись»); дидактические игры («Кто как кричит»; «Чей малыш», «Кто в домике живет?», «Кто что ест»); рассматривание сюжетных картинок различной тематики («В песочнице», «Домашние животные», «В лесу»); рассматривание игрушек- я добилась, что у ребенка значительно расширился активный словарный запас, он стал более раскрепощеннее и общительней. Пытался отвечать на вопрос 2-3 сложным предложением.
Развитие в области «Социализация» проводила при использовании таких дидактических игр, как: «Угадай, где звенит?», «Узнай по голосу», «Кто ушел? Кто пришел?», «Угадай, на чем играю!», «Чудесный мешочек», «Тяжелый - легкий», «Твердый – мягкий» и т. д. (для развития внимания, памяти, слуховой дифференсации, тактильных ощущений).
Для формирование интереса к художественному творчеству (ОО «Художественное творчество») использовала различные приемы рисования красками: пальчиком («Дождик», «Салют», «Снежок», ладошками («Цветочек», «Осьминожка», тампонирование, печатками; рисование карандашами: «Дорисуй солнышку лучики», «Ниточка для шарика», «Закрась», использовала трафареты. Используя в лепке таких материалов как соленое тесто, тесто для лепки, пластилин формировала интерес к этому виду творчества. Учила разминать, отрывать небольшие кусочки, раскатывать между ладошками, расплющивать, обыгрывать изделие («Зернышки для курочки», «Блинчики», Угощенье для собачки»). При этом обращала внимание на то, как правильно держать карандаш (кисть, фломастер) тремя пишущими пальчиками, следила за осанкой во время самостоятельной деятельности.
В конце года ребенок с удовольствием рисовал, лепил. Рассказывал, что он нарисовал, обыгрывал изделия из пластилина.