Наталья Мартыненко
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть I
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуй семья! Это я к тому, что я наконец-то "вернулась в семью" после того как аттестовалась на первую квалификационную категорию. Ураааа! Предлагаю вашему вниманию ИОМ. После введения новых критерий аттестации изменился отчет для ИОМ. Может, кому - нибудь пригодится. Весь отчет не вмещается, поэтому разобью на части. Каждому ИОМ ребенка прилагается итоговая таблица (выложу отдельно).
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ), Часть I» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
ИОМ разрабатывается на детей с проблемами в развитии и на детей, с опережающим развитием и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Образовательный маршрут включает основные направления:
-организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
-развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
-формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
-развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
-формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
-формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Мониторинг образовательного процесса – оценка степени ребенка в освоении основной образовательной программы. Основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов по образовательным областям. Дата проведения первичного мониторинга: первые две недели сентября, а итогового – последние две недели мая. При проведении мониторинга мною были использованы следующие научно – методические пособия: «Мониторинг качества освоения основной образовательной программы дошкольного образования», Ю. А. Афонькина, издательство «Учитель», 2010 г. и «Комплексная диагностика уровней освоения программы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Диагностический журнал, Первая младшая группа, С. С. Дреер, А. Н., А. Н. Потыкан, Издательство «Учитель», 2010 г. В мониторинге были использованы следующие методы: наблюдение (позволяет описать конкретную картину проявления развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях); беседа, проблемные ситуации; анализ продуктов детской деятельности; предметные тесты (широко используются для изучения уровня освоения детьми образовательной области «Познание»; диагностические игровые ситуации.
Списочный состав группы на начало года составлял 26 человек. На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия детьми в ДОУ я наблюдала за ними в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др. В результате проведенной диагностики, я выделила четверых детей, которые имеют разные степени отставания в речевом и физическом развитии. Из них два ребенка с опережением в развитии (ОО «Коммуникация») и два – с отставанием (ОО «Коммуникация», ОО «Социализация», ОО «Физическая культура», ОО «Труд»). Фамилии и имена этих детей зашифрованы следующим образом : цыпленок, котик, ежик, зайчик.
Ребенок «Цыпленок» поступил в группу в июле 2012 года, в возрасте 1год 9 месяцев. Адаптация прошла со средней степенью тяжести. Понадобилось более месяца, чтобы улучшилось эмоциональное состояние ребёнка. В течение учебного года (2012-2013 гг.) мальчик болел редко, длительных пропусков ДОУ не было. Ребенок «Цыпленок» из неполной благополучной интеллигентной семьи (мать – одиночка). В семье проживает бабушка, имеющая педагогическое образование. Воспитанием малыша в семье занимается в равной мере мать и бабушка, используя в основном принципы сотрудничества. Мальчик родился недоношенным, что, видимо, сказалось на физическом развитии. Ходит в ортопедической обуви. Мальчик «Цыпленок» отставал в двигательной: незначительно нарушена координация (ходьба по узкой дорожке, перешагивание через предметы, неумение бегать, вследствие чего, подвижные игры вызывали трудности. Частично отсутствовали навыки самообслуживания (не умел частично одеться с помощью взрослого, не садился на горшок, но при этом самостоятельно мыл руки, находил свой полотенчик, вытирался. Кушал самостоятельно. Что касается трудовых навыков, мальчик наотрез отказывался убирать игрушки.
«Цыпленок» очень активный, в меру любознательный, с высоким уровнем познавательной и речевой активности в общении со сверстниками и взрослыми. Несмотря на возрастные особенности, на достаточно высоком уровне сформированы активный и пассивный словарь (выше возрастной нормы). Связная речь, грамматический строй речи, и диалогическая речь развиты плохо (путает женский и мужской род с глаголами, не может ответить на вопрос). Уровень ЗКР низкий (присутствуют пропуски звуков, искажения). У ребенка очень хорошо развита память (быстро запоминал и долго помнил, способен долго сосредоточиваться на одном деле (занятие, игра). Мальчик хорошо развит : имеет общие сведения об окружающем: называет свое имя и имена близких, быстро выучил имена сверстников группы, имеет представления о форме (но путается в различении цветов, выполнял словесные поручения, ориентировался в пространстве и во времени суток (утро, день, ночь, вечер). Играл длительно и увлеченно и в сюжетно - ролевые игры, и дидактические, часто проявлял инициативу. Хорошо развиты конструкторские навыки. Не любит делиться игрушками и в этой ситуации часто бывал раздражительным. Правильно держал карандаш, кисть, ориентировался на листе бумаги, рисовал линии, но затруднялся в рисовании округлых форм. Отсутствовала аккуратность. Мальчик не любил пачкать руки (не только на занятиях, но и в быту, что вызвало проблемы при рисовании красками и работой с пластилином.
Проведя диагностику, для формирования отсутствующих умений и навыков, я разработала ИОМ для мальчика «Цыпленок», который имел явные признаки опережающего развития и отставанием лишь по некоторым.
1. Направление «Физическое развитие» :
-развивать двигательную активность (бег, привлекая к участию в подвижных играх с ходьбой и бегом: «Догони меня», «Добеги до флажка», «Птички в гнездышках» и др. ;
-развивать координацию движений: учить перешагивать через препятствия (п/и «Через ручеек», «По кочкам» и др.);
-упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности (плоская и наклонная доска);
-развивать КГН и навыки самообслуживания (приучить к горшку, научить частично одеваться при небольшой помощи взрослого).
2. Направление «Художественно – эстетическое развитие» :
-вызывать интерес к рисованию и лепке, стараясь отвлечь мальчика от чувства брезгливости, используя сюрпризные моменты, игровые ситуации;
-учить работать с пластилином;
-упражнять в рисовании округлых форм;
-учить различать цвета («Разложи по домикам» и др.).
3. Направление «Познавательно-речевое развитие» :
-развивать грамматический строй речи; связную речь; ЗКР (д/и «Где находится?», д/и «Кто как кричит?», игры на развитие мелкой моторики рук («Комарик», «Бусики», различные шнуровки, словесные игры, рассматривание картинок, книжек, привлекать к участию в играх – драматизациях и др.)
- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;
- формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, умение по схемам, по картинкам;
- закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;
-продолжать знакомить с окружающим (д/и «Большой - маленький», д/и «Один-много», д/и «Окошки» и др.);
-учить обследовать предметы, развивать мышление (д/и «Кого не стало?», «Чудесный мешочек» и др.).
4. Направление «Социально – личностное развитие» :
- развивать умение в игровых ситуациях доигрывать ситуацию до конца;
- развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений;
- развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»);
-привлекать к уходу уход за растениями в уголке природы и на участке;
-привлекать к уборке игрушек, используя, психологические приемы («Кто быстрее уберет игрушки?», «Поиграл - убери» и др.).
В результате реализации ИОМ развития на конец года у ребенка «Цыпленок» была отмечена положительная динамика.