Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс

Татьяна Стародумова
Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс

Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, составляют основу для реализации принципа индивидуализации, а значит для построения индивидуального маршрута его развития.

Но как показывает практика, для нас педагогов все еще остается проблемой обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе, так как индивидуальное общение с каждым ребенком практически невозможно из – за большой наполняемости групп.

В решении данной проблемы нам очень хорошо помогают ФГОС, ведь стандарты предлагают создать ряд условий.

Но сегодня мы остановимся на предметно – пространственной среде, как наиболее доступном и эффективном методе создания социальной ситуации развития.

Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс

В своей работе, реализуя принцип индивидуализации, мы используем разнообразные модели, схемы, алгоритмы, центры, экраны. И сейчас я бы хотела поделиться с вами своими изюминками. Между детьми часто возникают ссоры, конфликты по различным причинам, думаю, каждый из вас с этим сталкивается ежедневно, как разрешить ту или иную конфликтную ситуацию? Размышляя над этим, мы решили обратиться к символам, которые бы напоминали детям о единстве их коллектива, о ценности каждого ребенка для коллектива, дружбе. Такими символами стали дерево и личные ладони детей. Таким образом, у нас получилось «Дерево дружбы».

Листья дерева символизируют каждого ребенка в группе как отдельного, ценного и очень значимого человека, само дерево символизирует единство нашей группы. Разрешая ту или иную конфликтную ситуацию, мы всегда обращаемся к данному дереву, произносим волшебные слова «мирилочки». С течением времени, заметили, что конфликтных ситуаций в группе стало возникать гораздо меньше, дети чаще стали разрешать конфликты самостоятельно, без нашего вмешательства.

Еще один момент принципа индивидуализации, оказание недирективной помощи детям. Как помочь ребенку, если он пришел в плохом настроении в детский сад, если он очень стеснителен, или испуган? В данном случае мы используем «Экран настроения».

Использование экрана дает возможность пообщаться с каждым ребенком индивидуально, скорректировать его эмоциональное состояние, так как используется он во время утреннего приема, когда не такое большое количество детей в группе. Следовательно, создать эмоционально благополучную обстановку для каждого ребенка вполне возможно. При оформлении экрана мы так же использовали символы. Так картинки с изображением разных эмоциональных состояний учат детей определять не только свое эмоциональное состояние, но и замечать состояние окружающих. Личные фотографии символизируют каждого ребенка, подчеркивают его индивидуальность. Дом же символизирует надежность, защиту, семью. Таким образом, используя данный экран, мы помогаем ребенку понять, что независимо от того в каком он сегодня пришел настроении, он находится под нашей защитой и мы всегда окажем ему помощь.

А сейчас уважаемые коллеги, я хотела вам предложить обменяться опытом, разделиться на две подгруппы, старший дошкольный возраст и младший дошкольный возраст, и, используя символы, представленные на экране, а так же материал на вашем столе, в соответствии с особенностями вашего возраста оформить и затем презентовать нам схемы, модели или экраны, направленные на оказание недирективной помощи детям, оказание помощи ребенку в выборе деятельности и участников совместной деятельности, в принятии решения, выражении своих чувств и мыслей, поддержке инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Проверка задания.

Семья, как известно, неизменный помощник в воспитании детей. Что и подтверждают стандарты. Работая с детьми из года в год, мы убеждаемся, что использование семейного опыта в организации предметно – развивающей среды, способствующей реализации принципа индивидуализации возможно через проектную деятельность. Общение с семьей через проектную деятельность позволяет ближе узнать индивидуальные особенности ребенка, традиции семьи, особенности воспитания, общения, а, следовательно, помочь в обеспечении эмоционально комфортной, доброжелательной атмосферы в группе, где он сможет проявить себя, выразить свои чувства и мысли.

Одним из таких проектов, которые мы организуем в своей группе, стал «Герб семьи».

Каждая семья, использовала свои символы при создании герба, которые отражали особенности, характер внутрисемейных отношений, привычки, традиции. Данные гербы, мы, конечно же, включили в предметно – пространственную среду группы.

Используя данную встречу, мне бы хотелось предложить вам создать и презентовать герб, который отражал бы особенности вашей подгруппы, ее индивидуальность.

Проверка задания.

Таким образом, можно сделать вывод, что предметно – пространственная среда действительно полностью обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.

Публикации по теме:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных.

Индивидуализация детей дошкольного возраста Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс
Опубликовано: 29 января 2015 в 15:56
+78Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Конспект занятия по рисованию «Портрет Снежной королевы» в подготовительной группе
Цель: Продолжить знакомство детей с портретным жанром. Развивать воображение, умение проявлять творческую инициативу. Задачи: 1. Вызвать интерес к...
Народные игры и забавы с детьми зимой на свежем воздухе
Народные игры и забавы с детьми зимой на свежем воздухе.  Наступления зимы с нетерпением ждут все – малыши, подростки и взрослые. Чистый белый...
Фотоотчёт о занятии по рисованию в средней группе «Моё село»
Цель: Учить детей передавать в рисунке образ села. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении села....