Индивидуальный образовательный проект. Картотека домашних заданий по автоматизации проблемных звуков у чувашскоязычных детей

Лариса Смирнова
Индивидуальный образовательный проект. Картотека домашних заданий по автоматизации проблемных звуков у чувашскоязычных детей

Цель проекта:разработать оптимальные домашние задания по автоматизации звуков, часто требующих логопедической коррекции у чувашскоязычных детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основные задачи проекта, решаемые внедрением разработки:

• Проанализировать психолого-педагогические основы содержания работы по автоматизации звуков, часто требующих логопедической коррекции у чувашскоязычных детей дошкольного и младшего школьного возраста.

• Определить основные методы, формы и возможности использования чувашского речевого материала в процессе автоматизации проблемных звуков у детей и разработать систему их комплексного применения.

• Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

Сроки реализации проекта: 1-2 года

Планируемый результат: автоматизация дефектных звуков в связной речи.

Участники проекта: учитель-логопед, ребенок, родители.

Новизна: «Картотека домашних заданий по автоматизации проблемных звуков у чувашскоязычных детей» состоит из 40 черно-белых карточек с увлекательными игровыми заданиями на чувашском языке для повторения и закрепления дома пройденного материала на занятиях. В проекте активно использованы увлекательные игровые задания, направленные на закрепление правильного произношения изолированного звука в звукоподражаниях, знакомства с буквой данного звука, автоматизации его в слогах, словах (в разной позиции, словосочетаниях, предложениях и связной речи. Для закрепления навыка составления связного текста по картинкам использованы упражнения: пересказ описательного рассказа, пересказ и цепной текст. Задания помогают в определенной последовательности с постепенным усложнением работать над звуком. Для тренировки мышц руки, для подготовки к овладению в дальнейшем навыками письма использованы задания на обведение, дорисовывание и раскраски картинок, которые доставляют им удовольствие.

Данные задания помогут развить фонематическое восприятие, память, мышление, внимание, обогатит словарный запас «подзабывшими» чувашскими словами.

Актуальность:

• Дефицит практического материала на чувашском языке на этапе автоматизации звука.

• Необходимость участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Содержание: Проект состоит из трех частей: аналитический;

планирование;

практическая разработка.

На первом этапе была определена проблема и сформулирована по ней тема. Далее собрана методическая и практическая литература, подобран и разработан материал на чувашском языке по теме. Вся литература и весь материал систематизирован, проработан и адаптирован к данной категории детей.

На втором этапе был разработан план содержания работы. В план были включены наиболее часто встречающиеся нарушения звукопроизношения:

– свистящий [с];

– шипящий [ш];

- заднеязычный [к] ;

– сонорные [р], [л].

План картотеки домашних заданий по каждому проблемному звуку (Ш,С,Р,Л,К):

• закрепление правильного произношения изолированного звука в звукоподражаниях;

• знакомство с буквой данного звука;

• автоматизация его в слогах (в прямых, обратных, автоматизируемый звук между гласными, со стечением согласных);

• автоматизация звука в словах, где звук находится в начальной позиции;

• автоматизация звука в словосочетаниях, составленных из слов, где звук находится в начальной позиции;

• автоматизация звука в предложениях, составленных из слов, где звук находится в начальной позиции;

• автоматизация звука в словах, где звук находится в середине;

• автоматизация звука в словосочетаниях, составленных из слов, где звук находится в середине;

• автоматизация звука в предложениях, составленных из слов, где звук находится в середине;

• автоматизация звука в словах, где звук находится в конце;

• автоматизация звука в словосочетаниях, составленных из слов, где звук находится в конце;

• автоматизация звука в предложениях, составленных из слов, где звук находится в конце;

• автоматизация звука в предложениях, где звук находится в смешанной позиции; (чистоговорки, загадки, пословицы);

• автоматизация звука в связной речи (пересказ описательного рассказа, пересказ и цепной текст).

Третий этап включает в себя практическую деятельность. На этом этапе подбирался, разрабатывался необходимый практический материал для каждого отдельного задания. Каждая картотека апробирована в работе с детьми. Проверялась учебная задача каждого упражнения и его содержание. На основе практической деятельности был разработан конечный оптимальный вариант содержания заданий.

Описание: Эта методическая разработка представляет собой серию домашних заданий по автоматизации «проблемных» звуков Ш,С,Р,Л,К.

Место моей работы – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. За год через Центр «проходит» больше тридцати детей. Дети на логопедические занятия зачисляются с различной речевой патологией, поэтому хронически не хватает времени на запись в тетрадь всех домашних заданий. Проанализировав методическую литературу и имеющийся речевой материал, который был подобран, разработан, переведен мной на чувашский язык, я решила создать «Картотеку домашних заданий на чувашском языке по автоматизации «проблемных» звуков». «Картотека домашних заданий» разработана в соответствии с методическими требованиями по работе над звукопроизношением. Кроме заданий по автоматизации звуков сюда включены задания по развитию мелкой моторики руки, зрительного восприятия, фонематического слуха.

На первой консультации проводится разъяснительная работа с родителями по работе с домашним заданием:

• домашнее задание даётся для повторения и закрепления пройденного материала на занятиях;

• дети должны выполнять его под руководством взрослого;

• весь материал проговаривается, что нужно выучить – учится;

• упражнения по мелкой моторике выполняются прямо в карточке;

• если ребёнок допускает ошибки – нужно его исправить и добиться правильного выполнения задания;

• поощрение ребенка за каждое правильно выполненное задание.

Ожидаемый результат. В итоге логопедической работы дети должны правильно произносить проблемные звуки в различных позициях и формах речи.

Список использованной литературы:

1. Баскакина И. В., Лынская М. И. «Логопедические игры. День рождения Р». Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука - М. : Айрис-пресс, 2007.

2. Баскакина И. В., Лынская М. И. «Логопедические игры. Приключения Л.» Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука - М. : Айрис-пресс, 2007.

3. Баскакина И. В., Лынская М. И. «Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка». Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука. - М. : Айрис-пресс, 2007.

4. Баскакина И. В., Лынская М. И. «Логопедические игры. Свистелочка». Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука. - М. Айрис-пресс, 2007.

5. Касицына М. А. «Рисующий гномик» - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.

6. Комарова Л. А. «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях.» Альбом дошкольника— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

7. Чёваш халёх сёмахлёх.? 5 том? Вак жанрсем?- Шупашкар:Чёваш к. неке издательстви: 1984?

8. Яковлева С. В. «Узнаю буквы — 1». — М. : ТЦ Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут Общие сведения: Фамилия, имя ребенка: Никита Возрастная группа: группа компенсирующей направленности детей с ТНР Индивидуальные особенности:.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР Калиничева В. В. Новикова И. В. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях специального детского сада во многом.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ) Представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта.

Индивидуальный образовательный маршрут развития Рыбка Индивидуальный образовательный маршрут развития Рыбка Воспитанника 09.10.2008 г. р. Группы «Непоседы» на 2015-2016 учебный год Воспитатель:.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ИМР) ФИО ребенка: Дата рождения: Группа: 1 старшая. Дата начала ИОМ: Направления работы по ОО Рассматриваемая проблема. Задачи работы.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Общие сведения о ребенке Елизавета В. Дата рождения: 6 мая 2013 г. Елизавета посещает школу-интернат с нарушением зрения с 2015 года. По.

Картотека игр и заданий на дифференциацию звуков [С]-[Ш] 1. «Хлопни-топни» Если услышишь в слове звук С – хлопни в ладоши. А если звук Ш – топни ногой. Сова, шапка, диван, собака, гном, карандаш,.

Картотека проблемных ситуаций для малышей в стихотворной форме Хочу предложить вашему вниманию несколько вариантов проблемных ситуаций для малышей в стихотворной форме. Маленькие дети хорошо реагируют.

Правила выполнения домашних заданий Правила выполнения домашних заданий • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

Реализация выбора, или Индивидуальный образовательный маршрут Реализация выбора или индивидуальный образовательный маршрут Уважаемые коллеги! Многие из нас мамы… предлагаю рассмотреть ситуацию, которая.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный проект. Картотека домашних заданий по автоматизации проблемных звуков у чувашскоязычных детей
Опубликовано: 13 октября 2016 в 23:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мороз не велик да стоять не велит
Морозным субботним утром на территорию детского сада № 16 «Тополёк» спешили воспитатели и родители с детьми. Вооружившись лопатами, собрались они здесь не...
Зимние прогулки
Ах, сколько на свете веселых затей! Мы лепим из снега фигурки зверей: Пингвин, колобок, медвежонок, лиса… Как весело всем! Мы творим чудеса!...
Лепка «Птичья столовая».
Цель: Создание птиц: воробья, синицы и снегиря из пластилина. -Учить детей лепить птиц: воробья, синицы, снегиря. Передавать их строение: туловище, голова,...
Фотоотчет новогоднего утренника в 1 младший группе
В нашем детском саду прошел самый первый новогодний утренник для детей 1 младшей группы! Наши малыши были такие нарядные, такие удивительные! Малыши...
Диагностика школьной зрелости
Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут____________________________________ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию отчество имя; 1....