Индивидуальный образовательный проект «Логопедический альбом для обследования чувашскоязычных детей»

Лариса Смирнова
Индивидуальный образовательный проект «Логопедический альбом для обследования чувашскоязычных детей»

Цель проекта: разработать практическое пособие по обследованию устной речи чувашскоязычных детей.

Основные задачи проекта, решаемые внедрением разработки:

• определение уровня речевого развития чувашскоязычного ребенка;

• выбор речевого материала заданий с учетом программных требований к вербальному развитию дошкольников старшего возраста;

• разработка речевой карты для внесения результатов обследования;

• разработка рекомендаций по коррекции речевых нарушений.

Сроки реализации проекта: 1-2 недели сентября.

Планируемый результат: определение уровня речевого развития чувашскоязычного ребенка.

Участники проекта: учитель-логопед, дети.

Новизна. Фонетика, фонематика, лексика и грамматика чувашского языка существенно отличается от русского. Логопедический альбом для обследования чувашскоязычных детей «Шкул =улне =итмен ачасен пуплевне тишкермелли логопеди альбом.» представляет собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи чувашскоязычных детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет). Он состоит из 6 частей: обследования звукопроизношения; фонематического слуха и фонематических функций; слоговой структуры слов; словаря; грамматического строя речи; связной речи. При составлении альбома учтены особенности чувашского языка:

• дополнительные чувашские буквы и звуки ё: =: \: .?

• отсутствие родов;

• наличие послелогов и отсутствие предлогов;

• при уменьшительной форме в чувашском языке добавляется лишь слово «п. ч. к», а не изменяется само слово.

• при изменении слова с единственного числа на множественное добавляется лишь окончание «–сем»;

• при согласовании имен существительных с числительными, имена существительные не меняются (п. р патак: ик. патак: утмёл пил. к патак);

• в чувашском языке нет приставочных глаголов (улетает-прилетает.)

• при назывании ласково прибавляются аффиксы - =.м: -ём: -.м;

Весь материал этапа обследования подобран на родном чувашском языке. К альбому составлена и приложена речевая карта.

Актуальность: отсутствие практического материала на чувашском языке для логопедов, работающих с чувашскоязычными детьми.

Содержание: Проект состоит из трех частей:

аналитический;

планирование;

практическая разработка.

На первом этапе была определена проблема и сформулирована по ней тема. Далее собрана методическая и практическая литература, подобран и разработан материал на чувашском языке по теме. Вся литература и весь материал систематизирован, проработан и адаптирован к чувашскоязычным детям.

На втором этапе был разработан план содержания работы. В план были включены следующие разделы:

1. Обследование звукопроизношения.

2. Обследование фонематического слуха, восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений.

3. Обследование слоговой структуры слова.

4. Обследование словаря.

5. Обследование грамматического строя речи.

6. Связная речь.

Третий этап включает в себя практическую деятельность. На этом этапе подбирался необходимый практический материал для каждого раздела альбома обследования речи чувшскоязычных детей.

Описание.

Логопедический альбом для обследования чувашскоязычных детей

«Шкул =улне =итмен ачасен пуплевне тишкермелли логопеди альбом.»

1. Обследование звукопроизношения.

Для проведения обследования звукопроизношения в альбоме подобраны иллюстрации с проблемными звуками речи указанного возраста (с, з, сь, =, ц, ш, ж, л, ль, р, рь, й). Подбор материала обследования проводился в соответствии с существующими методиками известных авторов Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой.

Для исследования каждого проблемного звука отводится одна страница с иллюстративным материалом, где звук находится в различных позициях: начале, середине и конце слов.

При подборе картинок для обследования звукопроизношения предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям этого возраста.

2. Обследование фонематического слуха, восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений.

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.

Задание 2.1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Задание 2.2. Дифференциация слов.

Задание 2.3. Выделение заданного звука из слов.

Задание 2.4. Выделение ударного гласного в начале слова.

Задание 2.5. Определение первого звука в словах.

Задание 2.6. Определение последнего звука в словах.

Задание 2.7. Определение последовательности звуков в слове.

Задание 2.8. Определение количества звуков в слове.

Задание 2.9. Составление слова из последовательно названных звуков.

Задание 2.10. Называние картинок, в названиях которых есть заданный звук («Ш» и «К»).

Задание 2.11. Подбор слов с заданным звуком («А» или «М»).

Логопед при обследовании предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее задание, которое находится в начале раздела. Результаты выполнения фиксируются в речевой карте.

3. Обследование слоговой структуры слова.

В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А. К. Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой структурой в зависимости от их возрастающей сложности.

Задание 3.1. Слова.

Задание 3.2. Предложения.

В заданиях детям предлагается самостоятельно называть все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умение ребенка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечение согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения. В результате выявляются индивидуальные возможности каждого ребенка. Особое внимание обращается на то, как произносятся сложные по слоговой структуре слова в различных предложениях. Определив уровень сложности слоговой структуры слов для произношения каждого ребенка, логопед может правильно подбирать речевой материал для проведения коррекционных занятий.

4. Обследование словаря.

В 4 части представлен материал, который позволяет провести качественный и количественный анализ словарного состава языка каждого обследованного ребенка. Для этого используется прием называния предметов, действий и качеств, обобщать понятия.

Имена существительные.

Задания 4.1. – 4.2. Назвать поочередно все однородные предметы каждой группы и подобрать к ним обобщающее слово.

Задание 4.3. Называние частей предмета, частей тела.

Задание 4.4. Называние профессий.

Глаголы.

Задание 4.5. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Называние характерное действие по предъявленному предмету. Называние близкие по значению слова-действия (вяжет, шьет, вышивает).

Имена прилагательные.

Задание 4.6. Назвать какого цвета и формы предмет. Подобрать к картинке слово с противоположным значением.

Задание 4.7. Антонимы. Логопед сначала приводит пример выполнения: пысёк – п. ч. к? Затем ребенок выполняет самостоятельно задания логопеда, подбирает слова с противоположным значением.

5. Обследование грамматического строя речи.

Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.

5.1. Словоизменение.

Задание 5.1.1. Назвать картинки в единственном и множественном числе.

Задание 5.1.2. Изменить существительные по падежам. Ребенку предлагаются картинки. Он должен ответить на вопросы. (Задание на 7 листах).

Задание 5.1.3. Образовать существительные с помощью ласкательного аффикса.

Задание 5.1.4. Образование глаголов совершенного вида.

5.2. Словообразование.

Задание 5.2.1. Образование названий детенышей животных и птиц.

Задание 5.2.2. Употребление предложно-падежных конструкций («послелогов»).

6. Связная речь.

Задание 6.1. Составить рассказ по сюжетной картинке «Пулё=ё» («Рыболов»).

Задание 6.2. Составить рассказ по серии картинок «Йытё =ури юлташсем тупни» («Как щенок нашел друзей»).

Задание 6.3. Составить пересказ текста «Жучка».

При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:

• создание в ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;

• чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

• предъявление заданий в игровой форме;

• экономичность предъявляемого материала;

• учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;

• учет работоспособности ребенка;

• четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.

Ожидаемый результат:

• наличие контакта логопеда с обследуемым ребенком;

• доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;

• своевременная компенсация состояния ребенка или прекращение обследования при возникновении по ходу обследования психосоматических, выраженных нейродинамических, невротических, психопатических или психических расстройств;

• исключение неэтичных ситуаций при обследовании ребенка и сообщении родителям о результатах диагностики и рекомендаций по дальнейшему виду обучения;

• возникновение у родителей (законных представителей) доверия к логопеду, готовность воспринимать логопедическое заключение и следовать рекомендациям специалиста.

Список использованной литературы:

1. Балобанова В. П., Богданова Л. Г. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения».- СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

2. Волкова И. И., мультимедийная презентация «Обследование экспрессивной речи»

3. Ильякова Н. Е. «Как щенок нашел друзей».-М. : ГНОМ и Д, 2006.

4. Иншакова О. Б. «Альбом логопеда».-М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

5. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Индивидуальный альбом как одна из форм закрепления знаний об эмоциях у детей.Индивидуальный альбом как одна из форм закрепления знаний об эмоциях у детей. Добрый день, уважаемые коллеги! Я неоднократно писала о том, что большое внимание во взаимодействии с детьми уделяю их эмоциональному развитию.

Индивидуальный образовательный маршрут Общие сведения: Фамилия, имя ребенка: Никита Возрастная группа: группа компенсирующей направленности детей с ТНР Индивидуальные особенности:.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР Калиничева В. В. Новикова И. В. Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях специального детского сада во многом.

Индивидуальный образовательный маршрут музыкально-способного ребенка.Индивидуальный образовательный маршрут музыкально-способного ребенка. Индивидуальный образовательный маршрут музыкально- способного ребенка. Как бы нам не хотелось, но наши старшие воспитатели требуют от нас.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ) Представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта.

Индивидуальный образовательный маршрут развития Рыбка Индивидуальный образовательный маршрут развития Рыбка Воспитанника 09.10.2008 г. р. Группы «Непоседы» на 2015-2016 учебный год Воспитатель:.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ИМР) ФИО ребенка: Дата рождения: Группа: 1 старшая. Дата начала ИОМ: Направления работы по ОО Рассматриваемая проблема. Задачи работы.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Общие сведения о ребенке Елизавета В. Дата рождения: 6 мая 2013 г. Елизавета посещает школу-интернат с нарушением зрения с 2015 года. По.

Индивидуальный образовательный проект. Картотека домашних заданий по автоматизации проблемных звуков у чувашскоязычных детей Цель проекта:разработать оптимальные домашние задания по автоматизации звуков, часто требующих логопедической коррекции у чувашскоязычных.

Реализация выбора, или Индивидуальный образовательный маршрут Реализация выбора или индивидуальный образовательный маршрут Уважаемые коллеги! Многие из нас мамы… предлагаю рассмотреть ситуацию, которая.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный проект «Логопедический альбом для обследования чувашскоязычных детей»
Опубликовано: 16 октября 2016 в 22:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда...
Фотоочерк: Публикации в печатных изданиях — один из критериев при присвоении...
Уважаемые, коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами своей радостью и гордостью. Вчера ( 21. 01. 2019 г) по почте мне пришёл очередной журнал с...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...