Лучший педагог года

Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника

Мария Сафарова
Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника

«Одаренность человека – это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать

за ним, сделать все необходимое, чтобы

он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

на занятиях все легко и быстро схватывают;

знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

быстро запоминают услышанное или прочитанное;

решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

Публикация «Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника» размещена в разделах

задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

очень восприимчивы, наблюдательны;

быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте :

- дети с высоким общим уровнем умственного развития;

- дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).

Актуальность

В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Реальность и значимость этой проблемы несомненны. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Как выявлять одаренность? Что можно сделать для поддержки таких детей?

В современной системе образования она становится тем более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.

Главной задачей современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание детей с высоким уровнем развития способностей. В отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей, отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одаренности.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. В нашем дошкольном учреждении выявилась следующая проблема: преобладающая ориентация на «среднего» ребенка, а также отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Умная мысль: ". человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации. "

Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989, генетик, эволюционист

В связи с этим в ДОУ необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью.

Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

Задачи проекта :

1. Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Составить план работы учреждения по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности.

3. Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей.

4. Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности.

5. Определить стратегию педагогического взаимодействия с одаренными и высокомотивированными детьми.

6. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

7. Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.

8. Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.

9. Создать единый банк данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников.

Основной целью проекта является :

создание благоприятных условий для оптимального развития одаренных детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Стратегический проект предусматривает 6 направлений работы.

1-е направление (этап) :

• Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса по особенностям организации работы с одаренными детьми.

• Формирование у педагогов способности и готовности использовать современные образовательные, информационные, коммуникативные технологии в работе с одаренными детьми.

Решение этих задач осуществляется через систему мероприятий с педагогами и всеми участниками педагогического процесса:

Изучение психолого – педагогической литературы, программ, методических разработок по выявлению и сопровождению одаренных детей.

Накопление научной литературы для организации самообразования педагогов; систематический обзор новинок методической литературы и публикаций.

Проведение педагогических советов, семинаров, консультаций и т. д.

Знакомство с имеющимся практическим опытом по данному направлению.

Формы работы с педагогами

1. Консультации: «Особенности современной образовательной ситуации», «Запросы родителей и педагогов на развитие способностей детей дошкольного возраста».

2. Дискуссионные качели: «Роль взрослого и сверстников в развитии разных способностей».

3. Практическая лаборатория по решению проблемных ситуаций.

4. Анализ видеофрагментов занятий с детьми и их обсуждение.

5. Творческие задания для педагогов по созданию условий для развития способностей детей :

- подготовить рекламу методических пособий;

- составить конспект занятия по развитию способностей;

- предметной деятельности детей и разыграть его.

6. Игровые тренинги с участием педагога-психолога детского сада.

7. Анализ детской продукции на предмет выявления признаков творческого мышления и воображения у ребенка (обучающий тренинг педагога-психолога детского сада).

8. Творческая мастерская музыкальных руководителей на тему «Методы и приемы развития музыкальных способностей».

9. Использование метода проектов, как средства развития способностей

Чтобы определить, насколько педагоги готовы к работе с одаренными детьми, провести анкетирование на начальном этапе работы, выявить их знания об одаренных детях, чтобы правильно построить методическую работу с ними и на конечном этапе провести анкетирование на готовность педагогов работать с одаренными детьми.

Критериями повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов является:

- Понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности воспитанников;

- знание классификации способностей, значение интереса и эмоций к деятельности в развитии способностей детей;

- умение организовать предметно-развивающую среду и использовать разные методы и приемы для развития способностей детей;

- овладение методами определения склонностей и способностей детей; оценивания развития общей одаренности ребенка; оценивания специфичной одаренности;

- Овладение навыками организации эффективного общения с ребенком по поводу развития его активности, деятельности и способностей.

- обеспечение мотивационной готовности педагогов к работе с одаренными детьми

2-е направление проекта :

• Создание системы выявления, поддержки и психолого-методического сопровождения одаренных детей.

• Вооружение педагогов эффективными методиками выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных детей

Для более эффективной работы по созданию системы выявления и поддержки одаренных детей создать творческую группу, разработать положение о работе группы, наметить основные направления ее деятельности. В творческую группу должны войти педагоги, которые глубоко изучают определенный вид одаренности ребенка, методики выявления и сопровождения ОД, апробируют новые вариативные формы работы с детьми: психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, воспитатели, организующие работу кружков по интересам.

Содержание деятельноститворческой группы.

Творческой группе предстоит:

Разработать карты с критериями оценки, позволяющими педагогам и родителям на основе наблюдений за деятельность ребенка, выявлять склонности детей к определенным видам деятельности и области, в которых они показывают высокую результативность.

Отобрать специальные методики, тесты и анкеты, позволяющие определить наличие одаренности у детей.

Изучить и отобрать приемы целенаправленного педагогического воздействия для развития детской одаренности в различных областях.

Создать банк методических материалов для работы с одаренными детьми.

Разработать программу сопровождения одаренных детей.

Работа творческой группы начинается с проведения ряда семинарских занятий, на которых будут рассматриваться:

• Научно-методологические основы изучения детской одаренности;

• Существующие программы и опыт работы других учреждений;

• Психологические и педагогические методы диагностики различных видов одаренности;

• Нормативно-правовая база.

Изучить известные психолого-педагогические диагностики, частично апробированы и на их основе, разработать систему диагностики выявления одаренных и высокомотивированных детей наиболее приемлемых в нашем дошкольном учреждении.

В результате деятельности творческой группы создать систему выявления одаренных детей, которая включает в себя:

наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности);

анкетирование взрослых (родителей и воспитателей);

групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик;

индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

Создание условий для проявления детской одаренности : организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу.

3-е направление проекта :

Разработка системы мероприятий, направленных на выявление и стимулирование разных видов детской одаренности, т. е. создание условий для развития способностей каждого ребенка,

поэтому основными задачами работы педагогического коллектива детского сада являются:

Активизировать участие детей в конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня.

Создать эффективные условия для проявления и развития детской одаренности.

Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.

Организация работы кружков по интересам дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Кружки по интересам, так как они организуются с группой детей не более 10 человек, дают возможность:

обеспечить успешную и продуктивную работу с детьми.

поддержать детскую инициативу и любознательность,

осуществить индивидуально - дифференцированный подход к каждому ребенку, т. к. задания распределяются с учетом возможностей и интересов ребенка.

Необходимыми условиями для проявления и развития детской одаренности, помимо наличия специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей, также являются:

наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

наличие личностно-ориентированной, воспитательно-образовательной системы.

Настоящее воспитание взращивает, вос-питывает, под-питывает, то есть питает заложенные в человеке способности и таланты. Поэтому очень важно создать комфортную психологическую среду для маленького дарования, чтобы раскрылись его способности.

Для достижения результатов педагогами должны выдерживаться принципы создания комфортной среды:

развитие чувства защищенности у детей, отказ от высказываний оценок и критики в адрес ребенка;

обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка всевозможными материалами и стимулами, представляемыми в полное распоряжение ребенка, с целью развития его любознательности;

использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

предоставление ребенку возможности активно задавать вопросы;

отмена своей функции общего контроля, и предоставление более частой самостоятельности для выстраивания творческого процесса.

Стимулятором проявлений детских одаренностей служит также предметно - развивающая среда детского сада. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями.

Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности (богатство возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

Активизация трансформационных возможностей предметно- пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Формы работы,

стимулирующие проявление детской одаренности

Конкурсы - выставки детского творчества разной тематики;

Выставки самостоятельных творческих работ детей;

Спортивные соревнования по разным видам спорта;

Поэтические и литературные гостиные,

Викторины;

Интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»)

Турниры по шахматам и спортивным играм

Музыкальное шоу «Стань звездой», концерты

Итак, на основании вышесказанного можно сказать, что только при выполнении этих рекомендаций и целенаправленной работе по выявлению и поддержке одаренных детей со стороны окружающих их взрослых, можно сыграть созидательную, а не разрушительную роль в развитии их способностей и таланта.

4-е направление проекта :

Включение семьи в систему работы детского сада с одаренными детьми

Организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников;

привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе;

повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей;

осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье;

дифференциация работы с родителями.

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.

И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Формы работы

с родителями

Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.

Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.

Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Факторы, способствующие развитию детей с предпосылками одаренности в семьях воспитанников

1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.

3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

5-е направление проекта :

Организация конструктивного сотрудничества с социумом: с художественной школой, Центром детского творчества, спортивной школой, музыкальной школой и т. д.

Работа организуется по нескольким направлениям:

Разработка совместного плана мероприятий с одаренными детьми.

Составление индивидуальных планов, программ развития для детей с предпосылками одаренности.

Кружковая работа на базе ДОУ

Организация совместных выставок, конкурсов, фестивалей.

Создание единого банка данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников

6-е направление проекта :

Создание банка данных об одаренных детях.

Сбор сведений по детскому саду о наличии одаренных детей в группах.

Сбор сведений о бывших выпускниках детского сада, проявлявших одаренность в каких-либо областях.

Заполнение листов рейтинга.

Создание кейса методического обеспечения работы педагогов с одаренными детьми :

Нормативно – правовые документы по работе с одаренными детьми.

Возрастные особенности одаренных детей.

Подбор методик и диагностик выявления одаренных детей.

Программа сопровождения одаренных детей по разным видам деятельности.

Подбор практических методических материалов.

ВЫВОДЫ: Эффективность работы по выявлению и сопровождению одаренного ребенка возможна, если система тщательно выстроена, строго индивидуализирована.

Результативность проекта :

- Создание банка одарённых детей, с определёнными способностями и наклонностями

- вариативность индивидуальных маршрутов развития, программ индивидуальных траекторий развития одаренных детей.

- обогащение предметно-развивающей среды, с учётом склонностей детей;

- повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам одаренности детей

- родители активные участники проекта

Заключение

Работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий. кто понятлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ Добрый день, Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ». В.

Индивидуальный маршрут ребенка с признаками одаренности ]ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ Воспитатель: Латухина Татьяна Григорьевна Для воспитанника: Гриценко.

Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут Фамилия, имя ребенка ___ Дата заполнения 10. 09. 2015 г Основное направление развивающей.

Индивидуальный образовательный маршрут по физическому развитию Индивидуально образовательный маршрут Ф. И. ребенка: ___ Группа: старшая группа Цель: Способствовать.

Индивидуальный образовательный маршрут .

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка. Дата рождения 15.04. 2007г. р. Возраст ребенка: 7 лет. Пол мужской. Дата начала.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Индивидуальный образовательный маршрут по физическому развитию Индивидуальный образовательный маршрут по физическому развитию Елена Любченко  Ф. И. ребенка: ___ Группа: старшая группа Цель: Способствовать.

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции ФФНР Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции ФФНР Автор-составитель: Л. В. Абалмазова, учитель-логопед МБДОУ-ЦРР-детский.

Образовательный проект «Развитие словаря дошкольника» для воспитателей ДОУ Образовательный проект «Развитие словаря дошкольника» Соснина Светлана Валерьевна, Воспитатель старшей группы, МБДОУ Д. С. № 45 г. Новокузнецка.

Автор публикации:
Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 21:29
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД