Индивидуальный педагогический проект «Развитие личностного потенциала детей через сенсорное развитие»

Рамиля Салимгареева
Индивидуальный педагогический проект «Развитие личностного потенциала детей через сенсорное развитие»

Паспорт индивидуального педагогического проекта

МБДОУ «Тимяшевский детский сад – Ласточка»

Автор проекта и название ОО Воспитатель Салимгареева Рамиля Рустамовна

муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Тимяшевский детский сад – Ласточка»

муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО «Формирование личностно – развивающей образовательной среды на территории детского сада для развития личностного потенциала»

Направление педагогического проекта Сенсорное и творческое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Название (тема) педагогического проекта «Развитие личностного потенциала детей через сенсорное развитие»

Решаемая ключевая проблема Совершенствование сенсорного воспитания малышей, реализации развивающего потенциала ведущей – предметной деятельности. Реализовать новую концепцию дошкольного воспитания, поиск неординарных, альтернативных путей, в развитии сенсорных и творческих способностей, что определяет меру значимости вещей и явлений окружающей жизни.

Цель педагогического проекта Обобщить педагогический опыт по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Создание условий развивающей среды, в которой дети смогут получить большое разнообразие для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития и формированию творческих способностей детей раннего возраста.

Целевая группа Воспитатель, дети группы, родители группы.

Основная идея педагогического проекта Педагогический проект фокусируется на развитии личностного потенциала ребенка, помогающий ему научится управлять своими внутренними ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими, ставить цели и быть ответственным за свою жизнь. Поэтому педагоги должны создать условия для развития возможностей для его позитивной социализации и творческих способностей. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное развитие.

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта - Профессор Н. М. Щелованов назвал младший возраст «золотой порой»

- … Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончике пальцев.

В. А. Сухомлинский

- Понятие личности довольно часто используют как универсальную ёмкость, в которую складывается всё – и наследственность, и темперамент, и характер, и мотивация, и внутренний мир слов…

Д. А. Леонтьев

- Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Используемые технологии/методики/приёмы/техники.Современные здоровьесберегающие технологии: цветотеропия, песочная терапия, пальчиковый массаж;

. Игровые технологии;

. Сенсорная комната;

.Формы: игры, упражнения, занятия;

.Методы: словесный, наглядный, организационный, мотивирующий, игровой, практический;

.Приемы: обследования и сравнения, исследования, диагностика;

.Принципы: наглядности, доступности, систематичности и последовательности, прочности.

Значимые продукты педагогического проекта - Пополнение новым, современным оборудованием в сенсорной комнате;

- Изготовление авторских дидактических игр и пособий формирующие сенсорные представления;

- Проведение мастер-классов для родителей и педагогов;

- Изготовление бизибордов, лепбуков;

- Пополнение атрибутами центра для опытов и исследований;

- Проведение конкурсов среди родителей по изготовлению игр для детей группы по сенсорному развитию;

- Выступления на республиканских семинарах по обобщению педагогического опыта.

Личный вклад педагога в изменения в ОО - Обобщение педагогического опыта на педсоветах, семинарах, ММО для педагогов дошкольных учреждений;

- Работа в управленческом проекте по преобразованию территории ДОУ;

- Организация пространства для создания нового игрового центра с использованием дидактических игр и центра для опытов и исследования, центра для творчества;

- Изготовление и внедрение системы авторских дидактических игр и методического материала, обеспечивающее развитие восприятия цвета, величины, формы;

- Разработка картотеки дидактических игр.

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я, занятие (-я, публикация (-и, видеопрезентация Выступление с презентацией по проекту «Развитие личностного потенциала детей через сенсорное развитие»

ВВЕДЕНИЕ

«… Истоки творческих способностей

Детей и их дарований –

На кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического, творческого воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому я решила заняться разработкой творческого проекта по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, так как именно этот возраст является сенситивным для усвоения сенсорных эталонов.

Программа фокусируется на развитии личностного потенциала ребенка, помогая ему научится управлять своими внутренними ресурсами, мышлением, поведением, взаимодействовать с другими, ставить цели и быть ответственным за свою жизнь и расширить возможности ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения.

Индивидуальный педагогический проект

с детьми раннего возраста

«Развитие личностного потенциала детей через сенсорное развитие»

Автор проекта: Тимошкина Наталья Николаевна

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

Сенсорное воспитание – это развитиевосприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Ранний возраст – это начало сенситивного периода для развития предметного восприятия (с двух лет).

Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте, как о возрасте интенсивного развития восприятия.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира и развитие творческих способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Проблема:

Совершенствование сенсорного воспитания малышей, реализации развивающего потенциала ведущей - предметной - деятельности. Реализовать новую концепцию дошкольного воспитания, поиск неординарных, альтернативных путей в развитии сенсорных способностей, что определяет меру значимости вещей и явлений окружающей жизни.

Новизна:

Использование информационно – коммуникативных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности образования.

Сенсорное воспитание влияет:

• Умственное развитие;

• Эмоции; творчество;

Развитие самостоятельности;

Развитие отношения к окружающему.

Формирование сенсорных эталонов:

• Цвет

• Форма

• Величина

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

Развивать познавательные процессы;

Развивать мелкую моторику.

В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную и творческую сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Цель проекта:

Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста

Задачи проекта:

1. Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;

2. Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;

3. Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.

Паспорт проекта:

Проект по сенсорному развитию предназначен для детей раннего возраста и реализован в МДОУ «Тимяшевский детский сад - Ласточка».

Тип проекта – познавательно-игровой, исследовательский, творческий

По числу участников – групповой

По времени проведения – краткосрочный (с сентября по декабрь)

По характеру контактов – в контакте с семьёй

Образовательные области – социализация, познание, коммуникация, продуктивная деятельность.

Участники проекта:

воспитатель, дети первой младшей группы, родители.

Предполагаемые результаты:

• Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;

• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;

• Группировать предметы по заданному признаку;

• Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;

• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.

Этапы реализации проекта:

Iэтап: Организационно-информационный

Изучение научной и методической литературы;

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.

IIэтап: Практический

Реализация плана проекта «Развитие личностного потенциала детей через сенсорное развитие»;

Различные формы работы с детьми;

Взаимодействие с родителями по реализации проекта.

IIIЭтап: Заключительный

Подведение итогов;

Заключительное мероприятие в рамках проекта.

Перспективы развития проекта

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов и творческих способностей у детей раннего возраста;

• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Информационные ресурсы

Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. —Ярославль: Академия развития, 1997;

Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;

Немов Р. С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Игрушки
Автор публикации:
Индивидуальный педагогический проект «Развитие личностного потенциала детей через сенсорное развитие»
Опубликовано: 21 января 2021 в 21:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. День ниток и пряжи на МААМ

Нитки всегда были и будут очень важны для людей: без них не сошьёшь одежды или обуви, чтобы защитить себя от холода. В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о том, как делаются нитки,...

2 марта. Международный день спички

Простому, но очень важному, изобретению человечества посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вместе с ребенком найти спичкам нестандартное...

Поделки «Первоцветы для любимых мам»
Цель:создать условия для детского творчества Задачи:учить лепить первоцветы, закрепить знания детей о первых весенних приметах, развивать аккуратность,...
Сценарий праздника, посвящённого пятилетию образования Юпид «Дети «Звёздочки» за мир...
Цель: пропаганда среди дошкольников безопасного поведения на улицах города. Формирование у детей углубленных знаний Правил дорожного движения через...
Детский мастер-класс «Павловопосадский платок — подарок маме»
Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник – 8 марта. К этому празднику все дошколята готовят подарки, сделанные своими руками. Очень...