Папки-передвижки

Индивидуальный план по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 5–6 лет»

Дарья Луговая
Индивидуальный план по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 5–6 лет»

Индивидуальный план по самообразованию

МКДОУ «Куртамышский детский сад №4»

Куртамыш

МКДОУ «Куртамышский детский сад №4»

Индивидуальный творческий план самообразования

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 5-6 лет»,

Воспитатель: Луговая Дарья Александровна

2017-2019

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

Публикация «Индивидуальный план по самообразованию „Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 5–6 лет“» размещена в разделах

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский.

Актуальность темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 5-6 лет», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Воспитанникам очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с воспитанниками и родителями (законными представителями, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.

Задачи:

1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности воспитанников;

2) Совершенствовать мелкую моторику воспитанников через пальчиковые игры;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4)Дать знания родителям (законным представителям) о значимости пальчиковых игр.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

1. Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы.

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — заключительный

Форма отчё тности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

• Подготовить для родителей (законных представителей) консультацию на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»;

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

• Выступление на педсовете,

Предполагаемый результат:

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у воспитанников, улучшить качества речи.

1. информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы в течении года 2017-2018

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. – 18 с.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.

5. Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М. : Мой мир, 2008. – 256 с.

6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.

7. Никитина А. В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб. : КАРО, 2008. – 96 с.

8. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.

9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальныепальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.

10. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.

11. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : «Эксмо», 2006. – 25 с.

2. Цвынтарный В. " Играем пальчиками и развиваем речь".

2. Внедрить в работу с детьми. 2018-2019г. г

Основная работа заключается в работе с воспитанниками:

В начале работы был составлен перспективный план пальчиковых игр. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Выполняя с волспитанниками пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Изучая данную тему, провожу работу с родителями (законными представителями) :

Индивидуальные беседы :

Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании : самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Перспективный план на 2017-2019 учебный год

Таблица №1

Сроки Содержание работы Дата выполнения

Сентябрь -Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук, как средство развития речи детей 5-6 лет

-создание картотеки пальчиковых игр, упражнений, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

Октябрь -Заучивание пальчиковых игр :

«Осень», «Ёж», «Дятел», «Овощи».

-Заучивание пальчиковых игр :

«Капуста», «Зайка», «Фрукты», «Апельсин».

Ноябрь - консультация для родителей (законных представителей) на тему: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»;

- Заучивание пальчиковых игр :

«Ёлка», «Снежок», «Замок».

- индивидуальное заучивание игр с массажными мячиками:

«Ёжик»

«Орех»

- Консультация для родителей ( законных представителей: Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».

Декабрь - Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

- Заучивание пальчиковых игр : «Медведь» «Белка»

Январь -Папка передвижка для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»

- Заучивание пальчиковых игр :

«Перчатка», «Человечек», «Зима».

Февраль -Заучивание пальчиковых игр :

«Весна», «Кап, кап, кап.», «Уточка».

- консультация для родителей (законных представителей) «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Март - Заучивание пальчиковых игр :

«Голуби летели», «У дорожки дуб растёт»,

«Пчела».

- консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников 5-6 лет «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

Апрель -Диагностика уровня развития мелкой моторики

Анализ работы по теме самообразования

Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы6 «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 5-6 лет.

3. заключительный этап.

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Анализ работы по теме самообразования

Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы.

Выводы: К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у воспитанников стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. – 18 с.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.

5. Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М. : Мой мир, 2008. – 256 с.

6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.

7. Никитина А. В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб. : КАРО, 2008. – 96 с.

8. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.

9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.

10. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.

11. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : «Эксмо», 2006. – 25 с.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста». 1слайд Уважаемые коллеги вашему вниманию.

«Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста» Цель – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Формирование.

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет (первая младшая группа) 1. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Театр как средство развития речи у дошкольников» Индивидуальный план повышения профессионального уровня Мустафиной Римы Адибовны на 2013-2017 гг. 1.1. Фамилия Мустафина 1.2. Имя Рима 1.3.

Индивидуальный план работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры» Введение: Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное.

Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста «Детский сад Тополёк» п. Демьянка – филиал МАУ ДО «Детский сад Солнышко» п. Туртас Уватского муниципального района КОНКУРС «Методическая.

План по самообразованию по теме «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Этап работы над темой:1 год. Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи:1. Интегрировать.

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

«Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников». План работы воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей комбинированной группы № 4 Ивановой А. И. Тема: «Дидактические игры как средство развития.

Презентация «Пальцы учат говорить». Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный план по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 5–6 лет»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 09:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД