Хохлова Татьяна
Индивидуальный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье представлен анализ работы дошкольного учреждения по проблеме физического воспитания мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Проведено исследование по выявлению уровня физического развития детей разного пола.
Ключевые слова: физическое развитие, двигательная активность, здоровый образ жизни, педагогическая деятельность, физическое развитие, дошкольный возраст, ФГОС.
Публикация «Индивидуальный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями» размещена в разделах
Согласно Федеральному закону от 29 дек. 2012 г. № 2073-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Для повышения качества дошкольного образования всё активнее обсуждается проблема воспитания детей с ограниченными возможностями.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Данный аспект образовательной политики предполагает активный поиск эффективных подходов к организации педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Вступивший в силу 01.01.2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на создание благоприятных условий развития детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями. Обозначая одну из образовательных областей - «Физическое развитие» ФГОС ДО уточняет ее задачи и конкретизирует содержание, которое позволяет решать вопросы индивидуального подхода и развития потенциальных возможностей детей. Одним из важнейших вопросов педагогического процесса образования является применение педагогом индивидуального подхода к каждому ребёнку. Считают, что индивидуальный подход в образовании способствует проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем ему большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и неуязвимым.
Анализ существующей практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями, в том числе и гендерного обучения, и воспитания. Это связано с тем, что в и программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждениях так же недостаточно уделяется внимания вопросам данного направления в образовании. В результате, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, а так же не на их физическое здоровье. Однако в педагогической литературе накоплен достаточный опыт о том, что давно назрела необходимость осуществлять дошкольное образование, в том числе физическое развитие дошкольников с учетом их психического и физического здоровья. Гендерные различия, различия у детей с первой группой здоровья и детей с ограниченными возможностями упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, нормативные показатели физической подготовленности направлены конкретно на здоровых мальчиков и девочек.
По данному направлению проводилась экспериментальная работа на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска «Детский сад № 154 автономного вида». При организации предметно-развивающей среды по физическому воспитанию в групповых помещениях и физкультурном зале ДОУ, мы руководствовались не только возрастными, но и гендерными особенностями, группой здоровья и физического развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Модель предметно-развивающей среды по организации педагогической деятельности представлена двумя блоками: внешней предметно-развивающей средой и внутренней предметно-развивающей средой. Следующим этапом организационной работы была разработка перспективного плана педагогической работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями, а так же с учетом гендерных особенностей. Перспективное планирование включало в себя планирование мероприятий в течение восьми месяцев, при проведении четырех занятий в месяц с использованием разнообразных форм работы: совместные физкультурные занятия, раздельные физкультурные занятия, физкультурные досуги и развлечения с индивидуальным подходом к детям с нарушениями в здоровье, работа с родителями по учету особенностей, физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня с учётом индивидуального подхода.
Сильный, жизнерадостный ребенок с улыбкой на лице, что может быть прекраснее? А улыбки, не сходящие с лиц наших воспитанников, говорят о правильности выбранного нами пути в решении этой цели!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аверьянова Т. С. Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возрастаВісникІнститутурозвиткудитини. Сері я: Філософія, педагогіка, психологі я: Збірникнауковихпраць; Вип. 17. Киев: Изд-во Национ. пед-го ун-та им. М. П. Драгоманова. 2011. С. 121-127.
2. Аптина Н. А. Дифференцированный подход при организации физического развития мальчиков и девочек в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации / Под ред. Н. А. Аптина. – Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2009. – 55с.
3. Багина А. Н. Формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : автореф. дис. М. 2007г.
4. Бёрн Ш. М. Гендерная психология. / Ш. М. Бёрн. СПб. : прайм – ЕВРОЗНАК, 2002 г. – 320с.
5. Бочарова Н. И. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, 1997г., № 12.
6. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
7. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам / Л. Д. Глазырина. – М. : Владос, 2004.
8. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова – М. : Линка-Пресс, 2009. – 224с.