Папки-передвижки

Индивидуальный проект по русскому языку «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» для 9 класса

Пурклова Наталья Сергеевна
Индивидуальный проект по русскому языку «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» для 9 класса

ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Жизнь и творчество М. В. Ломоносова»

Руководитель проекта :

Пурклова Наталья Сергеевна

МБОУ «Золотонивская СШ»

Автор проекта :

обучающийся 9 «А» класса

Пурклов Алексей

Содержание

Введение…. 3

Жизнь и деятельность….5

Научные достижения…. 9

Атомно-кинетическая концепция. У истоков всеобщего закона природы…. 9

Публикация «Индивидуальный проект по русскому языку „Жизнь и творчество М, В, Ломоносова“ для 9 класса» размещена в разделах

Работы в области географии…12

Труды в области истории…. 14

Работы в области искусства….15

Заключение…. 17

Список литературы…18

Введение

Актуальность обращения к теме обусловлена тем, что Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества.

Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”.

В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения - славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия. Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать, по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием.

Поэтому случай с Михаила Васильевича Ломоносова можно считать уникальным.

Цель работы: Узнать побольше о биографии М. В. Ломоносова

В соответствии с этой целью сформулированы следующие

задачи:

- изучить биографию Михаила Васильевича Ломоносова;

Жизнь и деятельность

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в деревне, Куростовской волости, Архангельской губернии в семье крестьян-поморов Ломоносовых. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши. Разнообразная природа севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.

Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С 10 лет он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на рыбный промысел. Отец был неграмотный, но умный, предприимчивый человек. К началу 20-х годов он уже имел свой промысел. Почти 9 лет юноша разделял вместе с отцом его трудную и опасную профессию, совершая далекие морские переходы. Хотя в то время суда уже имели компаса, а с помощью угломерного прибора приморы умели находить высоту и широту полюса. Но для этого требовались большая сноровка и огромный опыт.

В 1763 году, составляя «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», Ломоносов уверенно писал, что продвижение судов в северных морях зависит от течения и направления ветра, «Сие приметил я по всему берегу Норманнского моря от Святого носу до Кильдина острова».

Свой путь в науку Ломоносов начал с изучения грамоты. Как сообщают современники, будущий учёный начал постигать грамоту в 11-12 лет. И скоро мог переписывать церковные книги. В 14 лет Ломоносов мог грамотно и чётко писать. Страсть к науке, тяжёлая обстановка заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 года, когда ему было 19 лет. Свой уход из дома юноша тщательно продумал. Зная, что только в трёх городах России- в Москве, Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими науками, и свой выбор он остановил на древней столице.

В 1731 году начался новый период в жизни юного учёного - его трудный путь в науку. В Москве находилась «Славяно-греко-латинская академия». Но свой выбор Ломоносов остановил на Математико-навигационной школе, именно в ней он начал своё образование. И уже в середине 1731 года он подает прошение на зачисление его в высшее учебное заведение. Он хотел поступить в «Славяно-греко-латинская академия» и продолжить там свой великий путь. В Академию можно было поступать только людям знатного рода, а Ломоносов был из простой семьи, и ему пришлось придумать свою историю.

На всю жизнь сохранил Ломоносов тяжелое воспоминание о бедствиях, которые он испытал в годы учения: «жалование в 6 низших школах получалось 3 копейки на день, в седьмой - 4.», - писал он в 1745 году. Через земляков-поморов юноша вскоре установил связь с отцом. В сентябре 1731 года истек срок паспорта, и с этого времени ученик считался в бегах. В 1753 году Ломоносов писал о своей учебе : «обучаясь в школах, имел я со всех сторон отвращение от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти неопределенную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство, которое он для меня кровавым потом добыл и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и кваса, прочее - на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил».

Ломоносов пришел в Академию наук, когда вступил во второе десятилетие своей деятельности. В начале января 1736 года прибыла еще одна группа учеников, чтобы пополнить гимназию. Учитывая недостаточную подготовку студентов в общих предметах, решено было сначала направить учащихся в Марбургский университет к известному ученому Христиану Вольфу, который в 1725 году был избран почетным членом Петербургской Академии. Все приготовления к отъезду были закончены в середине августа 1736 года. Студентам предстояло морем прибыть в Германию.

С помощью Вольфа русские студенты приобщились к занятиям в Марбургском университете. В Марбурге Ломоносов с 1736 до середины 1739 года, слушал курс римского красноречия. Жизнь русских студентов постоянно осложнялась задержкой пересылки денег на их содержание.

В Марбурге Ломоносов начал собирать личную библиотеку. Осенью 1738 года он к рапорту в Петербург приложил список собранных книг. Летом 1739 года Ломоносов со своими товарищами прибыл известному учёному Ганкелю. Обучение студентов Ганкель начал с минералогии и металлургии. Наблюдательному Ломоносов бросилась в глаза разносторонность обучения. Во время обучения будущий ученый почерпнул немало полезного в организации горного дела, познал строение кристаллов, проникся интересом к химическим исследованиям.

В 1739 году Ломоносов написал большое литературное произведение «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года».

Из Марбурга Ломоносов добрался до Любека, а оттуда кораблем приплыл в Петербург и пришел в Академию.

Академия тогда переживала трудные времена. Ломоносов числился студентом и не мог получить должности. В декабре 1741 года он написал работу «Элементы математической химии». В августе того же года он пишет «Физико-химические рассуждения о соответствии серебра и ртути».

1 января 1742 он был назначен адъютантом академии. Ему понадобилась химическая лаборатория и, в 1742 он заработал проект лаборатории. За 18 лет, в академии не было не одного нового русского профессора и на места новых профессоров, одним из кандидатов предложили Ломоносова.

В 1743 году на Ломоносова была послана жалоба о «недостойных поступках». Ломоносов был арестован. И в течении восьми месяцев с мая 1743 до середины января 1744 когда он и был освобождён.

С начала 1744 года Ломоносов начал свою великую творческую, которой он занимался до конца жизни.

14 июня 1745 года Ломоносов представил свою десертацию «О металлическом блеске.». Чуть позже он писал «Довольно известно, что химические эксперименты к исследованию натуральных вещей и к приращения художеств весьма полезны». В 1746 году началась постройка химической лаборатории, по указу академии. В лаборатории Ломоносов проработал более десяти лет.

В 1752-1753 годах Ломоносов добился от правительства разрешения на постройку стекольного завода в деревне Усть-Рудица, специальной фабрики цветного стекла. В 1757 году был назначен советником канцелярии; с 1758 года стал руководителем географического общества; с 1760 года в его ведении университет и гимназия академии.

В последние десять лет жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки. Он разрабатывает структуру управления Петербургского университета. И расширят систему образования, вводит новые предметы. В 1742 году составил программу обучения для студентов, изучающих горные породы, а в 1760 Ломоносов был избран почётным членом Швейцарской академии.

В 1757 году Ломоносов вынужден был оставить химическую лабораторию и химическую кафедру.

М. В. Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки. В последние годы жизни Ломоносова его научные труды были оценены за пределами России. Он был избран почетным членом Шведской Академии Наук, а затем почетным членом Болонской АН.

Весной 1765 г. Ломоносов простудился и в апреле скончался, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Научные достижения

Атомно-кинетическая концепция. У истоков всеобщего

закона природы.

Развивая материалистические представления об основных закономерностях, наблюдаемых в природе, Ломоносов исходил из принципов атомистики — материалистического учения о прерывистом, дискретном строении вещества. Это учение берет начало в работах античных философов. Идея атомизма была впервые высказана в трудах Левкиппа, Анаксагора, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов-материалистов древнего мира. Это была натурфилософская атомистика. В то время еще не было развитого эксперимента, необходимого при изучении явлений природы. Не было также накоплено и большого количества фактических данных для строго научного обоснования идей атомистики. Тем не менее создание атомистической теории явилось величайшим достижением античной науки, укрепившим ее материалистические основы. Краеугольным камнем этой теории было незыблемое утверждение о том, что всякое вещество слагается из мельчайших однородных, плотных, неделимых и вечных частиц материи, которые Левкипп, живший в V в. до н. э., назвал атомами. Атомисты древности считали существование мельчайших частиц материи объективной реальностью. Их учение было направлено против идеалистических и религиозных концепций познания природы.

Естествознание XVII—XVIII вв. по существу было механистическим. Важнейшей наукой в то время считалась механика — учение о механическом движении материальных тел и происходящих при этом взаимодействиях между ними. Ломоносов хорошо знал атомистические воззрения античных философов. Ему были известны труды основоположников механического материализма. Он был знаком с идеалистической философией Лейбница и Вольфа, пытался найти рациональные начала в их учении. Наибольшее влияние на Ломоносова, по-видимому, оказали труды Р. Бойля, именно они навели русского ученого на идеи атомистики. Ломоносова овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы, о них он размышлял 18 лет. Плодом этих размышлений явилась законченная атомно-кинетическая концепция Ломоносова, способствовавшая развитию новых форм учения о дискретном строении вещества и непрерывном движении мельчайших частиц — атомов (сам Ломоносов называл эти частицы элементами).

Русскому ученому «удалось во многих вопросах открыть новые пути к глубоко материалистической, а иногда даже диалектической концепции явлений природы, положив в основание теорию строения материи, сильно опередившую свое время». Работы Ломоносова развили и дополнили труды Бойля, посвященные объяснению строения материи и свойствам ее мельчайших исходных частиц. В своих теоретических представлениях, утверждающих материалистическую картину мира, Ломоносов, исходил из следующих главных концепций, которые принимал в качестве бесспорных: 1) атомно-молекулярной теории строения вещества; 2) кинетической теории материи и 3) принципа сохранения вещества и движения» Остановимся более подробно на этих концепциях великого русского ученого.

Рассматривая проблему материального единства мира, М. В. Ломоносов на основе анализа наиболее общих свойств тел и явлений природы попытался дать определение самого понятия «материя». Ломоносов различал два вида материи. Один из них он называл «собственной материей», второй — «посторонней материей». Материя собственная - есть та, из которой состоит тело, а посторонней называется та, которая наполняет промежутки тела, не заполненные собственной материей. Русский ученый считал, что абсолютно пустого пространства не существует; все пространство полностью занимают два указанных вида материи. Ими определяется бесконечное разнообразие тел природы и многочисленных процессов и явлений, происходящих в ней.

«Постороннюю материю», заполняющую промежутки тела, а также пространство между телами, Ломоносов называл эфиром. Идея существования эфира как своеобразного вида материи была весьма плодотворной и для обоснования некоторых положений материалистической философии и для дальнейшего развития естествознания. Вплоть до начала XX в. она состояла на вооружении философского материализма и естествознания.

Разработанная Ломоносовым атомно-кинетическая концепция строения вещества характеризует единство физической картины мира, рассматривает мир как непрерывное движение материи, прежде всего ее мельчайших частиц. Атомистика Ломоносова явилась дальнейшим развитием учения о дискретном строении материи.

Животный и растительный мир природы, русский ученый рассматривал как конгломерат, т. е. механическое соединение, состоящее из простых неорганических тел, которые, в свою очередь, представляли собой совокупность мельчайших частиц. Ломоносов утверждал, что хотя органы животных и растений весьма тонки, однако они состоят из более мелких частиц, и именно из неорганических, т. е. из смешанных тел, потому что при химических операциях разрушается их органическое строение и из них получаются смешанные тела. Одним из наиболее устойчивых законов природы ученый считал причинную связь между материальными объектами, выражаемую их многочисленными свойствами и особенностями. Все изменения, происходящие в живом и мертвом веществе, Ломоносов связывал с процессами движения. Он различал три формы движения: 1) поступательное, когда все тело непрерывно меняет свое положение; 2) вращательное, когда тело, оставаясь в том же положении, вращается вокруг постоянной или переменной оси; 3) колебательное, когда тело на ничтожном пространстве движется взад и вперед частыми чередованиями».

Ломоносов утверждал, что движение материи существует вечно. В атомно-кинетической концепции, разработанной основоположником русской науки, убедительно доказывается, что источник движения заключен в самой материи. Единая картина мира, разработанная Ломоносовым, основана на констатации непрерывной связи и единства материи и движения, на признании их вечного существования.

Таким образом, Ломоносов выступает как ученый, заложивший своими идеями фундамент общей картины естествознания XIX в., сделавший такие открытия и высказавший такие мысли и гипотезы, которые получили подтверждение и конкретизацию в позднейших физических и химических открытиях, каждое из которых, взятое в отдельности, уже составляло целую эпоху в науке.

Работы в области географии

Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам исследования полярных областей и Северного морского пути. К разрешению проблемы Северного морского пути он подошёл с точки зрения интересов развития морского дела в России и освоения Крайнего Севера, подчёркивал важность проложения этого пути в политическом и в хозяйственном отношении. Наиболее важной его работой в этой области является “Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию” (1763). Ломоносов дал первую классификацию льдов, которая во многом сходна с современной; ввёл представление об ископаемых льдах; указал, что ледяные горы “обязаны своим происхождением крутым морским берегам”; обосновал существование большого ледяного дрейфа, которое было установлено во 2-й половине 19 века.

Ломоносов проявлял большой интерес к вопросам развития с/х России. По его почине при Академии наук был организован “Класс земледельства”. Под влиянием идей Ломоносова в 1765 было организовано в Петербурге Вольное экономическое общество, сыгравшее значительную роль в развитии с. х-ва в России.

Труды в области истории

Патриотизм и горячая любовь Ломоносова к своему народу особенно ярко сказались в его трудах по истории русского народа. Взгляды Ломоносова на историю складывались в острой борьбе с т. н. Немецкой школой, представители которой Г. Байер, Г. Миллер и др. фальсифицировали русскую историю, принижали историческую роль русского народа в мировой истории. В 1749 году, когда рассматривалась речь Миллера “Происхождение народа и имени России” (1749-50, подготовленная для публичного собрания Академии, Ломоносов резко выступил против позиции Миллера.

Работы в области искусства

Поэзия Ломоносова была проникнута высокой идеей служения своему народу, стремлением способствовать развитию русской культуры просвещения; она являлась неотъемлемой составной частью его научной и просветительской деятельности. В своей поэзии Ломоносов затрагивал и развивал темы, имеющие важное общественно-политическое значение. Его произведения отличаются исключительной по тому времени чистотой языка. В основе поэтического творчества Ломоносова лежит убеждение, что чем больше новых представлений вносит поэзия в сознание читателя, тем она значительнее. В похвальных одах, написанных по тому же или иному официальному поводу, он всегда выходил за пределы обычной тематики этого жанра, превращая оду в много темное произведение; как правило, прославляемый в оде образ монарха отступает у него на второй план, а на первое место выступает Россия; он пишет о благополучии и славе страны, о её природных богатствах, прославляет труд, разум, науку, человека, даёт оценку политических событий и т. д. Ломоносов стремился не только распространить в России новые идеи, но и воспитать новое отношение к науке.

Похвальные оды были для Ломоносова средством пропаганды просвещения, достижений науки, необходимости приложения науки к развитию производительных сил страны; это относится к “Оде…[1747года”], к “Оде…1750 года” и др. Духовные оды Ломоносова также служили целям просветительства.

В условиях крепостнической России материалистическое мировоззрение Ломоносова, его патриотизм и неустанная борьба за широкое распространение просвещения и научных знаний среди народа почти всегда встречала упорное сопротивление со стороны реакционных правящих кругов. Представители дворянской либеральной науки, травившие великого учёного и просветителя при жизни, после смерти Ломоносова всемерно старались уничтожить в его творчестве всё прогрессивное и представить его как поборника самодержавия и реакционных религиозных устоев. Сразу же после смерти Ломоносова все находившиеся в его доме бумаги по приказанию Екатерины II были опечатаны графом Г. Г. Орловым. Большая часть его архива – по видимому, все бумаги, имеющие государственное значение, были отобраны Орловым; их местонахождение не обнаружено до настоящего времени. Научные записи Ломоносова, видимо, не представлявшие интереса для Орлова, были оставлены им и сохранились до наших дней.

Вывод

Творчество Ломоносова – эта ослепительная вспышка национального самосознания – явилось плодотворным завершением, историческим оправданием многовековых усилий русской культурной традиции выработать органически целостный взгляд на мир. Сын своего столетия, глубоко проникший в его противоречивую сущность, свидетель и участник коренного переворота в русских умах, гений созидательный, нацеленный на преодоление разрушений, сопутствующих любому перевороту, гений всеобъемлющий, умеющий прозреть в ныне разрозненных частях грядущее единство, Ломоносов - поэт, как никто из его современников, был подготовлен к воспеванию того “священного ужаса”, которым, по его же слову, сопровождается постижение великих идей, определяющих судьбы народов.

Список литературы

Копелевич Ю. Х. Основание Петербургской Академии наук. – М. : Знание, 2001;

Кудрявцев. “Курс истории физики”.-М. : 1999;

Курмачева М. Д. Петербургская Академия наук и М. В. Ломоносов. - М. : Просвещение, 2000;

Публикации по теме:

Конспект занятия по русскому языку для учащихся начальных классов «Фразеологизмы в русском языке и их значение» Фразеологизмы в русском языке и их значение Бить ключом – о бурной, полной событий, плодородной жизни: Биться как рыба об лёд — настойчивые,.

Интеллектуальная игра по русскому языку «Язык родной, дружу с тобой!» для учащихся 4-ых классов Интеллектуальная игра по русскому языку «Язык родной, дружу с тобой!» 4 класс Учите русский годы к году, С душой, с усердием, с умом. Вас.

Олимпиадные задания по русскому языку для 2,3 и 4 классов Олимпиада по русскому языку 2класс 1. Подчеркни слова. в которых только твердые согласные звуки. Малыш, лужицы, пальцы, таблица, оркестр.

Отрытый урок по русскому для 4 класса «Зима. Согласование прилагательного с существительным» Краткосрочный план по русскому языку в 4-ом классе Тема урока: Зима. Согласование прилагательного с существительным Школа: № 5 «А» Дата:.

План подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку № Содержание Сроки выполнения 1. Подбор необходимой учебной литературы для учащихся. (справочники, адреса сайтов) сентябрь 2. Ознакомить.

Проект по русскому языку «В словари — за частями речи» во 2 классе МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа №2» Проект по русскому языку: «В словари – за частями речи!» Подготовила:.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • познавательная цель, которая предполагает ознакомление учащихся с.

Конспект занятия по русскому языку «Семья» Технологическая карта организованной учебной деятельности Для детей кпп с государственным языком обучения Образовательная область: Коммуникация.

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса «Три склонения имён существительных» Цели урока: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения.

Задания по русскому языку для 3 класса Задание по русскому языку за курс 3 класса на лето. Все задания выполняй в отдельной тетради в широкую линейку. Старайся писать красиво.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный проект по русскому языку «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» для 9 класса
Опубликовано: 22 ноября 2018 в 16:54
+112Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД