Лучший педагог года

Информация для педагогов. Использование игры в экологическом воспитании детей

Лидия Корнева
Информация для педагогов. Использование игры в экологическом воспитании детей

В проработке этой темы руководитель семинара опирается на теоретические и практические материалы книги С. Н. Николаевой «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» (М. : 1996). Эта тема важна по целому ряду причин:

Публикация «Информация для педагогов, Использование игры в экологическом воспитании детей» размещена в разделах

1) игра — это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;

2) игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и. обучения;

3) игра, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам Требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

Одно из занятий семинара посвящается играм с правилами—подвижным, дидактическим, словесным. Руководитель семинара обращает внимание на то, что с помощью этих игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе пред-ставления, упражнять в их использовании. Поэтому игры с правилами следует чаще включать в практику педагогической работы с детьми.

Специальные занятия должны быть посвящены использованию сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей. Сначала обращается внимание на структуру этой иг-ры, ее составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки и атрибутика и др.). Обсуждается возможность использования этих компонентов при ознакомлении детей с природой.

Следующий момент: с воспитателями рассматривается сущность игровых обучающих ситуаций (ИОС) — специально продуманных с позиций задач обучения коротких сюжетно-ролевых игр. Руководитель должен подчеркнуть, что это игры воспитателя с детьми. Воспитательглавный в этой игре: он продумывает сюжет, роли, слова и диалоги, игровые действия, т. е. все то, что может ему помочь решить дидактическую или воспитательную задачу, реализовать программное содержание занятия. Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идет за детьми, а ведет их за собой. Как правило, в ИОС воспитатель берет на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли — игрового персонажа и воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия — все должно соответствовать исполняемым ролям.

При использовании ИОС у детей возникают сильные положительные эмоции — от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Моральные усилия педагога компенсируются высокой обучаемостью детей.

Затем рассматриваются разные типы ИОС: с игрушками- аналогами, с литературными персонажами, игры-путешествия. Руководитель подчеркивает, как правильно и интересно обыгранная игрушка, изображающая растение или животное, легко создает представление об отличии живого существа от предмета (игрушки, представление о специфике живого и возможных действий с ним, о специфике неживого и возможной игровой и практической деятельности с ним. Руководитель обращает внимание на то, что полноту ИОС создают разнообразные и неоднократно повторяемые игровые действия с игрушкой и атрибутикой, исполняемые как взрослым, так и детьми.

При рассмотрении ИОС с литературными персонажами руководитель обращает специальное внимание на «биографические особенности» героев широко известных сказок, рассказов. При создании игровых ситуаций следует опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях. Например:

2) Красная Шапочка ходит все время лесом к бабушке, а это означает, что она может встретить не только волка, но и других зверей, она может вообще никого не встретить, она может что-нибудь собирать, находить что-нибудь интересное;

—Айболит—доктор, он лечит зверей, но он может лечить и растения, делать, что особенно важно, профилактические осмотры животных, детей;

3) Карлсон — шалун и любит поесть сладкое, значит, он может это делать в самых различных вариантах. И т. д.

Кроме теоретического рассмотрения вопроса руководитель семинара организует практикумы с воспитателями. Они могут быть посвящены следующим моментам:

4) инсценировка готовых ИОС с целью отработки игровых умений воспитателей, исполнения ими разных ролей;

—разработка вариативных ИОС по аналогии с имеющимися игровыми ситуациями, что способствует развитию у воспитателей творческого подхода к использованию игры в разных формах педагогической работы;

5) создание новых ИОС с использованием своих игрушек, литературных героев, сюжетов необычных путешествий.

На всех практических занятиях руководитель обращает внимание педагогов на необходимость большого разнообразия игровых действий, ролевых слов и диалогов, которыми и создается общая ситуация игры.

Завершающей формой работы над темой являются открытые просмотры занятий и других мероприятий с использованием ИОС. Анализируя их, руководитель подчеркивает два важных момента. Включаясь в сюжеты ИОС, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, дошкольники обучаются собственно игре и переносят приобретенные умения в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободное время (это —первый). Легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок положительно влияет на их личностные проявления — развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать (это —второй).

Литература:

Николаева С. Н. «Эколог в детском саду». М., издательство «Мозаика-Синтез 2003г.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в экологическом воспитании детей» Экологическая проблема – одна из важнейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

«Дидактическая игра в экологическом воспитании детей» (продолжение) Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность.

Фольклор в экологическом воспитании детей младшего возраста «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но приеимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Интегративный подход в экологическом воспитании детей Комплексные занятия можно организовать на разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективны и всесторонне развивают.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее время побуждают специалистов к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, развитию экологического.

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Главный принцип природоохранного воспитания – непосредственный.

Консультация для педагогов «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников» Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами,.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Педагогический совет в детском саду «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Педагогический совет "Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников' Подготовка к педагогическому совету: Разработать и.

Педсовет «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Педагогический совет Тема:«Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников». Подготовка к педагогическому совету: • разработать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информация для педагогов. Использование игры в экологическом воспитании детей
Опубликовано: 17 августа 2015 в 21:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД