Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера»

Римма Кокурина
Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39»

Информация для родителей.

«Как работать с палочками Кюизенера».

Составила:

воспитатель

1 квалификационной категории

Кокурина Р. Ю.

2016 г.

Как работать с палочками Кюизенера.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного

развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют освоить новое.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования и семьи. Облегчить для ребенка освоение школьного курса математики возможно, если помочь ему развить интерес к этому предмету в условиях семьи в игровой форме. Кроме того, логические игры математического содержания вызывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Особая роль на современном этапе отводится нестандартным дидактическим средствам. Особенной популярностью пользуются палочки Кюизенера. Палочки представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины. Они идеально подходят для знакомства ребенка с математикой, они помогут ребенку научиться: различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху); осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т. д., сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества; осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка; освоить навыки – сложения и вычитания; с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа.

От элементарной игры с палочками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно-количественных характеристик. Важно не ограничиваться показом готовых построек, нужно дать возможность действовать самому ребенку.

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т. д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек:

палочек много, они разного цвета и размера,

палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две палочки желтого цвета, получаем такую же длину, как длина оранжевой палочки.

Наблюдение за деятельностью детей позволит получить информацию:

• О направленности интересов ребенка,

• Насколько самостоятельно и как долго решает поставленную задачу, каким образом это делает,

• Какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом.

Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления.

Подготовительный этап.

Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам, сооружению из них построек. Помимо выражений «такой же», «не такой как», используются слова «одинаковые», «разные». В ходе игр помогаем ребенку выделить свойства (признаки, по которым сравниваем палочки: по цвету и длине. Для этого предлагаем следующие задания:

• Найди и покажи палочку такую же по цвету;

• Отбери все красные палочки;

• Отбери по одной палочке разного цвета;

• Назови цвета всех палочек.

По ходу выполнения этих заданий, выясняем какие цвета ребенок знает.

При сравнении длины палочек сопровождаем свои действия словами: «Это длинная палочка, а это короткая».

Предлагаем детям:

• Найти и показать самую короткую (длинную) палочку и назвать ее цвет;

• Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую);

• Сравнить две палочки и ответить: «Какая палочка короткая или длинная».

Затем сопоставляем палочки одновременно по цвету и длине: «Белая короче всех остальных», «Синяя короче оранжевой, но длиннее всех остальных». Сопоставления помогут сделать вывод: полоски одинаковые по цвету одинаковы и по длине.

Развитие количественных отношений предполагаются следующие задания и вопросы:

• Найдите и покажите одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек;

• Добавив или убрав одну, или несколько палочек задаем вопрос:

палочек стало больше (меньше?

При работе с палочками Кюизенера изучаем такие разделы как:

• Что какого цвета?

• Понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий».

• Количественные представления.

• Измерение с помощью палочек.

• Математические действия с палочками Кюизенера.

• Логические задачи.

Игры.

Игры предлагаем от простого к сложному.

Ниже привожу игры по каждому разделу.

Игровые упражнения с цветом.

«Подбери к домику крышу».

Задачи:

• Уметь различать полоски по цвету;

• Осваивать эталоны цвета и их названия;

• Развивать зрительный глазомер;

• Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

• Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Средства: наборы домиков: 4х4; 6х6; 8х8; 10х10 см. палочки Кюизенера.

Ход игры:

Выложить домики в порядке увеличения размера и подобрать к каждому домику крышу палочку соответствующего размера.

Усложнение: вставить в окошко цифру (домики по размеру остаются такими же).

Работая с цветом в итоге подходим к тому, что

«Рисуем цветными палочками».

• Развиваем художественные способности детей;

• Умение отбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картины; распределять их в пространстве;

• Развивать ориентацию в пространстве, воображение, зрительный глазомер;

• Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий».

Игра – конструирование «Заборы низкие и высокие».

Задачи:

• Развивать представление о цвете, умение называть цвет;

• Представление о высоте, длине;

• Умение сравнивать предметы по высоте и длине;

• Зрительный глазомер;

• Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

• Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Средства: домики одной высоты и набор палочек (по 6 шт. – белого, розового, голубого, красного, желтого цвета).

Ход игры:

1. Построить забор для каждого домика, укладывая их вертикально рядом друг с другом. Затем обсуждаем какой забор высокий, а какой низкий.

2. Обращаем внимание детей на то, что «дощечки» одного цвета и длины.

3. Усложнение: на крышах домов написаны цифры. Дети подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной цифрой.

Обсуждаем и делаем вывод: чем больше число на крыше домика, тем выше забор.

Количественные представления.

Игра «Путешествие на поезде».

Задачи:

• Уметь отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию;

• Закреплять понятия «который по счету»;

• Уметь ориентироваться в пространстве (левый, правый, между).

Средства: набор палочек, силуэт паровозика.

Ход игры:

Организационный момент. Загадка:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (поезд)

Составьте поезд из палочек-вагонов от самой короткой до самой длинной. Поехали!

Предлагаем ответить на вопросы:

• Сколько вагонов у поезда?

• Каким по порядку стоит голубой вагон?

• Вагон какого цвета стоит четвертым?

• Какой по порядку вагон между белым и голубым?

• Какого цвета вагон левее желтого?

• Какого цвета вагон правее красного?

Вагончики веселые

Бегут, бегут, бегут…

Их круглые колесики

Все «тук», да «тук», да «тук».

Измерение с помощью палочек Кюизенера.

Игровое упражнение «Измерь дорожки шагами».

Задачи:

• Умение устанавливать логические связи и закономерности;

• Развивать глазомер;

• Понимать задачу и решать ее самостоятельно;

• Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Средства: набор палочек, картинки ежихи и ежонка.

Ход игры:

Ежиха и ежонок решили узнать длину дорожки и стали измерять ее шагами.

Ежиха сообщила ежонку, длина дорожки – 5 шагов. Ежонок удивился и сказал, длина 10 шагов. Почему получилось разное количество шагов

(10 и 5?

Дети выбирают правильный вариант ответа:

1. Измеряли разные дорожки.

2. У ежихи большие шаги, а у ежонка – маленькие.

Обращаем внимание на связь количества и размера шагов.

Вывод: чем больше мерка, тем меньше число и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.

Для закрепления материала выполняем практические упражнения. Измеряем длину, ширину какого-либо предмета.

Математические действия с палочками.

Игровое упражнение «Палочки можно вычитать».

Задачи:

• Уметь ориентироваться в пространстве (налево, направо).

• Развивать количественные представления;

• Уметь находить разность чисел.

Средства: набор палочек; набор карточек с цифрами и знаками; изображение мальчика спиной к детям.

Ход игры:

Предлагаем дать мальчику в правую руку голубую палочку, а в левую – желтую и задаем вопросы:

- Какие числа в руках у мальчика? (5 и 3).

- Какое число больше, меньше? (5>3, 3<5).

- Что получится, если из большего вычесть меньшее?

Подводим к выводу, что если из большего вычитаем, то получается меньшее число (5-3=2).

Вывод: число из которого вычитают – называется уменьшаемым; которое вычитают – вычитаемым, а результат – разностью.

Логические задачи.

Игра «Логический поезд на цветовую последовательность».

Задачи:

• Умение решать логические задачи на основе зрительного восприятия;

• Понимать задачу и решать ее самостоятельно;

• Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Средства: палочки Кюизенера.

Ход игры:

1. Расставить палочки так, чтобы белая была между голубой и черной, а черная рядом с желтой.

2. Расставить палочки так, чтобы белая была между желтой и голубой, а рядом с голубой была красная.

3. Расставить палочки так, чтобы белая была между красной и розовой, а розовая рядом с фиолетовой.

Можно предлагать другие аналогичные задачи. Научившись их решать, дети придумывают свои и задают друг другу.

Литература:

Комарова Л. Д.

«Как работать с палочками Кюизенера

М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 64 с.

Методика занятий с палочками Кюизенера.

http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/

system_denesha/palochki_kjuizenera_chto_eto_takoe.html © NeoLove.ru

Публикации по теме:

Информация для родителей о пользе книг О пользе семейного чтения Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором.

Информация для родителей по плаванию Плавайте на здоровье, плавайте всей семьёй! Плавание – ценнейший вид физических упражнений. Плавание – прекрасное средство активного отдыха.

Информация на стенд для родителейИнформация на стенд для родителей В эти минуты написала план работы на следующую неделю по лексической теме "Осенние подарки",чтобы поместить его в родительский уголок и.

Конспект по математике в старшей группе с палочками Кюизенера .

Мастер-класс для родителей «Игры с палочками Кюизенера» Цель мероприятия. 1. Познакомить родителей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера». План.

Мастер-класс для родителей «Знакомимся с палочками Кюизенера» Тема: «Палочки Кюизенера - как средство познания детьми логики и математики» Цель мастер – класса: познакомить родителей с палочками Кюизенера.

«Математика — это интересно». Информация для родителей Математика это интересно И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования.

Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша Работа с палочками Х. Кюизенера. Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.

Перспективный план по работе с палочками Кюизенера во второй младшей группе Месяц Этап Дидактическая задача Название игры Оборудование Сентябрь Знакомство Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом.

У детей утренник или правила для родителей Информация для заботливых родителей Что такое утренник? Программа воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях обязательно включает в себя праздники. Это важно, поскольку.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Головоломки
  • Головоломки
Автор публикации:
Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера»
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 22:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. День орнитолога

Автор многих романов про «агента 007» Ян Флеминг увлекался наблюдением за птицами и очень любил книгу орнитолога Джеймса Бонда. В итоге начинающий автор детективов дал своему персонажу имя уважаемого им...

19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

Детский мастер-класс «Подарок для папы на 23 февраля «Кораблик» (младшая группа)
23 февраля отмечается "День защитников Отечества". Папочка любимый мой, Мой чудесный дорогой, Поздравляю я тебя, С двадцать третьим февраля. В этот...
Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница»
а текущей неделе "Быть здоровыми хотим" мы с ребятами группы своей говорили о больницах, аптеках, о том, как мы туда сможем попасть. На протяжении всего...
Консультация «Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по...
Консультация для педагогов "Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по обновлению предметно-развивающей среды". Проблема...