Папки-передвижки

Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера»

Римма Кокурина
Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39»

Информация для родителей.

«Как работать с палочками Кюизенера».

Составила:

воспитатель

1 квалификационной категории

Кокурина Р. Ю.

2016 г.

Как работать с палочками Кюизенера.

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного

развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток

Публикация «Информация для родителей „Как работать с палочками Кюизенера“» размещена в разделах

представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют освоить новое.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования и семьи. Облегчить для ребенка освоение школьного курса математики возможно, если помочь ему развить интерес к этому предмету в условиях семьи в игровой форме. Кроме того, логические игры математического содержания вызывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Особая роль на современном этапе отводится нестандартным дидактическим средствам. Особенной популярностью пользуются палочки Кюизенера. Палочки представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины. Они идеально подходят для знакомства ребенка с математикой, они помогут ребенку научиться: различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху); осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т. д., сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества; осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка; освоить навыки – сложения и вычитания; с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа.

От элементарной игры с палочками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно-количественных характеристик. Важно не ограничиваться показом готовых построек, нужно дать возможность действовать самому ребенку.

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т. д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек :

палочек много, они разного цвета и размера,

палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две палочки желтого цвета, получаем такую же длину, как длина оранжевой палочки.

Наблюдение за деятельностью детей позволит получить информацию :

• О направленности интересов ребенка,

• Насколько самостоятельно и как долго решает поставленную задачу, каким образом это делает,

• Какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом.

Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления.

Подготовительный этап.

Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам, сооружению из них построек. Помимо выражений «такой же», «не такой как», используются слова «одинаковые», «разные». В ходе игр помогаем ребенку выделить свойства (признаки, по которым сравниваем палочки : по цвету и длине. Для этого предлагаем следующие задания:

• Найди и покажи палочку такую же по цвету;

• Отбери все красные палочки;

• Отбери по одной палочке разного цвета;

• Назови цвета всех палочек.

По ходу выполнения этих заданий, выясняем какие цвета ребенок знает.

При сравнении длины палочек сопровождаем свои действия словами: «Это длинная палочка, а это короткая».

Предлагаем детям:

• Найти и показать самую короткую (длинную) палочку и назвать ее цвет;

• Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую);

• Сравнить две палочки и ответить : «Какая палочка короткая или длинная».

Затем сопоставляем палочки одновременно по цвету и длине: «Белая короче всех остальных», «Синяя короче оранжевой, но длиннее всех остальных». Сопоставления помогут сделать вывод: полоски одинаковые по цвету одинаковы и по длине.

Развитие количественных отношений предполагаются следующие задания и вопросы:

• Найдите и покажите одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек;

• Добавив или убрав одну, или несколько палочек задаем вопрос :

палочек стало больше (меньше?

При работе с палочками Кюизенера изучаем такие разделы как:

• Что какого цвета?

• Понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий».

• Количественные представления.

• Измерение с помощью палочек.

• Математические действия с палочками Кюизенера.

• Логические задачи.

Игры.

Игры предлагаем от простого к сложному.

Ниже привожу игры по каждому разделу.

Игровые упражнения с цветом.

«Подбери к домику крышу».

Задачи:

• Уметь различать полоски по цвету;

• Осваивать эталоны цвета и их названия;

• Развивать зрительный глазомер;

• Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

• Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Средства: наборы домиков: 4х4; 6х6; 8х8; 10х10 см. палочки Кюизенера.

Ход игры:

Выложить домики в порядке увеличения размера и подобрать к каждому домику крышу палочку соответствующего размера.

Усложнение: вставить в окошко цифру (домики по размеру остаются такими же).

Работая с цветом в итоге подходим к тому, что

«Рисуем цветными палочками».

• Развиваем художественные способности детей;

• Умение отбирать палочки нужного цвета и числового значения, соответствующие размеру картины; распределять их в пространстве;

• Развивать ориентацию в пространстве, воображение, зрительный глазомер;

• Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий».

Игра – конструирование «Заборы низкие и высокие».

Задачи:

• Развивать представление о цвете, умение называть цвет;

• Представление о высоте, длине;

• Умение сравнивать предметы по высоте и длине;

• Зрительный глазомер;

• Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

• Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Средства: домики одной высоты и набор палочек (по 6 шт. – белого, розового, голубого, красного, желтого цвета).

Ход игры:

1. Построить забор для каждого домика, укладывая их вертикально рядом друг с другом. Затем обсуждаем какой забор высокий, а какой низкий.

2. Обращаем внимание детей на то, что «дощечки» одного цвета и длины.

3. Усложнение: на крышах домов написаны цифры. Дети подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной цифрой.

Обсуждаем и делаем вывод: чем больше число на крыше домика, тем выше забор.

Количественные представления.

Игра «Путешествие на поезде».

Задачи:

• Уметь отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию;

• Закреплять понятия «который по счету»;

• Уметь ориентироваться в пространстве (левый, правый, между).

Средства: набор палочек, силуэт паровозика.

Ход игры:

Организационный момент. Загадка:

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (поезд)

Составьте поезд из палочек-вагонов от самой короткой до самой длинной. Поехали!

Предлагаем ответить на вопросы:

• Сколько вагонов у поезда?

• Каким по порядку стоит голубой вагон?

• Вагон какого цвета стоит четвертым?

• Какой по порядку вагон между белым и голубым?

• Какого цвета вагон левее желтого?

• Какого цвета вагон правее красного?

Вагончики веселые

Бегут, бегут, бегут…

Их круглые колесики

Все «тук», да «тук», да «тук».

Измерение с помощью палочек Кюизенера.

Игровое упражнение «Измерь дорожки шагами».

Задачи:

• Умение устанавливать логические связи и закономерности;

• Развивать глазомер;

• Понимать задачу и решать ее самостоятельно;

• Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Средства: набор палочек, картинки ежихи и ежонка.

Ход игры:

Ежиха и ежонок решили узнать длину дорожки и стали измерять ее шагами.

Ежиха сообщила ежонку, длина дорожки – 5 шагов. Ежонок удивился и сказал, длина 10 шагов. Почему получилось разное количество шагов

(10 и 5?

Дети выбирают правильный вариант ответа:

1. Измеряли разные дорожки.

2. У ежихи большие шаги, а у ежонка – маленькие.

Обращаем внимание на связь количества и размера шагов.

Вывод: чем больше мерка, тем меньше число и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.

Для закрепления материала выполняем практические упражнения. Измеряем длину, ширину какого-либо предмета.

Математические действия с палочками.

Игровое упражнение «Палочки можно вычитать».

Задачи:

• Уметь ориентироваться в пространстве (налево, направо).

• Развивать количественные представления;

• Уметь находить разность чисел.

Средства: набор палочек; набор карточек с цифрами и знаками; изображение мальчика спиной к детям.

Ход игры:

Предлагаем дать мальчику в правую руку голубую палочку, а в левую – желтую и задаем вопросы:

- Какие числа в руках у мальчика? (5 и 3).

- Какое число больше, меньше? (5>3, 3<5).

- Что получится, если из большего вычесть меньшее?

Подводим к выводу, что если из большего вычитаем, то получается меньшее число (5-3=2).

Вывод: число из которого вычитают – называется уменьшаемым; которое вычитают – вычитаемым, а результат – разностью.

Логические задачи.

Игра «Логический поезд на цветовую последовательность».

Задачи:

• Умение решать логические задачи на основе зрительного восприятия;

• Понимать задачу и решать ее самостоятельно;

• Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Средства: палочки Кюизенера.

Ход игры:

1. Расставить палочки так, чтобы белая была между голубой и черной, а черная рядом с желтой.

2. Расставить палочки так, чтобы белая была между желтой и голубой, а рядом с голубой была красная.

3. Расставить палочки так, чтобы белая была между красной и розовой, а розовая рядом с фиолетовой.

Можно предлагать другие аналогичные задачи. Научившись их решать, дети придумывают свои и задают друг другу.

Литература:

Комарова Л. Д.

«Как работать с палочками Кюизенера

М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 64 с.

Методика занятий с палочками Кюизенера.

https://mama.neolove.ru/early_childhood_education/

system_denesha/palochki_kjuizenera_chto_eto_takoe.html © NeoLove.ru

Публикации по теме:

Информация для родителей о пользе книг О пользе семейного чтения Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором.

Информация для родителей по плаванию Плавайте на здоровье, плавайте всей семьёй! Плавание – ценнейший вид физических упражнений. Плавание – прекрасное средство активного отдыха.

Информация на стенд для родителейИнформация на стенд для родителей В эти минуты написала план работы на следующую неделю по лексической теме "Осенние подарки",чтобы поместить его в родительский уголок и.

Конспект по математике в старшей группе с палочками Кюизенера .

Мастер-класс для родителей «Игры с палочками Кюизенера» Цель мероприятия. 1. Познакомить родителей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера». План.

Мастер-класс для родителей «Знакомимся с палочками Кюизенера» Тема: «Палочки Кюизенера - как средство познания детьми логики и математики» Цель мастер – класса: познакомить родителей с палочками Кюизенера.

«Математика — это интересно». Информация для родителей Математика это интересно И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования.

Методика обучения детей в работе с палочками Х. Кюизенера и блоками Дьенеша Работа с палочками Х. Кюизенера. Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.

Перспективный план по работе с палочками Кюизенера во второй младшей группе Месяц Этап Дидактическая задача Название игры Оборудование Сентябрь Знакомство Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом.

У детей утренник или правила для родителей Информация для заботливых родителей Что такое утренник? Программа воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях обязательно включает в себя праздники. Это важно, поскольку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера»
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 22:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД