Приложение МААМ

Информация об истории возникновения мужской и женской одежды.

Татьяна Бакулина
Информация об истории возникновения мужской и женской одежды.
▼ Скачать + Заказать документы

История мужской и женской одежды.

Каждый знает, что портной – это человек, который шьет одежду. А вот почему его так называют? А потому, что в древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Слово платье появилось только в 16 веке, а портами (в просторечии портками) стали называть часть мужской одежды. Портные, в зависимости от того, что они шили, стали называться шубниками, кафтанниками, рукавичниками и даже карманниками. Так портняжничество стало профессией. К мастерам – портным стали отдавать в учения мальчиков. Для этого их даже привозили в Москву из других городов. И многие столетия портными были только мужчины. «Всяк портной на свой раскрой». Впрочем, одежду шили, особенно, в деревнях, как правило, дома. В бедных семьях – сама хозяйка, а в более богатых – служанки.

Публикация «Информация об истории возникновения мужской и женской одежды,» размещена в разделах

До нашего времени подлинной повседневной одежды простого люда почти на сохранилось: ее донашивали, перешивали, латали до полной ветхости. «Не поносишь старого – не носить нового».

В наших музеях достаточно образцов богатой одежды русских царей и бояр. Эта одежда была очень дорогой, ее редко надевали, ее передавали по наследству.

Материал для одежды вначале также изготавливали в своем хозяйстве. Для этого использовались шкуры, мех, шерсть животных. Ткани из льна и конопли появились позже. Грубое сукно в старые времена называли сермяга, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокрашенного домотканого сукна – сермяжным. Простой люд тоже стремиться украсить себя, и в народе было придумано много способов окраски тканей домашнего производства. Краску делали, используя разные растения: зверобой, василек, чернику, листья бузины, березы, кору ольхи, дуба, шелуху лука и др. краски умело смешивали и получали разные цветовые оттенки. Если не умели красить сами, обращались к крашеннику.

Жители разных регионов в России отдавали предпочтение определенным цветам предпочтение. Неброская северная природа, по-видимому, определяла выбор местными жителями неярких цветов одежды. Самым любимым цветом северян был темно- розовый. Это цвет растения иван-чая. Жители южных регионов предпочитали насыщенную цветовую гамму – красный, желтый, синий цвета.

«Домострой» предписывал каждому иметь три перемены платья: ветшаное, т. е. старое, платье для работы – чистое вседневное платье и лучшее платье, которое надевалось «в праздник» и при добрых людях или государем, где «быти». Сейчас такое платье называли бы выходным, нарядным или праздничным.

У мужчин и женщин, горожан и крестьян, не зависимо от достатка, основной частью была рубаха, или сорочка. Но если для богатых она служила нижним бельем, то для бедных могла быть единственной одеждой. Словами «нет рубахи на теле» определяли предел нищеты. В наше время про человека, который в делах потерпел неудачу, тоже иногда говорят, что он «без рубахи» остался. У зажиточных людей рубах было не меньше трех. Даже слугам в богатых домах полагалось иметь три сорочки. К свадьбе родные невесты дарили жениху не менее трех сорочек.

Первоначальный покрой рубах был такой. Их шили широкими и длинными, с рукавами значительно длиннее рук. Не закатав рукава, работать в рубахе было невозможно. Именно с тех времен берет свое начало выражение «спустя рукава», т. е. плохо, кое-как. Покрой не менялся веками. Царь и смертный носили рубахи одного покроя. Разница была только в качестве материала и украшениях.

Еще одной характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка.

Мужские брюки – штаны, напротив, шили всегда одинаково. Они были не широкие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь.

Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи, был кафтан. Более зажиточная часть мужского населения носила очень длинные кафтаны. Иногда под кафтан поддевался зипун. Для самых бедных зипун был единственной теплой одеждой. Зимой самые богатые носили шубы. У знати были шубы на собольем меху, у людей попроще – на заячьем или собачьем меху. «У него шуба дом сторожит». А у кого и такой нет, кутались в ничем не покрытую сверху кожухи. «У бедного шуба на рыбьем меху». Таким образом, штаны, рубаха, кафтан, зипун, шуба, кожух – вот все основные составляющие мужского гардероба наших предков.

У женщин, конечно, одежда была сложнее и многообразнее. Неотъемлемой частью женской одежды, как и у мужчин, была рубаха – сорочка. Сшитая чаще всего из холста, она часто служила домашней одеждой. В ней летом крестьянки ходили на покос. Богатые шили рубашки из батиста и шелка.

Поверх сорочки надевали сарафан – длинную одежду без рукавов. Для большей пышности под них надевали ватную нижнею юбку или несколько тканевых. Длиной юбка была до пят и могла немного только открывать ступни. Мерилом достатка в семье служило, в том числе, количество юбок. Их могло быть и 15, и 20. К каждой полагалась такого же цвета кофта.

Наряд девушек состоял из рубахи с шерстяным поясом, поверх которой надевался фартук.

В прохладную погоду женщины надевали душегрейки (одежда короткая без рукавов, отороченная мехом, с застежкой спереди) или телогрею (с рукавами, сшитую из темной ткани, но без меховой отделки).

Непременным атрибутом мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Это была не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ состояния. Знать носила драгоценные пояса из золота, украшенные камнями. Однако пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень или специальная сумочка, заменявшая карманы.

Публикации по теме:

Проект. Традиционная женская одежда народа ханты Проект:«Традиционная женская одежда народа ханты» Автор проекта:Тарлина Зоя Никоновна Руководители проекта:Тарлина Зоя Никоновна, Гареева.

Вышивка руками мужчинВышивка руками мужчин .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информация об истории возникновения мужской и женской одежды.
Опубликовано: 3 марта 2013 в 11:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информация об истории возникновения мужской и женской одежды.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бакулина (УИ 3122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД