Анна Шипицына
Информационная гостиная для педагогов «Секреты сказкотерапии»
Информационная гостиная для педагогов
«Секреты сказкотерапии»
Добрый день, Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер – класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку»
Задачи, которые помогает реализовывать сказкотерапия (По ФОП ДО, 20.6.1.
для детей старшего дошкольного возраста(5-6л) :
Публикация «Информационная гостиная для педагогов „Секреты сказкотерапии“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
-Обогащать опыт восприятия жанров фольклора (сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (небольшие авторские сказки);
-Формировать положительное эмоциональное отношение к чтению с продолжением;
-Развивать коммуникативно-речевые умения, умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей;
Цель мастер-класса: Знакомство с приёмами сказкотерапии.
Задачи мастер-класса:
1. Передача опыта путем последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников;
2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в развитии в деятельности с детьми;
3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.
Использование метода сказкотерапии в моей работе с дошкольниками является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность. Помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, устанавливать взаимоотношения друг с другом в процессе игры, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.
Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить, развивает.
Сказка даёт чувство психологической защищенности, т. к. имеет в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. Развивает память и внимание.
Принципы сказкотерапии :
-знакомство ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения,
- поиск нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций,
- обмен жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций.
Актуальность:
О пользе сказкотерапии можно рассказывать очень много. Я хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии.
Сказка о сказкотерапии.
«В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек, общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.
И никто не знал как им помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала : «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!»
Важны ли сказки для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах? Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии.
Ее польза состоит в следующем:
помогает найти выход из проблемной ситуации
(сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.)
;
расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
обогащает
внутренний
мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
корректирует поведение и развитие речи;
стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии
• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;
• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.
Схема терапевтической сказки
• подбор героя (похожего на ребенка);
• описание жизни героя;
• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
• герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой
• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
• сделать постановку сказки в виде настольного театра.
Советы по организации детской сказкотерапии
• простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д. ;
Так, если малыш много капризничает, добиться своего, следует рассказать ему сказку, где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д.
Нужно обязательно обсудить ее с ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.
Основная практическая часть.
Каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.
А кому еще, как ни нам, по роду своей профессии жить рядом со сказкой. Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и по очереди представить свою сказку.
Почему вы ее полюбили, или за что вы ее полюбили, что вам в ней запомнилось больше всего?
Задание № 1
Я предлагаю выйти 3 участникам.
Условия:
Первый сказочник (взрослый) начинает сказку одной фразой;
Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной фразе свою фразу, по смыслу подходящую к предыдущим и так далее;
-Сказка должна иметь логический конец;
-Сказку можно рисовать на ватмане (с
оставить коллаж
и т. д.)
Направленность:
развитие произвольной памяти и внимания
развитие фантазии и воображения
развитие умения выражать свои мысли (развитие вербального языка)
развитие умения слушать
совершенствование навыков изобразительного творчества
Тема «Как еж выручил зайца»
Задание №2
Я Вам предлагаю поиграть в игру «Наоборот» по сказке (развивает мышление, творческое воображение, детскую фантазию)
Нам нужно выбрать одну простую известную сказку, например, «Колобок», у которой есть четкий сюжет. В итоге нужно придумать сказку наоборот.
Рефлексия (ответьте для себя на следующие вопросы) :
- Понравилось ли Вам участвовать в составлении сказок?
- Возникали какие-либо трудности при составлении и обсуждении сказок?
- Появилось ли у Вас желание использовать приёмы сказкотерапии в своей педагогической практике?