Информационно-игровой проект «Матрёшка — русская игрушка»

Марина сесина
Информационно-игровой проект «Матрёшка — русская игрушка»

«Мушковатовская начальная школа»

- филиал МБОУ «Подвязьевская СШ» МО – Рязанский муниципальный район Рязанской области

Проект информационно-игровой

В дошкольной группе «Ромашка»

«Матрёшка – русская игрушка»

Сесина М. В.

Воспитатель 1 кв. категории

Проект в младшей группе

«Матрёшка – русская игрушка»

Воспитатель - Сесина Марина Валерьевна

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный, 4 недели.

Цель: Формировать представление детей о народных игрушках - матрешках. Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки матрёшки. Дать родителям представление о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Задачи для детей:

1. познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;

2. познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;

3. познакомить детей с различными играми с матрешками. Учить детей использовать их в разных видах деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество) .

4. развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику, познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки;

5. развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

6. поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей.

7. развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном необычное;

8. учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками;

Задачи для родителей:

1. вызвать интерес к русской народной игрушке - матрешке;

2. приобщать к истокам русской народной культуры;

3. побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства;

4. учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду в создании авторской игрушки - «семейная» матрёшка.

Задачи для педагога:

1. способствовать творческой активности детей;

2. создать условия для формирования у детей познавательных умений;

3. способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательный процесс;

4. развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Ход проекта.

Постановка проблемы: при проведении беседы с детьми был выявлен недостаток знаний о русской народной игрушке - матрёшке.

Совместная формулировка цели:совместно с детьми мы решили выяснить: как и откуда появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Как и в какие игры можно играть с матрешками?

Обсуждение: дети предложили различные варианты получения информации: рассмотреть матрешек, почитать книги о матрешках, послушать песни, посмотреть картинки и фотографии с матрешками и т. д.

Выбор средств и методов достижения цели:

Речевое развитие: непосредственно образовательная деятельность; беседы о матрешках; чтение стихотворений, сказок и рассказов о матрешках; отгадывание загадок; дидактические игры.

Художественно-эстетическое развитие: рассматривание матрешек, альбомов, книг и наглядно демонстрационного материала о матрешках; изготовление поделки «Красавица Матрешка»; прослушивание песенок о матрешках; разучивание танца; дидактические игры.

Социально - коммуникативное развитие: сюжетно- ролевые игры, бытовой труд.

Познавательное развитие: создание мини-музея «Хоровод Матрешек», изготовление поделки «Красавица Матрешка», конструирование, дидактические игры.

Физическое развитие: проведение пальчиковой гимнастики, подвижные игры, физкультминутки.

Практическая реализация проекта:

1 этап. Подготовительный.

Постановка проблемы, совместная формулировка цели.

Воспитатель помогает детям понять проблему, формирует у детей представление о матрешках, об их разнообразии, рассказывает сказку о рождении матрёшки и историю появления матрешек и матрешечного дела в России, рассматривает с детьми различные иллюстрации, фотографии и игрушки, знакомит детей с песенками и потешками о матрешках, загадывает различные загадки, готовит демонстрационные материалы и материалы для последующей творческой работы. Дети на данном этапе знакомятся с проблемой, высказывают свои мысли и соображения по теме, предлагают различные варианты решения проблемы, рассматривают фотографии, иллюстрации и игрушки. Родители знакомятся с планом проекта, предлагают свои идеи.

2 этап. Продуктивный.

Организация практической работы над проектом. Воспитатель организует сбор и оформление картотеки сказок, потешек, загадок и игр с матрешками, готовит и оформляет альбом с различными заданиями «Матрешки», вносит изменения в развивающую среду группы, пополняет ее различными атрибутами, проводит практическую работу по изготовлению матрешек.

Для детей организуются различные игры с матрешками, рассматривание фотографий и иллюстраций, составление рассказов о матрешках. Они разучивают стихи, песни о матрешках, танец, хоровод, изготавливают матрешек из бумаги, открытку-приглашение для родителей на выставку «Семейная матрёшка» .

Родители вместе с детьми рассматривают дома иллюстрации, фотографии, игрушки, играют с матрешками в игры, рекомендуемые воспитателями. Разрабатывают авторскую «семейную» матрёшку. Приносят из дома матрешек для мини-музея «Хоровод Матрешек».

3 этап. Обобщающий.

Систематизация информации. Организуется работа по подготовке к презентации проекта, фотографируются детские работы, осуществляется подготовка к итоговому занятию по проекту.

4 этап. Заключительный.

Подготовка к презентации проекта, организация в уголке народного быта мини-музея «Хоровод Матрешек», проведение итогового занятия.

1 этап. Подготовительный.

1.Осуществляется подбор литературы: стихотворений, потешек, загадок, сказок и рассказов о матрешке.

2. Подбор различных картинок, фотографий, наглядного материала о матрешках.

3.Подбор дидактических и подвижных игр: «Рассади матрёшек в вагончики», «Что из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Народные промыслы», «Рассели матрёшек в доме», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Составь узор», и т. д.

4. Подбор иллюстраций о народном декоративно-прикладном искусстве.

5. Воспитатели осуществляют подбор музыкального репертуара.

6. Выбирается и оборудуется место в группе для организации мини-музея «Хоровод Матрешек».

7. Воспитателями изучается литература, посвященная теме русской матрешки.

8.Подготовка материалов для дальнейшей творческой работы: плотные листы бумаги, клей, ножницы, шаблоны личиков для матрёшек.

2 этап. Продуктивный.

Речевое развитие:

1. Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с русской матрешкой».

2. Беседы об истории появления в России матрешек: сказка о создании матрёшки, «Знакомьтесь, русская матрешка», «Матрешка - любимая игрушка», «В гости к матрешке», «Почему Матрешку называют символом России?», «Из чего сделана матрёшка, «О цветовой гамме матрёшек».

3. Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов о матрешке. Л. Некрасова «Веселые матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», С. Маршак «О матрёшках», Петрова «Ой, да мы матрёшки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», В. Д. Берестов «Матрешкины потешки», В. Моисеев «Матрёшка», расказ Якова Тайца «Сколько?», сказка «Жили – были матрешки…», С. Вокринцева «Матрёшка», матрёшкины частушки, И. Булва-Давыдова «Игрушки» и др.

4. Заучивание стихотворений, потешек, песенок о матрешке.

5. Оформление картотеки сказок, потешек, загадок и игр с матрешками.

6. Составление описательных рассказов о матрешках.

7. Отгадывание загадок о матрешках.

8. Дидактические игры по развитию речи «Матрешка», «Матрешка, ты где?», «Русские Матрешки», «Что из чего сделано?».

Художественно-эстетическое развитие:

1. Непосредственно-образовательная деятельность «Красавица Матрешка».

2. Рассматривание фотографий и иллюстраций и наглядного материала с изображением разных матрешек.

3. Разучивание танца «Мы весёлые матрёшки».

4. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Игрушкины частушки», муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского. Хороводная песня-танец «Матрешка-матрешка», «Матрешка – подружка».

Социально - коммуникативное развитие:

1.Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье у Матрешки», «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек».

2. Помощь в уборке рабочих мест.

Познавательное развитие:

1.Дидактические игры: «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Матрешки развеселились», «Матрешки выстроились в ряд», «Веселый счет».

2. проблемная ситуация «Завял у матрешки цветочек».

3. Проведение эксперимента «Тонет - не тонет».

4. Конструирование «Домик для Матрешки», «Дорожка для Матрешки».

5. Изготовление поделки из бумаги «Красавица Матрешка».

6. Создание мини-музея «Хоровод Матрешек».

Физическое развитие:

1. Физкультминутка «Матрешки», «Прежде чем рисовать, нужно пальчики размять».

2. Пальчиковая гимнастика «Мы Матрешки – вот такие крошки».

3. Подвижные игры «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», «Шли Матрешки по дорожке».

3 этап. Обобщающий.

1. Подготовка и оформление консультаций для родителей «Русская народная игрушка «Матрешка» в жизни ребенка» и «Как играть с матрешкой.

2. Оформление сказок, стихов, потешек, загадок и игр с матрешками.

3. Оформление папки-передвижки «Русская Матрешка: история и виды».

4. Оформление совместно с родителями мини-музея «Хоровод Матрешек».

4 этап. Заключительный.

1. Подготовка презентации проекта через оформление мини-музея «Хоровод Матрешек».

2. Проведение заключительного занятия.

Результат проекта:

1. У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке, об истории возникновения матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшек по месту их происхождения.

2. Обогатились знания детей об игрушке матрешке как образе материнства, семьи.

3. Были реализованы творческие способности детей в изготовлении поделок «Семейная матрёшка».

4. Обеспечена потребность детей в движении.

5. Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции.

Итоговое занятие по проекту «Матрёшка – русская игрушка»

Мы сегодня нарядные, девочки в длинных сарафанах, а мальчики в жилеточках. Ну, прямо как матрёшечки. Мы целый месяц с матрёшками играли, занимались, пели про них песни, читали про матрёшек и даже музей у нас появился.

А откуда же взялась эта игрушка? Давайте послушаем сказку о том, как она родилась?

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка – добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям, да сквозь берёзовые рощи. Вдруг видит Иванушка – село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окна, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без весёлых игрушек. «Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку», -сказал Иван. Сговорились они с её батюшкой сходить на ярмарку, да купить больной девочке сластей и чего- нибудь весёлого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку – сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может – куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда её батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил,яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Весёлая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала её русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец её с той поры для всех детишек точил игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Вот так ребята и родилась матрёшка. А как же появились замечательные игрушки у нас в музее? Об этом нам расскажут экскурсоводы. Кто будет? (выбираем экскурсовода, проходит экскурсия)

А теперь матрёшечки: мальчишечки и девчёночки, подходите ко мне. Мы немного разомнёмся и физкультминутку проведём.

Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

Девчонки озорные, Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ребята, а вы знаете, что матрёшка – это кукла с секретом? Сейчас я вам покажу, а ребята стихи расскажут.

Подарили мне матрёшку,

В ней ещё сидели пять.

Их поставил на окошко,

Чтоб смогли они гулять.

Потому что у матрёшек

Почему то нету ножек

У матрёшек пять сестрёнок.

Разберётся и ребёнок,

Как сложить одну в другую

С самой маленькой – в большую!

Ну как же праздник без сюрпризов! И я вам принесла кое-что! Посмотрим? Это пазлы, да ещё и деревянные. Попробуем сложить?

Собирают пазлы «Матрёшка»

Девочки, слышите какая замечательная музыка, так и хочется потанцевать. А мальчики нам будут аплодировать.

Танец.

А сейчас я буду волшебницей и превращу вас в мастеров, которые расписывают матрёшек. Кручу, верчу, превратить ребят хочу в мастеров. Итак, пойдёмте, дорогие мастера в ваши мастерские. Вы будете украшать фартучек своей матрёшки.

Информационно-игровой проект «Матрёшка — русская игрушка»
Публикации по теме:

Проект «Русская красавица-матрёшка»Проект «Русская красавица-матрёшка» Проект «Русская красавица- матрёшка» Авторы проекта воспитатели: Ракитина И. И., Потанина. А. А. Слава нашей стороне! Слава русской старине.

«Русская матрешка». Информационно-творческий проект для средней группы Цель: Воспитать интерес к истории России, к истокам русской народной культуре, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки.

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой;.

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества. Задачи: познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой).

Мини-исследования дошкольников. Исследовательский проект в средней группе «Русская Матрёшка»Мини-исследования дошкольников. Исследовательский проект в средней группе «Русская Матрёшка» Исследовательская работа «Русская Матрёшка» Тип проекта:познавательно-игровой. Вид проекта: творческо-сследовательский. Продолжительность.

Педагогический проект «Мини-музей «Русская матрёшка»Педагогический проект «Мини-музей «Русская матрёшка» Паспорт проекта: По доминирующей в проекте деятельности: информационно - познавательный, творческий. По числу участников проекта: дети.

Информационно-творческий проект о самодельных игрушках «Новогодняя игрушка»Информационно-творческий проект о самодельных игрушках «Новогодняя игрушка» Проект "Новогодняя игрушка".Проблема, актуальность. Новый год - это чудесный семейный праздник, к которому готовятся дети и взрослые. На.

Проект по приобщению детей к русским традициям «Русская матрёшка» Проект по приобщению детей к русским традициям «Русская матрёшка» Актуальность: Важнейшей составной частью образовательной среды являются.

Проект в средней группе ДОУ «Мини-музей «Русская матрёшка» Вид проекта: долгосрочный, групповой. Участники проекта: дети, педагоги. Возраст детей: средняя группа. Актуальность проекта: в наше время.

Творческий проект во второй младшей группе «Русская матрёшка» Вид проекта: творческий, познавательный, групповой. Продолжительность проекта: среднесрочный, 4 недели Составила: воспитатель Губарева.

Библиотека изображений:
  • Динозавры
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Информационно-игровой проект «Матрёшка — русская игрушка»
Опубликовано: 22 февраля 2018 в 09:35
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Фотоотчёт весеннего праздника «Фея цветов» в средней группе ДОУ
*** В гости к детям пришла великолепная Фея цветов. В руках у неё была корзина с цветами! " Из корзины РОЗУ достаю и песню спеть я вас прошу". Дети...
Мастер-класс для младших дошкольников по аппликации «Подснежник маме подарю»
Задачи: Развивать умение у детей последовательно склеивать детали, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать стремление сделать красивый подарок для...
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе «Рыбки в аквариуме»
Цель: Закрепить знания детей о рыбках, живущих в аквариумах, о необходимых условиях для жизни рыбок в аквариумах. Развитие мелкой моторики, желания работать...