Получи документы

Информационно-исследовательский проект «Загадки природы: вулканы, землетрясения, цунами»

Кайтан Ия
Информационно-исследовательский проект «Загадки природы: вулканы, землетрясения, цунами»

Авторы проекта :

Кайтан И. М.

Шлекис О. А.

Актуальность

Мы всего лишь гости на планете Земля – одни из нас приходят, другие уходят, но мы (люди) живём здесь всегда, уже много тысяч лет. Строим, изобретаем, улучшаем свой быт, воздвигаем заводы и фабрики, добываем нефть и газ, осваиваем космические просторы.

Иногда Земля своими природными катаклизмами (извержениями вулканов, землетрясениями) напоминает нам о своем месте на нашей планете.

Человек пока слаб перед силами природы. Но не беспомощен!

Публикация «Информационно-исследовательский проект „Загадки природы: вулканы, землетрясения, цунами“» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с природными явлениями : вулканом,

землетрясением, цунами.

Задачи:

Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а так же их пользе.

Дать детям понятие о землетрясении, его силе, разрушительных последствиях. Познакомить их с правилами поведения при землетрясении.

Подводить детей к самостоятельному формированию выводов по итогам экспериментов, опираясь на полученные ранее знания. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремлённость, настойчивость.

Гипотеза: на Земле много действующих вулканов и все они представляют опасность для людей.

Решили с детьми больше узнать о таких загадочных явлениях природы, как вулканы, землетрясения, цунами. Обговорили с ними, пользуясь какими источниками мы можем получить знания.

После сбора и анализа информации из всех возможных источников:

подумать самостоятельно, спросить у других, прочитать в энциклопедии, посмотреть видеофильм, получить информацию из компьютера, провести эксперимент, мы пришли к выводу, что вулкан представляет собой гору с очень глубоким отверстием на её вершине, напоминающим по форме воронку. Эту воронку называют кратером. Через отверстие из недр Земли на её поверхность изливается расплавленная масса горных пород – лава. Она имеет такую температуру, что даже сталь плавится.

У вулкана есть отверстие – жерло, из которого могут вырываться раскаленные газы, расплавленные камни и пепел. Иногда они вытекают из вулкана, а иногда взлетают в небо. И это называется извержением.

Дети узнали, что лава, осколки горных пород, пепел образуют вокруг отверстия конус. Поэтому в результате извержения на суше могут образовываться горы, а в океане – острова.

Из энциклопедии дети узнали, что есть три типа вулканов :

Действующие, которые извергались

Потухшие – бездействуют много тысяч лет

Уснувшие – об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать (Везувий).

Вулкан начинает проявлять активность, когда огромные плиты земной коры сталкиваются или, наоборот, раздвигаются

Женя вместе с мамой узнали о происхождении названия вулкан и рассказали об этом всем детям.

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

Рассказали детям, что извержение вулкана может привести к огромным разрушениям. Так, например, римский город Помпей был полностью разрушен и погребён под слоем лавы и пепла во время извержения вулкана Везувий. Руины этого города прекрасно сохранились благодаря толстому слою вулканического пепла.

Дети узнали, что есть такая профессия – вулканолог. Люди этой профессии специально изучают поведение вулканов и могут предсказать извержение, чтобы защитить людей.

Предложили детям дома узнать, есть ли вулканы в космосе. После того, как обобщили все полученные детьми сведения, оказалось, что они и там есть – на Луне, Венере, Марсе. Гора Олимп на Марсе – самый большой вулкан в Солнечной системе, а Венера – самая вулканическая планета.

Поставили перед детьми проблемную ситуацию: почему же люди, несмотря на опасность, живут рядом с вулканами? С помощью родителей дети пришли к выводу – потому что возле вулканов плодородная почва. Энергию из них они перерабатывают в электрическую. И ещё считают, что вулканическая грязь целебна и устраивают там грязевые водоёмы.

Исследовав всю информацию, мы с детьми сделали вывод, что вулканы – это явление природы, очень опасное и непредсказуемое. Но человек учится с этим жить и извлекать для себя пользу.

Как итоговое мероприятие провели с детьми опыт. Родители сделали макет вулкана, мы приготовили смесь: ложку соды, красной краски, 5 капель жидкого мыла, немного уксуса и посмотрели как выглядит извержение вулкана.

В папке исследователя зарисовали схему проведения опыта.

В продуктивной деятельности, используя метод пластилинографии, дети создавали лепную картинку вулкана.

Познакомили детей с ещё одним, не менее опасным явлением природы – землетрясением.

Рассматривая картины с изображением последствий

землетрясений, решили узнать, почему же они происходят?

Подводя итоги после получения информации, узнали, что под слоем земной коры скрывается очень горячая магма. Она расплавляет даже камни. Затем эти расплавленные камни от попавшей к ним воды твердеют, растут, меняют форму и приподнимают земную кору.

Показали детям наглядно, что там, где земная кора гибкая – она гнётся

постепенно.

А в тех местах, где земная кора хрупкая – она лопается и в

ней образуются трещины и разломы, в которые проваливаются целые здания и даже улицы.

Объяснили детям, что для измерения силы землетрясений используют 12 баллов. Самые слабые толчки обозначаются цифрой 1,чуть сильнее – 2 балла, а к полному разрушению

приводят толчки в 12 баллов.

Провели эксперимент «Сила землетрясения». Построили на дощечке

несколько домов. Толкнули дощечку легко – на 1балл. Увидели, что ничего не произошло. Сделали вывод – при толчках силой 1балл люди могут вообще ничего не заметить.

Попробовали толкнуть дощечку чуть сильнее. Некоторые устояли, но сдвинулись. Сделали вывод: так происходит при толчках средней силы.

Предложили детям с силой двигать дощечку и увидели большие разрушения.

Сделали вывод – так происходит при сильном землетрясении – 8баллов и больше.

Дали детям домашнее задание – узнать интересные факты о прогнозах землетрясений. Оказалось, что многие животные (собаки, свиньи, крысы, кошки и т. д.) проявляют признаки беспокойства за несколько часов до землетрясения. Собаки, например, могут убежать из дома и становятся агрессивными, а кошки беспокойными, громко мяукают или же пытаются спрятаться, найти безопасное укрытие.

Поговорили с детьми о правилах поведения при землетрясениях :

• На улице держаться подальше от зданий.

• В помещении – залезть под стол, под кровать или встать в дверном проёме.

• Нельзя прятаться в подземных переходах или подвалах – можно оказаться в подземной ловушке.

• Держаться подальше от окон – разбившееся стекло может поранить

• Нельзя пользоваться лифтом – он может застрять

• Нельзя пользоваться спичками, свечами, зажигалками – может произойти взрыв.

Чтобы лучше запомнить правила, зарисовали их.

Уделили внимание умению детей вовремя обратиться за помощью, учили в игре вести ролевой диалог с диспетчером

«Службы спасения».

Из видеофильма, который мы просмотрели с детьми, они узнали, что землетрясения происходят не только на суше, но и на дне океанов. Толчки под водой поднимают на поверхность волны. Такие волны называют «цунами».

Чтобы дети смогли представить разрушительную силу цунами, объяснили им, что в открытом океане, далеко от берега цунами не выше нас. Но пока волна-цунами (это небольшие волны) с огромной скоростью приближается к берегу, её высота всё время увеличивается и на берег обрушивается уже не просто большая волна, а огромная водяная стена, которая сметает всё на своём пути.

Объяснили детям, что если опасность угрожает многим людям, то это чрезвычайная ситуация. Справится своими силами, в одиночку, в таких обстоятельствах невозможно. Для этого надо большое количество людей, которые будут оказывать помощь, много специальной техники и разных специалистов.

Долгое время в нашей стране таких специалистов не было. Но с ростом чрезвычайных ситуаций, которые приводят к гибели людей и возникла потребность в создании МЧС, где работают люди героической профессии – спасатели, которые в любую минуту готовы вылететь на помощь людям.

В результате проведённой работы у детей сформировано представление

о вулканах и причинах их извержения, опасностях, которые они представляют,

а также их пользе.

Дети получили понятие о землетрясении, его силе и правилах поведения при землетрясении.

Научились экспериментальным путём моделировать явление и делать выводы из результатов эксперимента.

Прикреплённые файлы:

zagadki-prirody_rrim8.pptx | 16762,02 Кб
 
Публикации по теме:

Информационно-исследовательский проект для подготовительной группы «Как зимует воробей?» Руководитель и консультант проекта: Ушакова Инна Александровна, воспитатель МДОБУ № 18 “Колосок” станицы Прочноокопская Новокубанского района.

Информационно-исследовательский проект «Ночной выползок» Введение Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить.

Информационно-исследовательский проект в подготовительной группе «От зернышка до булочки» .

Презентация «Информационно-исследовательский проект «Волшебный мир участка» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная.

Информационно-исследовательский проект «Юный метеоролог» Тип проекта по доминирующему методу: информационно-исследовательский. По характеру содержания: включает ребенка и природу. По характеру.

Исследовательский проект «Загадки осени» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню. дай попробовать и я пойму» Китайская пословица Аналитико – прогностическое обоснование проекта.

Краткосрочный информационно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова»Краткосрочный информационно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, В нем.

Краткосрочный информационно-исследовательский проект «Осень» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №1» с. Объячево. Проект «Осень». Проект разработал воспитатель подготовительной.

Проект информационно-исследовательский деятельности «Волшебница-вода» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Ягодка» г. Котельниково Волгоградской области.

Познавательно — исследовательский проект «Вулканы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-исследовательский проект «Загадки природы: вулканы, землетрясения, цунами»
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 09:42
+75Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД