Информационно-образовательная среда методических объединений школы: структура, наполнение

Маркова Людмила
Информационно-образовательная среда методических объединений школы: структура, наполнение

Информационная образовательная среда (ИОС) школы является многоуровневой системой. Подсистемами ИОС служат информационные образовательные среды субъектов учебно-воспитательного процесса, прежде всего, методических предметных объединений, персональные среды учителей и учеников. Предметом нашего внимания является деятельность методических объединений школы, отвечающих за информационно- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса школы, под которым будем понимать обеспечение образовательного процесса необходимыми научно-методическими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-методическими, техническими и другими материалами, которые используются в учебно-воспитательном процессе учебного заведения [1,с. 26-27]. ИОС методического объединения конкретна, поэтому уровень ИОС методического объединения – это сочетание конкретных условий и индивидуальности. педагогов, личностные их особенности, различные интересы и мотивация

Подсистема или блок ИОС методических объединений – одна из основных по значимости для ИОС школы, которая нуждается в разработке структуры, проектирования, критериев оценки в аспекте качества и эффективности. ИОС методических объединений должна быть представлена совокупностью частей или компонентов, которые в своем взаимодействии образуют единое целое и которое может быть логически разграничено.

Функции ИОС методических объединений включают, прежде всего: формирование программно-методического фонда, хранения электронных учебных материалов по школьным образовательным областям и направлениям воспитательной работы, формирование медиатеки, включающей собственную разработку электронных образовательных ресурсов, взаимодействие с учащимися школы по различным направлениям деятельности с целью формирования навыков самостоятельной познавательной и практической их деятельности, достижения личностных результатов обучения, развития мотивационных ресурсов обучаемых.

Рассмотрим примерное наполнение ИОС методических объединений (МО) школы. Информационные образовательные среды методических объединений школы могут включать:

-методические ресурсы, классифицированные по тематике и предметам обучения, в т. ч. научно- методические исследования педагогов и учащихся;

- документы по планированию образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

-инструменты для мониторинга и фиксации хода и результатов образовательного процесса;

- средства по поиску, сбору, анализу, обработке, хранению и представлению образовательной информации;

-результаты внедрения средств современных информационных образовательных технологий, поддерживающих преимущества Интернета в образовательном процессе школы;

-совокупность реальных и виртуальных объектов, являющихся носителями различного рода информации, доступных к использованию учащимися непосредственно или опосредованно с использованием средств приема/передачи информации, и, в том числе, компьютера и сети Интернет;

Вся информация методического объединения может быть скомпонована в следующие разделы:

1. Раздел «В помощь учителю» содержит в себе:

А) поурочное планирование, конспекты уроков и методические материалы, в том числе мультимедийные образовательные ресурсы, созданные авторскими коллективами учителей и учащихся, которые можно применять для проведения уроков; электронные образовательные ресурсы муниципального, регионального и федерального уровней. Данный раздел может содержать видеозаписи уроков, базу данных методических материалов и конспектов разработок уроков по темам школьных программ, статьи по вопросам образования, информацию о проводимых конференциях и семинарах, которые могут быть интересны учителям школы.

Б) раздаточные материалы для учащихся, разработанные учителями. Это могут быть как печатные материалы, так и электронные материалы.

2. Раздел «Тесты» содержит диагностические материалы, обеспечивающие реализацию мониторинга образовательных программ; здесь могут быть представлены тесты, взятые из Интернета, и тесты, разработанные для текущего, рубежного или итогового контроля педагогами МО. Применение заданий в тестовой форме является достаточно перспективным направлением, потому что они хорошо подходят для машинной обработки, что позволяет автоматизировать процесс обработки результатов и сократить временные затраты при их проверке на различных этапах обучения.

3. Раздел «Документация МО».

А) В папке «Кадровый состав и аттестация» содержатся списки педагогов методического объединения с материалами, необходимыми для аттестации учителей – копии аттестационных листов, списки победителей олимпиад и конкурсов, списки поступивших в профильные вузы, характеристики-представления.

Б) В папке «Анализ работы педагогов» содержатся аналитические материалы каждого учителя методического объединения (анализ опроса в классе, анализ срезовых работ по предмету, итоговый анализ успеваемости в параллели по всем предметам методического объединения.

4. Раздел «Материалы по ОГЭ и ЕГЭ» содержат инструкции и примеры тестовых заданий единого государственного экзамена по различным предметам, а также аналитические материалы по итогам экзаменов.

5. Раздел «Вненурочная деятельность». Каждое методическое объединение может разрабатывать систему мероприятий по внеурочной деятельности. Это могут быть кружки, клубы по интересам и спортивные секции. Внеурочная деятельность может быть представлена в разделе «Внеурочная деятельность». Здесь хранятся материалы о планировании работы, проведенных мероприятиях на различных уровнях (школа, класс, город, область, представлены программы, методические разработки.

6. Раздел «Клубная деятельность». Для методических объединений учителей начальных классов в соответствии с ФГОС рекомендована организация различных направлений взаимодействия с родителями, создание «Семейных», «Библиотечных», «Спортивно-туристических» и других клубов по интересам, в процессе деятельности которых можно воспитывать у обучающихся любовь к малой родине, бережное отношение к природе, заинтересованность в прочтении книг и т. д. К работе МО гуманитарного направления целесообразно подключить работу школьного музея, который является клубом общения разных поколений выпускников. В работу клуба может входить поиск электронных ресурсов по тематическим разделам музея.

7. В разделе «Творческая мастерская» хранятся: А) работы учащихся – участников различных конкурсов и фестивалей. Б) папка «Проектная деятельность» содержит материалы по теории проектной деятельности, проектным продуктам и описанию проектов по предметам данного МО. Для работы используются текстовые, графические, музыкальные редакторы, Flash-ролики, современные средства ИКТ.

8. Раздел «Портфолио методического объединения» содержит: А) папку «Полезные ссылки», где представлены списки медиаресурсов (видео-, аудиоматериалов, CD, хранящихся в кабинетах МО.

Б) папка «Интернет-ресурсы» содержит полезные ссылки на образовательные ресурсы и по различным предметам с описанием ресурсов и рекомендациями по их применению.

Информационная образовательная среда методических объединений – это только часть школьной информационной образовательной среды, отвечающая за методические решения учебно-воспитательного процесса школы в условиях информатизации образования.

Таким образом, формирование информационной образовательной среды методических объединений школы обеспечивает общедоступность педагогических, информационно- методических материалов и использование их всеми участниками образовательного процесса, а также мотивирует педагогов к информационному взаимодействию. Создание такой среды не только значительно облегчает работу педагога, но и способствует формированию коллектива единомышленников среди администраторов, учителей, учащихся, родителей, то есть всех участников информационно-образовательного процесса, которые обязательно создадут авторские учебно-методические, аналитические и информационные материалы, способствующие повышению мотивации учащихся, раскрытию их творческого потенциала и, как следствие, повышению результатов обучения.

Литература

1. Роберт, И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. [Текст] /И. В. Роберт // Информатика и образование. - 2004. - № 5. - С. 22-29.

Публикации по теме:

Образовательная среда в старшей группе «Центр экспериментирования»Образовательная среда в старшей группе «Центр экспериментирования» Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,.

Образовательная среда «Зона экспериментального развития»Образовательная среда «Зона экспериментального развития» Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 5 «Родничок» Воспитатель: Денисова Ольга Николаевна I категории "Зона.

Образовательная среда для сенсорного развитияОбразовательная среда для сенсорного развития СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Информационно-образовательная среда методических объединений школы: структура, наполнение
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 20:20
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 февраля. День сказки «Репка» на МААМ

У сказки «Репка» – счастливая судьба. Это произведение устного народного творчества не исчезло в пучине неумолимого времени, а было записано великим исследователем и коллекционером славянского фольклора...

18 февраля. День поделок из синельной проволоки на МААМ

Необычную «пушистую» проволоку теперь часто используют в творчестве. Поделки из нее получаются очень красочные, да и работать с ней не только интересно, но и легко. Эта «пушистая» проволока бывает разных...

Международный день дарения книг. Наше участие в общероссийской акции «Дарите книгу с...
Дарите книги из рук в руки, Вдыхайте уловимый флёр, Вам книги- верные подруги, Ведите с ними разговор. Ежегодно, начиная с 2012 г, 14 февраля...
Видео и фотоотчет НОД «Рыбки, рыбки озорницы»
Цель: закрепить представления детей о рыбах Материал: проектор, интерактивная доска, ноутбук, интерактивная игра «Найди домик», фонограмма шума моря;...
Проект «Наш зеленый огород в группе»
Огромное значение на развитие ребенка оказывает окружающая среда, особено его внимание привлекает природа( изменения в ней, наблюдая,...