Светлана Егорова
Информационно-познавательный проект «Волшебный рюкзачок»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели старшей группы С. В. Егорова, Е. А Басалаева МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Теремок».
Проблема:
Дети дошкольного возраста мало знакомы с литературным наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь.
Актуальность темы проекта :
Публикация «Информационно-познавательный проект „Волшебный рюкзачок“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Детям перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства - это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми. Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С. Я. Маршак К. И. Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения. В результате анкетирования родителей выяснилось, что во всех семьях ежедневное чтение не является традицией. В основном читают детям тогда, когда попросят сами дети. Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране.
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.
Цель проекта :
Развитие устойчивого интереса к художественной литературе, возрождение семейного чтения в семье.
Задачи проекта :
• Развивать читательскую активность детей дошкольного возраста и их родителей.
• Воспитывать активное тяготение к книге, развивать интерес и любовь к книге;
• Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей
• Способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.
• Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.
• Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
• Способствовать выражению своего отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности (лепке, рисовании, конструировании, аппликации).
• Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Ожидаемый результат:
• Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
• Возрождение традиции домашнего чтения.
• Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
• Формирование у детей интереса к художественной литературе, периодическим изданиям.
• Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
• Бережное отношение книге – источнику знаний.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, продукт деятельности.
Участники проекта : дети старшей группы, родители (законные представители) воспитанников и педагогический коллектив учреждения.
Тип проекта : информационно - познавательный, творческий.
Сроки реализации проекта : с марта по май 2017 года.
1. Подготовительный этап:
• Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
• Подбор литературы, дополнительного материала для реализации проекта.
• Подбор информации для оформления родительского уголка.
• Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.
• Информирование родителей о начале проекта «Волшебный рюкзачок».
• Провели анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.
• Родителям было предложено принять участие в изготовлении книги, написать ЭССЕ на тему: «Любимая книга моего детства», на доступном для детей языке.
2. Основной этап:
Для детей:
• Мини-библиотека (оформление группы принесенными из дома книгами).
• Беседы: «Откуда пришла книга», «Бережное отношение к книгам»; «Для чего нужны библиотеки»
• Организация книжного уголка в группе;
• Цикл НОД по теме проекта;
• Сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
• Игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
• Игры – драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;
• Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
• Выставка «Моя любимая книга». Дети приносят из дома свою любимую книгу и рассказывают о ней.
• Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
• Литературный конкурс чтецов;
• Отгадывание загадок о книге, сказочных героях;
• Знакомство с пословицами о книге;
• Заучивание отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей;
• Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;
• Самостоятельная деятельность в уголке театрализации, игры с настольным театром.
• Тренинги, ситуативное общение.
Для родителей:
• Беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ;
• Консультации: «Почему детям необходимо читать книги»; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»; «Воспитание будущего читателя»;
• Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке;
• Анкетирование;
• Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
• Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки»
• Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы);
• Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; записаться в библиотеку.
Заключительный этап:
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы. Посещение родителями вместе с детьми городской детской библиотеки.
В группе создана книга: «Любимая книга моего детства», содержащая ЭССЕ родителей, которые написаны на доступном языке для детей дошкольного возраста и иллюстрирована яркими, сюжетными рисунками по сказкам, нарисованными детьми с помощью родителей.
Результаты проекта :
Дети получили представление о том, что было до появления книги, познакомились с историей происхождения и создания книги, узнали, какую огромную ценность имеют книги для познания окружающего мира. Стали делиться о прочитанном друг с другом, высказывать свои суждения, у них вырос уровень речевого развития. Дети научились выделять главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей. Стали бережнее относиться к книгам.
В течение всего проекта ребята знакомились с различными видами книг: энциклопедии, журналы, басни, авторские сказки, участвовали в организации выставки «Моя любимая книга», закрепляли знания о жанрах литературы, видах книг.
Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.
Методические рекомендации для родителей, в очередной раз, убедили их в том, что домашнее чтение или сказка на ночь - неотъемлемая часть эмоционального и речевого
развития ребенка.