Ольга Федораева
Информационно-практическое занятие для педагогов «Повышаем самооценку»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-практическое занятие для педагогов
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию информационно-практическое занятие для педагогов. Сегодня наши воспитатели дают очень много знаний, информации и своим воспитанникам и родителям. Но нужно помнить и о себе. Занятия, которые я провожу с педагогами, дают им не только знания, но и возможность пусть не на долго, но "покопаться" в себе, в своих мыслях, чувствах; даже просто пообщаться. На этом занятие я знакомлю педагогов, что такое самооценка, от чего зависит какая самооценка у человека, проверить свою самооценку, пройдя анкету-тест. Занятие носит не только теоретическую справку, но есть и практический блог. Какие-то моменты можно использовать и для родителей.
Публикация «Информационно-практическое занятие для педагогов „Повышаем самооценку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
Цель: формировать у воспитателей уверенность в себе, способность решать вопросы коллегиально.
Материал: листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия
Игра-приветствие. Все стоят в кругу. Каждый педагог мимикой и жестом передает свое настроение и пожелание рядом стоящему человеку.
Ведущий знакомит с целью занятия, предлагает всем с помощью методики выявить уровень самооценки (приложение № 1). Уровень самооценки по данной методике отражает вашу уверенность или неуверенность в себе, конформность (зависимость от мнения окружающих) или самостоятельность.
Ведущий: самооценка – наше мнение о себе. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем критериям:
1. когнитивная компетентность, т. е. способность решать проблемы и достигать поставленных целей;
2. социальная компетентность, т. е. способность поддерживать отношения с другими людьми;
3. физическая компетентность – «что я умею (или не умею) делать» (бегать, играть в футбол и т. д.);
4. кодекс поведения – «хороший ли я мальчик (девочка)».
С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д.
Подробнее рассмотрим самооценку завышенную и заниженную. По критерию адекватности выделяют адекватную самооценку (то есть соответствующую действительности) и неадекватную (не соответствующую). Несоответствие может выражаться в завышении или занижении оценки.
Как по-вашему, какую оценку лучше иметь – завышенную или заниженную?
Психологи утверждают, что хуже именно заниженная. Чем же она плоха? Почему она хуже завышенной не только для самого субъекта, но и для тех, кто рядом с ним?
Человек, недооценивающий себя по каким-то параметрам, не будет браться за дело, к которому он вполне способен. А если и возьмется, то предчувствие неудачи, в конце концов, эту неудачу обеспечит (за счет неосознанной коррекции действий в сторону неудачи). В этом соотношении завышенная самооценка гораздо лучше: хоть она и толкает человека на планы, превышающие его возможности, создавая реальную перспективу потерпеть фиаско, она дает и возможность преуспеть хотя бы за счет включения в деятельность, за счет мобилизации дополнительных ресурсов.
Но заниженная самооценка вредит не только самому субъекту, но и его партнерам. Доказано, что плохое отношение к себе приводит к более негативному восприятию окружающих (коллег, учащихся и др., когда субъект приписывает им больше слабостей и недостатков, приписывает им худшие намерения. Другими словами, он думает об окружающих хуже, чем они есть на самом деле, и ждет от них худшего к себе отношения, чем это есть на самом деле. Это негативно влияет на его способность к сотрудничеству с другими, раскрытию себя в контакте с партнером. Однако все происходит непреднамеренно и поэтому не контролируется.
От чего зависит адекватность самооценки? Как она формируется?
Психологи выделяют два основных фактора формирования самооценки:
первый – общение с окружающими,
второй – собственную деятельность субъекта.
Критерии, на основании которых производится самооценка, зависят от характерных для человека ценностей, формировавшихся в течение всей его жизни, начиная с самого раннего возраста. Здесь важную роль сыграла родительская семья, родительские критерии оценок и самооценок, отношение родителей к ребенку. В ходе усвоения этих внешних критериев и оценок ребенок постепенно вырабатывает собственные критерии и собственные оценки.
Упражнение № 1. Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит определить отношение к самим себе. Вам дается 5 минут, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств «Мои положительные качества». Уложились ли вы в заданное время? Вызвало ли затруднения данное упражнение? Если «да», то какие? Почему?
Теперь давайте проанализируем вашу работу. Использовали ли вы местоимение «Я» и родовые окончания – «ая», когда писали качества, или вы употребили такую форму как «доброта», «трудолюбие»? Говорили ли вы себе, хотя бы мысленно, - «Я-добрая, я-умная»? Если бы сейчас вам предложили, в присутствии других людей, зачитать вслух эту свою положительную характеристику, вы смогли бы это сделать? Почему?
Упражнение № 2. Кидая друг другу мяч, говорить комплимент коллегам. Как вы думаете, какое поведение свидетельствует о заниженной самооценке? О завышенной? Как ведет себя человек, который адекватно воспринимает себя?
Упражнение № 3. Ладошка. Перед вами обведенная карандашом ладошка. Впишите, пожалуйста, в каждый пальчик человека, который имеет (или имел) самое большое значение для вашей жизни.
Каким по счету был пальчик, в который вы вписали слово «Я»?
Если вы вписали, то отражает ли этот номер действительно значение вашего «Я» в вашей жизни?
Если же вы вообще не написали «Я», то почему?
Ведущий: одна из причин низкой самооценки у педагогов – нечеткое представление о возможностях собственной личности, негативное самовосприятие. Для повышения самооценки предлагается путь сосредоточения педагога на тех моментах, которые определяют его негативное самовосприятие, поиск способов преодоления их.
Обратная связь.
Приложение № 1
Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны 5 вариантов ответов:
4 балла – очень часто;
3 балла – часто;
2 балла – иногда;
1 балл – редко;
0 баллов – никогда.
Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его:
Суждения 4 3 2 1 0
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое здоровье.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступить с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
14. Я слишком скромна.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь, и понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованной.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверена, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общительна.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверена в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.
Подсчитайте общее количество баллов по всем суждениям:
0-25 – высокий
26-45 – средний
46-128 – низкий