Приложение МААМ

Информационно-практическое занятие для педагогов «Повышаем самооценку»

Ольга Федораева
Информационно-практическое занятие для педагогов «Повышаем самооценку»
▼ Скачать + Заказать документы

Информационно-практическое занятие для педагогов

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию информационно-практическое занятие для педагогов. Сегодня наши воспитатели дают очень много знаний, информации и своим воспитанникам и родителям. Но нужно помнить и о себе. Занятия, которые я провожу с педагогами, дают им не только знания, но и возможность пусть не на долго, но "покопаться" в себе, в своих мыслях, чувствах; даже просто пообщаться. На этом занятие я знакомлю педагогов, что такое самооценка, от чего зависит какая самооценка у человека, проверить свою самооценку, пройдя анкету-тест. Занятие носит не только теоретическую справку, но есть и практический блог. Какие-то моменты можно использовать и для родителей.

Публикация «Информационно-практическое занятие для педагогов „Повышаем самооценку“» размещена в разделах

Цель: формировать у воспитателей уверенность в себе, способность решать вопросы коллегиально.

Материал: листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия

Игра-приветствие. Все стоят в кругу. Каждый педагог мимикой и жестом передает свое настроение и пожелание рядом стоящему человеку.

Ведущий знакомит с целью занятия, предлагает всем с помощью методики выявить уровень самооценки (приложение № 1). Уровень самооценки по данной методике отражает вашу уверенность или неуверенность в себе, конформность (зависимость от мнения окружающих) или самостоятельность.

Ведущий: самооценка – наше мнение о себе. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем критериям:

1. когнитивная компетентность, т. е. способность решать проблемы и достигать поставленных целей;

2. социальная компетентность, т. е. способность поддерживать отношения с другими людьми;

3. физическая компетентность – «что я умею (или не умею) делать» (бегать, играть в футбол и т. д.);

4. кодекс поведения – «хороший ли я мальчик (девочка)».

С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д.

Подробнее рассмотрим самооценку завышенную и заниженную. По критерию адекватности выделяют адекватную самооценку (то есть соответствующую действительности) и неадекватную (не соответствующую). Несоответствие может выражаться в завышении или занижении оценки.

Как по-вашему, какую оценку лучше иметь – завышенную или заниженную?

Психологи утверждают, что хуже именно заниженная. Чем же она плоха? Почему она хуже завышенной не только для самого субъекта, но и для тех, кто рядом с ним?

Человек, недооценивающий себя по каким-то параметрам, не будет браться за дело, к которому он вполне способен. А если и возьмется, то предчувствие неудачи, в конце концов, эту неудачу обеспечит (за счет неосознанной коррекции действий в сторону неудачи). В этом соотношении завышенная самооценка гораздо лучше: хоть она и толкает человека на планы, превышающие его возможности, создавая реальную перспективу потерпеть фиаско, она дает и возможность преуспеть хотя бы за счет включения в деятельность, за счет мобилизации дополнительных ресурсов.

Но заниженная самооценка вредит не только самому субъекту, но и его партнерам. Доказано, что плохое отношение к себе приводит к более негативному восприятию окружающих (коллег, учащихся и др., когда субъект приписывает им больше слабостей и недостатков, приписывает им худшие намерения. Другими словами, он думает об окружающих хуже, чем они есть на самом деле, и ждет от них худшего к себе отношения, чем это есть на самом деле. Это негативно влияет на его способность к сотрудничеству с другими, раскрытию себя в контакте с партнером. Однако все происходит непреднамеренно и поэтому не контролируется.

От чего зависит адекватность самооценки? Как она формируется?

Психологи выделяют два основных фактора формирования самооценки:

первый – общение с окружающими,

второй – собственную деятельность субъекта.

Критерии, на основании которых производится самооценка, зависят от характерных для человека ценностей, формировавшихся в течение всей его жизни, начиная с самого раннего возраста. Здесь важную роль сыграла родительская семья, родительские критерии оценок и самооценок, отношение родителей к ребенку. В ходе усвоения этих внешних критериев и оценок ребенок постепенно вырабатывает собственные критерии и собственные оценки.

Упражнение № 1. Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит определить отношение к самим себе. Вам дается 5 минут, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств «Мои положительные качества». Уложились ли вы в заданное время? Вызвало ли затруднения данное упражнение? Если «да», то какие? Почему?

Теперь давайте проанализируем вашу работу. Использовали ли вы местоимение «Я» и родовые окончания – «ая», когда писали качества, или вы употребили такую форму как «доброта», «трудолюбие»? Говорили ли вы себе, хотя бы мысленно, - «Я-добрая, я-умная»? Если бы сейчас вам предложили, в присутствии других людей, зачитать вслух эту свою положительную характеристику, вы смогли бы это сделать? Почему?

Упражнение № 2. Кидая друг другу мяч, говорить комплимент коллегам. Как вы думаете, какое поведение свидетельствует о заниженной самооценке? О завышенной? Как ведет себя человек, который адекватно воспринимает себя?

Упражнение № 3. Ладошка. Перед вами обведенная карандашом ладошка. Впишите, пожалуйста, в каждый пальчик человека, который имеет (или имел) самое большое значение для вашей жизни.

Каким по счету был пальчик, в который вы вписали слово «Я»?

Если вы вписали, то отражает ли этот номер действительно значение вашего «Я» в вашей жизни?

Если же вы вообще не написали «Я», то почему?

Ведущий: одна из причин низкой самооценки у педагогов – нечеткое представление о возможностях собственной личности, негативное самовосприятие. Для повышения самооценки предлагается путь сосредоточения педагога на тех моментах, которые определяют его негативное самовосприятие, поиск способов преодоления их.

Обратная связь.

Приложение № 1

Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны 5 вариантов ответов:

4 балла – очень часто;

3 балла – часто;

2 балла – иногда;

1 балл – редко;

0 баллов – никогда.

Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его:

Суждения 4 3 2 1 0

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое здоровье.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступить с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромна.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь, и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованной.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверена, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общительна.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверена в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Подсчитайте общее количество баллов по всем суждениям:

0-25 – высокий

26-45 – средний

46-128 – низкий

Публикации по теме:

Презентация «Насекомые» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию к лексической теме «Насекомые». Время не стоит на месте, вот и.

Театрализованная деятельность дошкольниковТеатрализованная деятельность дошкольников Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию фотоотчет о том, как мы с воспитанниками занимаемся театрализованной деятельностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-практическое занятие для педагогов «Повышаем самооценку»
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 14:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационно-практическое занятие для педагогов «Повышаем самооценку»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федораева (УИ 100732) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД