Ольга Петровна Баранова
Информационно-просветительское мероприятие для педагогов «Воспитание трудолюбия у детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание трудолюбия у детей с ОВЗ в образовательном процессе в ДОУ
Цель: ознакомление педагогов с информацией по созданию условий для воспитания трудолюбия у детей ЗПР в образовательном процессе ДОУ
Задачи:
1. Ознакомиться с понятием «Трудолюбие»
2. Дать рекомендации по формированию условий для воспитания трудолюбия у детей с ЗПР в ДОУ
Публикация «Информационно-просветительское мероприятие для педагогов „Воспитание трудолюбия у детей с ЗПР“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
3. Формировать педагогические установки на профессиональное развитие
Форма проведения: Информационно-просветительское мероприятие с использованием макс-технологии.
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я начну мероприятие с цитаты великого русского учёного-химика Дмитрия Ивановича Менделеева «Нет без усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев»
Посмотрите пожалуйста на столы и прочитав текст, выявите проблему сегодняшнего мероприятия. Перед этим прошу разделиться вас на три группы по два человека и обсудить ваши решения друг с другом (1 текст). На это выделяется полторы минуты(1,5 минуты)
Трудовое воспитание ребенка с задержкой психического развития может стать весьма привлекательной деятельностью, вызовет у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретут практический опыт правильного общественного поведения, сформируется такая нравственная черта, как трудолюбие и уважение к людям труда.
Время вышло, я готова выслушать ваши варианты.
Проблемой сегодняшнего мероприятия является –развитие трудолюбия у детей.
Теперь, попрошу вас подумать над темой мероприятия, как вы думаете о чем именно мы сегодня будем говорить? Темой сегодняшнего мероприятия является «Воспитание трудолюбия у детей с ОВЗ в образовательном процессе в ДОУ»
Вы отлично справляетесь! Предлагаю вам высказать предположения касаемо того, о чем мы возможно будем говорить по этой теме. Ваши предположения и будут основой цели мероприятия.
Сегодня вы ознакомитесь с информацией по созданию условий для воспитания трудолюбия у детей с ЗПР в образовательном процессе ДОУ.
С задачами вы можете ознакомиться на экране.
Так как сегодня мы будем говорить о детях с ограниченными возможностями, прошу поднять красные карточки тех, кто имеет опыт работы с данной категорией детей, а желтые карточки пусть поднимут те, кто такого опыта еще не имел.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Для детей с задержкой психического развития трудолюбия можно достигнуть лишь тогда, когда оно сочетается с работой, направленной на ослабление имеющихся у них дефектов развития, а там, где возможно, на преодоление их.
Что по вашему мнению означает трудолюбие?
На самом деле анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ней нет единого понятия «трудолюбия». Термин этот употребляется разными авторами неоднозначно. Например, Турченко Владимир Николаевич определяет этот термин как сугубо психологическую категорию, как потребность в труде, как чувство, как мотив.
Чтобы у детей появилась потребность в труде, необходимо правильно организовывать трудовую деятельность в ДОУ.
Как вы думаете, какие условия должны создаваться в детских садах для осуществления трудового воспитания детей? Предлагаю вам сейчас объединиться в одну команду и записать ваши варианты на листок. На это выделяется 2 минуты.
Пожалуйста, прочитайте ваши ответы.
Сейчас вы проверите свои ответы. На памятках указаны условия воспитания трудолюбия у детей с ЗПР в образовательном процессе ДОУ. К ним относятся: условия для формирования навыков самообслуживания (например, для самостоятельного умывания подставки для ног, понятные алгоритмы, создание системы поручений и системы поощерений за выполненные поручения, создание алгоритмов различных трудовых действий и контроль педагогов за их выполнением, ежедневное вовлечение детей в посильный труд.
А сейчас посмотрите на ваши варианты ответов и опираясь на памятку, выберите наиболее эффективные, по вашему мнению, условия формирования самостоятельности у детей с ЗПР. На это выделяется 1,5 минуты.
Наиболее эффективной формой трудового воспитания и обучения детей с ЗПР являются поручения. Поручения соответствуют всем условиям эффективности воспитания трудолюбия, определенным исследователями.
Создание подделок из различных материалов тоже имеет значение,ведь таким образом у ребенка воспитывается интерес к ручному труду.
Ознакомление с трудом взрослых тоже является немаловажным условием для формирования трудолюбия у детей. Ведь ознакомившись с трудом взрослых, дети, как бы подражая, хотят трудиться сами.
А сейчас я предлагаю составить синквейн по данной теме. Разделитесь на пары и составьте текст, согласно инструкции.
Сегодня мы ознакомились с информацией о ознакомились с информацией по созданию условий по воспитанию трудолюбия у детей ЗПР в образовательном процессе ДОУ и предлагаю вам, оставшись в том же составе команд, поделиться впечатлениями о данном мероприятии, составив синквейн. Инструкцию по его составлению вы можете увидеть на экране.
Спасибо за внимание!
Решение ситуативной педагогической задачи по проблемам обучения и воспитания детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья
Алёна, 7 лет. Девочка с диагнозом ДЦП обучается в 1 классе массовой школы. Интеллектуальных проблем у ребенка нет, программу усваивает нормально. Но другие дети относятся к Алёне настороженно, некоторые ребята дразнят и обзывают её. Девочка становится замкнутой, недоверчивой. Мама девочки рассказывает, что ребенок не хочет ходить в школу.
1) Выявить проблемы (учебные, психологические, личностные) и причины данных проблем ребенка. (При анализе данной ситуации, я выявила следующие проблемы:…. Одноклассники девочки ведут себя так, потому что не знают, как общаться с ребенком, отличающимся от них, возможно они ее опасаются, что она их может обидеть, а может наоборот нашли слабого человека и стремятся самоутвердиться. Мама девочки тоже не может или не знает как помочь дочери)
2) Последствия, как положительные, так и отрицательные. (Если учитель не будет обращать внимание на данную ситуацию, то могут произойти такие последствия: девочка замкнется, начнутся проблемы с учебой, дети станут еще более жестокими, может возникнуть буллинг, родители также могут начать высказывать негативное отношение к данному ребенку. При нормализации ситуации психологическая обстановка в классе будет благоприятной (положительной, девочка будет хорошо учиться, у нее появится положительная школьная мотивация, друзья и подруги. Одноклассники девочки научаться быть внимательными к окружающим людям….)
3) Педагогические задачи :
- Провести тематическое родительское собрание. Рассказать об инклюзии в целом, о детях с ОВЗ, об особенностях конкретной ученицы.
Важно дать понять родителям, что особенный ребенок не предоставлен сам себе. Он под контролем и наблюдением, с ним занимаются специалисты. Стоит обратить внимание родителей на то, что они сами — важный элемент в инклюзивной системе. Особенному ребенку и его семье нужна поддержка коллектива.
Начать полезно именно с родителей, т. к. часто именно сами взрослые невзначай формируют негативное отношение к особенному ребенку.
- Выяснить, почему ребёнок не хочет посещать школу. Если есть проблемы в коллективе детей — постараться их устранить.
- Создать доброжелательную обстановку в классе.
- Провести диагностику межличностных отношений (Социометрия, интересы и увлечения.
- Провести серию классных часов «Доброта вокруг нас», «Добрым быть совсем не просто», «Люди вокруг нас», «Мы разные, но мы вместе»
5) Прописать возможные пути устранения данных проблем.
6) Прописать взаимодействие с узкими специалистами (логопед, дефектолог, соц. педагог (помощь семье, психолог (консультация для мамы, диагностика класса, индивидуальные занятия с девочкой для повышения уверенности и самооценки), администрацией, родителями, учреждениями доп. образования для повышения эффективности в решении выявленных проблем.