МААМ-картинки

Информационный материал для родителей «Народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее» (1 фото)

Тараканова Людмила Вячеславовна
Информационный материал для родителей «Народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее»

Информационный материал для родителей

В начале XX века замечательные исследователи В. С. Воронов, А. И. Некрасов, Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деньшин, Л. Г. Оршанский открыли игрушку как самобытную область русского народного искусства. Тогда же были собраны первые ее коллекции, написаны о ней первые книги, ставшие сегодня библиографической редкостью. С тех пор игрушка получила право называться произведением искусства. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким. Игрушки эти и сегодня радуют, удивляют, изумляют, и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые всегда был важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение. В своих трудах искусствовед - исследователь народного творчества Н. Дайн рассматривает историю развития и роль народной игрушки в воспитании детей, где большое внимание уделяет ее роли в синтезе народного творчества.

Публикация «Информационный материал для родителей „Народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее“» размещена в разделах

Наиболее распространенной игрушкой была тряпичная кукла. По сведениям информаторов, тряпичные куклы имелись в каждой семье, где были дети. С одинаковым успехом в куклы играли девочки и маленькие мальчики. Обычно изготавливали кукол старшие члены семьи, хотя очень часто их готовили и сами дети. Это были наиболее простые и непритязательные образцы, резко отличавшиеся по качеству изготовления и отделки кукол, сделанных руками взрослых. Самодельные куклы представляли собой небольшие стилизованные человекообразные фигурки.

В куклы играли дети, но ими окружали себя и взрослые. Такой интерес к куклам предполагает давнюю историю существования этого предмета традиционного быта. Материалы археологических раскопок ярко подтверждают данный тезис, детская игрушка на протяжении сотен лет сопутствует нашим предкам. Этнографические наблюдения свидетельствуют о том, что человек общается с куклой гораздо чаше, чем это может показаться. Взаимосвязь человека с куклой продолжается от его рождения до самой смерти, активно участвуя при всем этом в семейной и общественной жизни.

Такая связь, на наш взгляд, и явилась причиной того, что на куклу не обращают особого внимания, считая; ее обычной, ординарной вещью. Вероятно, подобная точка зрения послужила тем негативным фактором, из-за которого кукла не привлекала специального внимания исследователей.

Между тем народная кукла как немой, неподвижный мир условных знаковых систем всего живого является очень важным историко-этнографическим источником, позволяющим нам глубже увидеть и всесторонне понять историческое прошлое нашего народа. Уместно будет вспомнить о том, что игрушка полный и глубокий художественный символ примитивного жизнеокружения. Она яркий и вещественный синтетический результат творческого оформления примитивной психической деятельностью, как своих внутренних переживаний, так и впечатлений внешних в их органической неразрывной художественной связи между собой. Собирая и восстанавливая знания о народной кукле, мы хотим сами понять и почувствовать, что заложено и сохранено предками для нас в этих кукольных образах.

Ценные сведения о типологии и специфике образов народной куклы в начале ХХ столетия оставили нам исследователи детских игр и игрушек. Среди них особого внимания заслуживают работы Е. А. Аркина, Е. М. Пещеровой, В. Харузиной, В. Г. Богораза. Благодаря их материалам об играх и игрушках, музейным коллекциям игрушек народов Средней Азии, Сибири, которые в основном сконцентрированы в Российском этнографическом музее и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого, современные этнографы получили богатейший материал для монографических и сравнительных исследований. Не менее ценными для исследователей являются экспонаты Загорского музея игрушки. Древний подмосковный город издавна славится мастерами по их изготовлению. Единственный в стране музей игрушки был основан в Москве Музейным отделом Наркомпроса в 1918 году. Среди множества экспонатов (их в музее более 30 тысяч) чрезвычайный интерес представляют и тряпичные куклы, преимущественно русские. Образцы детских игрушек, в том числе и кукол различных народов, культовые изображения человеческих фигур имеются также в фондах региональных музеев, но, как правило, это немногочисленные, а винных случаях единичные экземпляры. Это относится и к Уфимским музеям. К сожалению, в 1920-1960 годы детская тематика разрабатывалась этнографами очень незначительно. Многие талантливые ученые в этот период лишились работы, возможности публиковаться или были репрессированы, а тематика, связанная с народными обычаями, ритуалами, суевериями и т. д., стала запретной и была исключена из научного обихода. Подобные явления повлекли за собой общее снижение масштабов и сужение тем этнографических исследований в стране в советские года.

Вторая половина XX столетия внесла в образ народной куклы большие коррективы. Перетерпев влияние поздних культур и вобрав в себя элементы как игровые, так и ритуальные, кукла становилась все более натуралистичной. Она стремительно менялась в новом социокультурном пространстве под воздействием городской, светской культуры и различных течений моды и стилей. Сегодня тряпичная кукла - прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое, сформировавшегося на определенном этапе и подвергшееся в дальнейшем весьма существенным изменениям. На материале куклы исследователи традиционной культуры имеют возможность проследить на доступном этапе процесс превращения, перерастания этнографического субстрата в разнообразные художественные обобщения.

Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.

Традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет, но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети. Важна еще одна особенность в строении традиционной куклы. Конструктивная основа - это доминанта вертикали. Какая бы ни была внешняя оболочка, сердцевина одна - стремление вверх. Так в конструкции подобия человека (куклы) отражена суть человеческой жизни - духовное развитие.

Народная кукла отличалась большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре. Она служила импульсом к действию, требовала от ребенка живого участия. Другое содержание приобрела и ее воспитательная роль, расширилась познавательная и образовательная функция. Появилась потребность в игрушках усложненных, многообразных, которые были бы достаточно информативны и по содержанию, и по форме, могли бы быть в какой-то степени средством обучения. Эти главные функции кустарно-промысловой игрушки развлекательная, эстетическая и образовательная решительно влияли на ее художественно-образное содержание.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя "лоскутная история".

Основное назначение кукол - это игра. Но с педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как: средство для изучения традиционного семейного уклада, средство для изучения народного костюма, средство для изучения годового цикла народных праздников.

В нашей традиционной культуре заложен большой потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков. Один из путей лежит через декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное творчество обладает сильными мотивационными инструментами. Оно способствует не только познанию и самопознанию ребенка, но и его самовыражению.

Основываясь на анализе изученной педагогом литературы можно сделать вывод, что применение народной тряпичной куклы занимает важное место в воспитании детей. Она является средством воспитания, способствует развитию творческой личности в процессе ее теоретического и практического изучения на занятиях народного творчества, народной живописи, фольклора, устного народного творчества (мифологии). Занятия конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.

Информационный материал для родителей «Народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее»
Публикации по теме:

Информационный материал для бесед с детьми раннего возраста и консультаций для родителей «Январь» Январь. Зима в самом разгаре. Снеry столько намело, что ни проехать, ни пройти, а снежинки все падают и падают с неба, легкие, узорчатые.

Информационный материал для бесед с детьми раннего возраста и консультаций для родителей «Осенние месяцы» Информационный материал для бесед с детьми раннего возраста и консультаций для родителей Дорогие взрослые, мы должны научить малышей смотреть.

Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Храм Христа Спасителя»Информационный материал для педагогов «Знакомим детей с Москвой. Храм Христа Спасителя» Вступление: Сегодня я предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, рассказ- презентацию о Храме Христа Спасителя. Материал рассчитан.

Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности»Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности» С установлением теплых и солнечных дней увеличивается количество детей, подростков и взрослых, использующих двухколесные транспортные.

Информационный материал для бесед с детьми и родителями «История праздника Масленицы»Информационный материал для бесед с детьми и родителями «История праздника Масленицы» История праздника Масленицы Масленица — один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождаются.

Конспект НОД по проектной деятельности «Путешествие в прошлое, настоящее, будущее домов» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Долинск Конспект НОД по проектно – исследовательской.

Консультация для родителей «Тряпичная кукла как в воспитании детей» Мы все играли в игрушки. У каждого бала своя любимая игрушка. Но задумывались ли мы: "Во что играли наши предки?" Самой известной и любимой.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла Благополучница» Мастер-класс "Народная тряпичная кукла Благополучница" Цель занятия: обучение изготовлению тряпичной куклы “Благополучницы” Задачи: Познакомить.

Информационный материал для бесед с детьми о насекомых Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего.

Конспект занятия «Тряпичная народная кукла» «Тряпичная народная кукла» Методическая разработка занятия Составила: Ефимова Лариса Борисовна педагог дополнительного образования Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационный материал для родителей «Народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее»
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 21:03
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД