Папки-передвижки

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги»

Елена Сорокина
Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги»

Учимся говорить, понимать, думать. Раздел Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги

Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи.

Строя фразу, ребенок пытается подобрать слово, которое бы правильно выразило его мысль. Малышу не всегда удается подобрать нужное слово, поэтому в детской речи встречаются такие ошибки: «Моя подушка мягкая, а твоя черствая».

Чтобы избежать подобных ошибок, предложите малышу поиграть в игры «Подбери словечко».

Публикация «Информационный проект „Учимся говорить, понимать, думать“, Раздел „Прилагательное, Слова-друзья и слова-враги“» размещена в разделах

В этом разделе я предлагаю вам рассмотреть игры подобного плана.

Игровое упражнение «Большой – маленький»

Подготовить предметные картинки из серии «Сравнение предметов по …»

Педагог снова обращается к главному персонажу и говорит, что Зайчонок сидел на полянке и сравнивал предметы по величине, но не все у него получалось. Просит детей помочь Зайчику правильно подобрать слова. Например.

КОШКА большая, а КОТЕНОК маленький.

СЛОН большой, а МЫШКА … .

СТОЛ большой, а СТОЛИК … .

РЕБЕНОК маленький, а ВЗРОСЛЫЙ … .

АРБУЗ большой, а ЯБЛОКО … .

ЧЕМОДАН большой, а сумка … .

ГОРОД большой, а ДЕРЕВНЯ … .

МОРЕ большое, а ОЗЕРО … .

ГРЯДКА маленькая, а ПОЛЕ … .

ТУЧА большая, а ОБЛАЧКО …. И т. д.

Игровое упражнение «Длинный – короткий»

Подготовить предметные картинки из серии «Сравнение предметов по …»

Зайчонок решил сравнивать предметы по длине. Педагог предлагает детям помочь Зайчонку правильно подобрать слова. Например.

У крокодила ХВОСТ длинный, а у зайца короткий.

У жирафа ШЕЯ длинная, а у бегемота … .

У девочки ВОЛОСЫ длинные, а у мальчика … .

Веревка длинная, а лента … .

У страуса НОГИ длинные, а у пингвина … .

Шорты короткие, а брюки … .

Зимой ДЕНЬ короткий, а летом … .

Год длинный, а день … .

Полено короткое, а бревно …. И т. д.

Игровое упражнение «Высокий – низкий»

Подготовить предметные картинки из серии «Сравнение предметов по …». Педагог предлагает детям помочь Зайчонку сравнить предметы по высоте и правильно подобрать слова к предложениям. Например.

ЕЛКА высокая, а ЗЕМЛЯНИКА низкая.

ФОНАРЬ высокий, а ЗАБОР … .

ДОМ высокий, а ИЗБУШКА … .

БЕГЕМОТ низкий, а ЖИРАФ … .

СОСНА высокая, а КУСТ … .

ХОЛМ низкий, а ГОРА … .

Один БЕРЕГ высокий, а ДРУГОЙ … .

КУСТ высокий, а ТРАВА … .

ШКАФ высокий, а СТОЛИК … .

ФИКУС высокий, а КАКТУС …. И т. д.

Игровое упражнение «Узкий – широкий»

Подготовить предметные картинки из серии «Сравнение предметов по …».

Зайчонок посмотрел на свое отражение в воде и удивился, какие у него узкие ушки, а у его приятеля из Африки – Слона – широкие. Но Зайчику не хотелось меняться ушками, ему захотелось сравнить, какие предметы шире, а какие уже.

Педагог предлагает помочь Зайчику. Например.

ДОРОГА широкая, а ТРОПИНКА узкая.

ЛЕНТА узкая, а ПОЛОТЕНЦЕ … .

РЕКА широкая, а РУЧЕЕК … .

ПРОСПЕКТ широкий, а ПЕРЕУЛОК … .

КОРИДОР узкий, а КОМНАТА … .

ЮБКА узкая, а ПЛАТЬЕ … .

ТУФЛИ узкие, а БОТИНКИ … .

КОВЕР широкий, а ПОЛОВИЧОК … .

МОСТ широкий, а МОСТИК …. И т. д.

Игровое упражнение «Тонкий – толстый»

Подготовить предметные картинки из серии «Сравнение предметов по …».

Зайчонок сравнивал предметы по толщине. Педагог предлагает детям помочь Зайчику правильно выбрать, какой предмет тоньше, а какой толще. Например.

БЕГЕМОТ толстый, а ЗМЕЯ … .

СУК толстый, а ВЕТКА … .

БРЕВНО толстое, а ПАЛКА … .

ГУСЕНИЦА толстая, а ЧЕРВЯК … .

НИТКА тонкая, а ВЕРЕВКА … .

КАНАТ толстый, а ВЕРЕВКА … .

У обезьяны ХВОСТ тонкий, а у лисы … .

ДУБ толстый, а БЕРЕЗА … .

КОЛБАСА толстая, а СОСИСКА … .

КАРТОН толстый, а БУМАГА … .

КАРАНДАШ тонкий, а РУЧКА … .

КНИГА толстая, а ЖУРНАЛ …. И т. д.

Игровое упражнение «Горький – сладкий»

Подготовить предметные картинки из серии «Сравнение предметов по …». Педагог продолжает рассказ про Зайчика: «Зайчонок очень любил сладкое. Он лежал на полянке и ел конфету. А вечером мама Зайчиха дала ему горькое лекарство. Пока Зайчонок лежал в кроватке, он представлял себе разную еду и сравнивал, какая слаще, а какая горче».

Педагог предлагает детям помочь Зайчику разобраться в этой проблеме. Например.

КОНФЕТА сладкая, а ГОРЧИЦА горькая.

ЛЕКАРСТВО горькое, а ВАРЕНЬЕ … .

РЕДЬКА горькая, а РЕПА … .

ЛУК горький, а ПИРОЖНОЕ …. И т. д.

Игровое упражнение «Старый – молодой»

Подготовить предметные картинки из серии «Сравнение предметов по …».

Педагог рассказывает о Зайчике: «К Зайчонку приехал дедушка Заяц.

- Дедушка, здравствуй! – обрадовался Зайчик и начал скакать.

- Как ты весело скачешь! Жаль я так не могу, - огорчился дедушка.

- Почему?

- Потому что ты молодой, а я уже старенький».

Педагог предлагает детям подобрать слова по образцу. Например.

СОСЕНКА молодая, а СОСНА старая.

ВНУЧКА молодая, а БАБУШКА … .

ДУБ старый, а ДУБОК … .

ДЕДУШКА старый, а ВНУК …. И т. д.

Игровое упражнение «Холодный – горячий»

Подготовить предметные картинки из серии «Сравнение предметов по …».

Зайчик с Попугаем спорили, кто легче, а кто тяжелее. Педагог предлагает детям помочь друзьям разрешить спор и закончить предложения. Например.

ЗАЙЧИК тяжелый, а ПОПУГАЙ легкий.

АРБУЗ тяжелый, а СЛИВА … .

КОВЕР тяжелый, а КОВРИК … .

ПОДУШКА легкая, а ОДЕЯЛО … .

ОБЛАКО легкое, а ТУЧА … .

Воздушный ШАРИК легкий, а МЯЧ … .

ПЛАТЬЕ легкое, а ПАЛЬТО … .

КНИГА тяжелая, а ТЕТРАДЬ …. И т. д.

Игровое упражнение «Быстрый – медленный»

Подготовить предметные картинки из серии «Сравнение предметов по …».

Зайчик соревновался с Попугаем, кто быстрее доберется до пруда. Пока Зайчик бежал, он сравнивал, кто двигается быстрее, а кто медленнее.

Педагог предлагает детям помочь Зайчику подобрать нужные слова к предложениям. Например.

ИНДЮК медленный, а СТРАУС быстрый.

ГЕПАРД быстрый, а ЛЕНИВЕЦ … .

РЕБЕНОК быстрый, а СТАРИК … .

ЛЬДИНА медленная, а КОРАБЛЬ … .

РЕКА медленная, а РУЧЕЕК … .

ЧЕРЕПАХА медленная, а ЗАЯЦ …. И т. д.

Игровое упражнение «Мелкий – глубокий»

Зайчик подошел к реке и подумал : «Какая она: глубокая или мелкая?». Он вошел в воду и понял, что у берега мелко, а отойдешь чуть подальше от берега – там уже глубоко. «Надо попробовать сравнить другие предметы», - подумал Зайчик и побежал к дому.

Педагог предлагает детям помочь Зайчику подобрать необходимые слова. Например.

РУЧЕЙ мелкий, а РЕКА глубокая.

КОЛОДЕЦ глубокий, а ЛУЖА … .

ОВРАГ глубокий, а КАНАВА … .

ТАРЕЛКА глубокая, а БЛЮДЦЕ …. И т. д.

Игровое упражнение «Противоположные слова»

Педагог предлагает детям подобрать противоположные слова и закончить предложения. Например.

Нож ТУПОЙ, а ТОПОР острый.

Стул ЖЕСТКИЙ, а диван … .

Трамвай МЕДЛЕННЫЙ, а самолет … .

Чашка ПОЛНАЯ, а стакан … .

Дорога ПРЯМАЯ, а тропинка … .

Камень на дороге СУХОЙ, а в луже … .

Пальто ЗИМНЕЕ, а шорты …. И т. д.

Игровое упражнение «Слова – друзья»

Педагог предлагает детям подобрать похожие по смыслу слова. Например.

БОЛЬШОЙ дуб – ОГРОМНЫЙ дуб.

БЫСТРЫЙ поезд – … поезд.

ВЕЖЛИВЫЙ человек – … человек.

ВЕСЕЛАЯ девочка – … девочка.

ИНТЕРЕСНАЯ книга – … книга.

СВЕЖИЙ ветер – … ветер. И т. д.

Игровое упражнение «Общее слово»

Педагог предлагает детям подобрать общее слово-признак для двух, на первый взгляд, непохожих предметов. Например.

Черепаха и улитка (какие) МЕДЛЕННЫЕ.

Стол и шкаф (какие) … .

Река и василек (какие) … .

Баклажан и колокольчик (какие) … .

Вода и молоко (какие) … .

Молоко и сахар (какие) … .

Арбуз и клубок (какие) … .

Лимон и клюква (какие) …. И т. д.

Игровое упражнение «Зайчик делает сок»

Зайчик угощал своих друзей соком из яблок, из груш, из томатов и из слив. Педагог предлагает детям помочь Зайчику назвать, какие соки у него получились. Например.

Сок из яблок – ЯБЛОЧНЫЙ.

Сок из земляники – … .

Сок из клубники – … .

Сок из черники – … .

Сок из груш – … .

Сок из малины – ….

Сок из винограда – … .

Сок из абрикосов – …. И т. д.

В работе над этим разделом можно предлагать детям следующие игровые упражнения: «Я придумываю цвет», «Радуга», «Цветная игра», «Какая форма предмета?» и другие.

Пользуйтесь предложенным материалом с удовольствием, коллеги! Работа над словом обязательно принесет свои плоды.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Действия» Уважаемые коллеги! Я с удовольствием продолжаю работу над информационным проектом. И начинаю новый раздел – ГЛАГОЛ. Говорить, сегодня мы.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Синонимы, антонимы, омонимы» Уважаемые коллеги! Продолжаю работать над информационным проектом, пополняя свою и вашу копилку по развитию речи. Тема сегодняшнего блока:.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Какой? Какая? Какое? Какие?» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новый раздел – «Прилагательное. Какой? Какая? Какое? Какие?» Игры, представленные в этом разделе,.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное» Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальной школе у ребенка могут возникнуть трудности, особенно в изучении русского языка.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Я придумал слово» Уважаемые коллеги! Продолжаю работу над информационным проектом для создания дидактического материала по лексическим темам. Предлагаю вашему.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Один — много» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам расширить раздел «Существительное», и добавить к нему тему «Один – много». Начиная говорить, ребенок с.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Синонимы, антонимы, омонимы» Уважаемые коллеги! В этом разделе я предлагаю вам продолжить работу над частью речи, которая называется СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, но расширить это.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги»
Опубликовано: 7 августа 2020 в 07:30
+329Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 127.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД