Инклюзивное образование

Елена Кукушкина
Инклюзивное образование

УДК 373.2

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е. А. Кукушкина, специалист по социальной работе

ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат

П. С. Федорова, к. псх. н., заместитель директора по организационно-методической работе

ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат

Аннотация. В статье авторы представляют положительный опыт введения инклюзивного дошкольного образования в Ярославской области, особое внимание обращают на инклюзивное воспитание в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, инклюзивное воспитание.

Современная система дошкольного образования, активно реализующая инклюзивную практику, сталкивается с целым комплексом проблем и трудностей, требующих грамотного решения.

Решение вопроса инклюзии на уровне детских дошкольных образовательных учреждений является чрезвычайно важным, ввиду того, что именно в дошкольном возрасте можно сформировать навыки адаптивного поведения у ребенка с ограниченными возможностями, а также у здоровых детей воспитать толерантное отношение к людям с ограничениями здоровья. На сегодняшний день имеется положительный опыт, достигнутый авторами и участниками региональной инновационной площадки «Разработка и внедрение модели организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС дошкольного образования». [2]. Основной идеей данного проекта является необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей, необходимость вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации) [1].

Исходя из проблем, связанных с внедрение инклюзии в дошкольных учреждениях и проанализированного опыта, мы сформулировали основные задачи детского сада в данной сфере:

1. создание уютного, комфортного пространства для всех;

2. создание среды, способствующей гармоничному развитию личности ребенка вне зависимости от наличия или отсутствия у него ограниченных возможностей здоровья;

3. формирование толерантного пространства детей, родителей, персонала и социального окружения;

4. создание в ДОО педагогической системы, центрированной на потребностях ребенка и его семьи. Не ребенок «вписывается» в существующую систему образования и воспитания, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество;

5. формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный и воспитательный процессы.

Все эти меры должны сделать среду более доступной для детей с ограниченными возможностями здоровья, повысить эффективность реабилитационных мероприятий, проводимых в их интересах, увеличить адаптационных потенциал данной категории лиц.

Большое значение, по нашему мнению, в рамках инклюзивного образования должно придаваться инклюзивному воспитанию. Данный вопрос рассматривался на круглом столе по проблемам инклюзивного образования, который был организован совместно с факультетом дополнительного профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского [3].

Итак, инклюзивное воспитание – это управление индивидуальным развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (личностная инклюзия) в воспитательном пространстве, среде, воспитательной системе образовательной организации.

Методологическую основу инклюзивного воспитания составляют аксиологический, задачный, интегративный, личностно-ориентированный, полифункциональный, системный, социально-феноменологический, субъектно-деятельностный подходы, а также «Я-концепция» личности, концепция о развитии субъектности ребенка, концепция о развитии личностного ресурса ребенка, концепция единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза, ассоциативно-рефлекторная концепция (С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, концепция включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных организаций общего типа, которая была принята на Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с особыми образовательными потребностями (Москва, январь 2001 г.).

При всей методологической значимости подходов и концепций для развития инклюзивного воспитания, особо следует выделить аксиологический, задачный, личностно-ориентированный, полифункциональный, системный подходы, а концепцию развития личностного ресурса ребенка. Воплощенные в практику инклюзивного воспитания представленные методологические подходы и концепции позволяют создать эффективное инклюзивное воспитательное пространство, инклюзивную воспитательную среду и инклюзивную воспитательную систему.

Наиболее рациональными инклюзивными воспитательными системами являются воспитательная система общинного вида (Л. И. Новикова) и система инклюзивного воспитания сетевого типа. Системы инклюзивного воспитания общинного вида и сетевого типа направлены на предоставление ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможности освоения наиболее широкого спектра сфер активной жизнедеятельности (познание, игра, общение, предметно-практическая деятельность по интересам, «социальные пробы» (по М. И. Рожкову) и т. д.); способов жизнедеятельности (соревнования, творчества, самоорганизации, саморазвития); предоставления вариативности социальной адаптации; развития ребенка в инициативных группах в зависимости от его умственных и физических возможностей.

Такие системы инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья являются духовными и нравственными преемницами возрождающейся национально-культурной и национально-педагогической традиции России: милосердия, доброжелательности, терпимости, доброты, сочувствия, сострадания, эмпатии по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1. Бугайчук Т. В., Усанина Н. С. Проблема профессиональной компетентности педагогических работников ДОО: сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной среде // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием). под науч. ред. М. В. Новикова. 2016. С. 101-103.

2. Усанина Н. С., Бугайчук Т. В. Управление инклюзивными процессами в образовании (на примере МДОУ «Детский сад №109» г. Ярославля) // Системогенез учебной и профессиональной деятельности материалы VII Международной научно-практической конференции. – Ярославль, 2015. - с. 138-139

3. Уща С., Бугайчук Т. В. О реализации гуманистической функции инклюзивного образования в вузе // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием). под науч. ред. М. В. Новикова. 2016. С. 46-5

Публикации по теме:

Деловая игра «Инклюзивное образование» Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования. Оборудование: Доска, мел, листы бумаги,.

Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы)Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы) анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении Статья подготовлена в соавторстве Зайцевой С. Р. старшим воспитателем и Челышевой М. П. педагогом психологом МБДОУ «Детский сад комбинированного.

Инклюзивное образованиеИнклюзивное образование Инклюзивное образование как инновационный проект в системе дошкольного образованияВ условиях модернизации российского образования, коснувшегося.

Инклюзивное образование: что стоит за этими словами Инна Александровна Кравцова Воспитатель 1 квалификационной категории МКДОУ №21 г. Новосибирск Инклюзивное образование: что стоит за этими.

Инклюзивное образование: основные проблемы внедрения Аннотация: В данной статье рассматриваются значимые проблемы реализации интегрированного обучения и инклюзивного образования детей с особыми.

Инклюзивное образование — проблемы и пути реализации. Инклюзивное образование решает в настоящее время очень большой спектр вопросов. Работая, по новым образовательным стандартам педагогический.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно.

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Автор: Ракитина Марина Викторовна, воспитатель, Муниципального.

Автор публикации:
Инклюзивное образование
Опубликовано: 16 октября 2016 в 14:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Конкурс новогодних ёлок студентов разных факультетов»
Студенческая дивная, весёлая пора Не позабудется тобою никогда. Свободный гражданин, ещё не взрослый, Ещё не мучают житейские вопросы. Не очень...
Мастер-класс «Необычные Санки»
Мастер-класс "Необычные Санки" В нашем городе прошёл международный день снега . В этот день было много интересного, игры, соревнование, бег в...
Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой»
Цель и задачи: 1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;...
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров»
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс изготовления мобила из бус и новогодних шаров....
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета». Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...