Инклюзивное образование

Елена Кукушкина
Инклюзивное образование

УДК 373.2

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е. А. Кукушкина, специалист по социальной работе

ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат

П. С. Федорова, к. псх. н., заместитель директора по организационно-методической работе

ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат

Аннотация. В статье авторы представляют положительный опыт введения инклюзивного дошкольного образования в Ярославской области, особое внимание обращают на инклюзивное воспитание в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, инклюзивное воспитание.

Современная система дошкольного образования, активно реализующая инклюзивную практику, сталкивается с целым комплексом проблем и трудностей, требующих грамотного решения.

Решение вопроса инклюзии на уровне детских дошкольных образовательных учреждений является чрезвычайно важным, ввиду того, что именно в дошкольном возрасте можно сформировать навыки адаптивного поведения у ребенка с ограниченными возможностями, а также у здоровых детей воспитать толерантное отношение к людям с ограничениями здоровья. На сегодняшний день имеется положительный опыт, достигнутый авторами и участниками региональной инновационной площадки «Разработка и внедрение модели организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС дошкольного образования». [2]. Основной идеей данного проекта является необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей, необходимость вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации) [1].

Исходя из проблем, связанных с внедрение инклюзии в дошкольных учреждениях и проанализированного опыта,мы сформулировали основные задачи детского сада в данной сфере:

1. создание уютного, комфортного пространства для всех;

2. создание среды, способствующей гармоничному развитию личности ребенка вне зависимости от наличия или отсутствия у него ограниченных возможностей здоровья;

3. формирование толерантного пространства детей, родителей, персонала и социального окружения;

4. создание в ДОО педагогической системы, центрированной на потребностях ребенка и его семьи. Не ребенок «вписывается» в существующую систему образования и воспитания, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество;

5. формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный и воспитательный процессы.

Все эти меры должны сделать среду более доступной для детей с ограниченными возможностями здоровья, повысить эффективность реабилитационных мероприятий, проводимых в их интересах, увеличить адаптационных потенциал данной категории лиц.

Большое значение, по нашему мнению, в рамках инклюзивного образования должно придаваться инклюзивному воспитанию. Данный вопрос рассматривался на круглом столе по проблемам инклюзивного образования, который был организован совместно с факультетом дополнительного профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского [3].

Итак, инклюзивное воспитание – это управление индивидуальным развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (личностная инклюзия) в воспитательном пространстве, среде, воспитательной системе образовательной организации.

Методологическую основу инклюзивного воспитания составляют аксиологический, задачный, интегративный, личностно-ориентированный, полифункциональный, системный, социально-феноменологический, субъектно-деятельностный подходы, а также «Я-концепция» личности, концепция о развитии субъектности ребенка, концепция о развитии личностного ресурса ребенка, концепция единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза, ассоциативно-рефлекторная концепция (С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, концепция включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных организаций общего типа, которая была принята на Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с особыми образовательными потребностями (Москва, январь 2001 г.).

При всей методологической значимости подходов и концепций для развития инклюзивного воспитания, особо следует выделить аксиологический, задачный, личностно-ориентированный, полифункциональный, системный подходы, а концепцию развития личностного ресурса ребенка. Воплощенные в практику инклюзивного воспитания представленные методологические подходы и концепции позволяют создать эффективное инклюзивное воспитательное пространство, инклюзивную воспитательную среду и инклюзивную воспитательную систему.

Наиболее рациональными инклюзивными воспитательными системами являются воспитательная система общинного вида (Л. И. Новикова) и система инклюзивного воспитания сетевого типа. Системы инклюзивного воспитания общинного вида и сетевого типа направлены на предоставление ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможности освоения наиболее широкого спектра сфер активной жизнедеятельности (познание, игра, общение, предметно-практическая деятельность по интересам, «социальные пробы» (по М. И. Рожкову) и т. д.); способов жизнедеятельности (соревнования, творчества, самоорганизации, саморазвития); предоставления вариативности социальной адаптации; развития ребенка в инициативных группах в зависимости от его умственных и физических возможностей.

Такие системы инклюзивноговоспитания детей с ограниченными возможностями здоровья являются духовными и нравственными преемницами возрождающейся национально-культурной и национально-педагогической традиции России: милосердия, доброжелательности, терпимости, доброты, сочувствия, сострадания, эмпатии по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1. Бугайчук Т. В., Усанина Н. С.Проблема профессиональной компетентности педагогических работников ДОО: сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной среде // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием). под науч. ред. М. В. Новикова. 2016. С. 101-103.

2. Усанина Н. С., Бугайчук Т. В. Управление инклюзивными процессами в образовании (на примере МДОУ «Детский сад №109» г. Ярославля) // Системогенез учебной и профессиональной деятельности материалы VII Международной научно-практической конференции. – Ярославль, 2015. - с. 138-139

3. Уща С., Бугайчук Т. В. О реализации гуманистической функции инклюзивного образования в вузе // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием). под науч. ред. М. В. Новикова. 2016. С. 46-5

Публикации по теме:

Деловая игра «Инклюзивное образование» Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования. Оборудование: Доска, мел, листы бумаги,.

Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы)Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы) анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении Статья подготовлена в соавторстве Зайцевой С. Р. старшим воспитателем и Челышевой М. П. педагогом психологом МБДОУ «Детский сад комбинированного.

Инклюзивное образованиеИнклюзивное образование Инклюзивное образование как инновационный проект в системе дошкольного образованияВ условиях модернизации российского образования, коснувшегося.

Инклюзивное образование: что стоит за этими словами Инна Александровна Кравцова Воспитатель 1 квалификационной категории МКДОУ №21 г. Новосибирск Инклюзивное образование: что стоит за этими.

Инклюзивное образование: основные проблемы внедрения Аннотация: В данной статье рассматриваются значимые проблемы реализации интегрированного обучения и инклюзивного образования детей с особыми.

Инклюзивное образование — проблемы и пути реализации. Инклюзивное образование решает в настоящее время очень большой спектр вопросов. Работая, по новым образовательным стандартам педагогический.

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно.

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование – ступени равных возможностей» Автор: Ракитина Марина Викторовна, воспитатель, Муниципального.

Автор публикации:
Инклюзивное образование
Опубликовано: 16 октября 2016 в 14:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 сентября. Всемирный день сердца

Сердечному вопросу посвящен очередной тематический день....

29 сентября. День эколят – защитников природы

С 2014 года непременными участниками практически всех детских праздников и мероприятий экологической направленности в России стали эколята - сказочные защитники природы. Ёлочка, Шалун, Умница и Тихоня...

Мастер-класс «Стаканчики для карандашей»
«Стаканчик для карандашей» Назначение: Украшение для уголка рисования «Веселый карандаш». Цель: Изготовление декорированного стаканчика для...
Дидактическая игра «Какая каша»
Хочу поделиться опытом создания игры "Какая каша", которая будет способствовать обогащению словарного запаса, развитию речи, памяти, внимания у дошкольников....
Совместные поделки детей с родителями «Дары Осени»
Соколенко Наталья Совместные поделки детей с родителями на тему "Дары Осени" Каждую осень природа одаряет нас своими плодами, разноцветными листьями и яркими...