Инклюзивное образование детей в ДОО. Современное состояние, перспективы развития на примере своего ДОО

Саргылана Ноговицына
Инклюзивное образование детей в ДОО. Современное состояние, перспективы развития на примере своего ДОО

Сухомлинский В. А.: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

В настоящее время чтобы называться здоровыми необходимо не только не иметь заболевания,надо быть еще и благополучным в разных отношениях:эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20 годам. И именно поэтому под здоровьем понимается состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или неудовлетворительного состояния. Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т. к. непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

• В МБДОУ Детский сад № 70 «Кэрэчээнэ» совместно с нормально развивающими детьми, воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

• К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

В нашей группе посещают дети:

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП,

- задержкой психического развития

• Наличие этого факта побудило нас к разработке специального плана сопровождения детей с ОВЗ, Цель которого заключается в воспитании личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, присмотр, уход и оздоровление воспитанников.

Реализация цели требует решения следующих задач:

• — создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников.

• — формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

• — осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных нарушений).

• — взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.

Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:

• — физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;

• — социально-коммуникативное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;

• — познавательное развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;

• — развитие речи как средства познания;

• — художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.

Индивидуальное сопровождение детейс ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (также в режимных моментах, индивидуальная работа, все виды игр, беседы.

Модель построения плана индивидуального сопровождения ребенка

Участники педагогического процесса Содержание деятельности Формы работы

Семья Включение в единое образовательное пространство «Детский сад – семья». Родительские собрания.

Консультации.

Беседы.

Круглые столы.

Приглашение родителей для участия в жизни группы.

Наглядная информация.

Мероприятия, досуги, праздники для родителей и детей.

Воспитатели группы, где есть ребенок с ОВЗ Формирование командного взаимодействия.

Обучение действиям в определённых ситуациях. Игры

Консультации.

Педагог-психолог Профилактика и консультирование.

Психологическая диагностика, психологическая коррекция.

Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка (развитие психических процессов, развитие эмоционально-волевой сферы, индивидуальные особенности). Консультации для родителей и педагогов.

Игры – тренинги.

Мастер – классы.

Инструктор по гигиены Контроль за организацией оздоровительных мероприятий и питанием детей. Сезонные профилактические мероприятия.

Музыкальный руководитель Развитие музыкальности детей, способности воспринимать музыку.

Приобщение к музыкальному искусству. Привлечение детей к музыкальной деятельности

Инструктор по физической культуре Развитие физических качеств.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Индивидуальная коррекционная работа.

Организация совместных праздников и развлечений.

Утренняя гимнастика.

В организации образовательнойдеятельности мы учитываем:

• — Диагностику индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребёнка (специалисты, воспитатели, наблюдение за поведением детей в группе;

• — Планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;

• — Организацию предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей, стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию.

• — Организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие познавательной сферы, игровой, конструктивной деятельности и др. ; социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для творческого развития детей (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.); создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей).

План работы с детьми с ОВЗ:

№ Мероприятия Сроки

1. - Изучение личных дел детей с ОВЗ.

- Составление списка детей с ОВЗ. Сентябрь

2. - Наблюдение и помощь в прохождении адаптации детей в ДОУ.

- Родительское собрание. Консультации по запросу родителей с психологом. Октябрь

3. - Фотовыставка «Моя семья».

- Дублерство родителей. Ноябрь

4. - Организация и проведение творческих конкурсов, выставок художественного творчества с родителями.

- Родительское собрание: «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ». Декабрь

5. - Сказкотерапия (с музыкой, пальчиковые куклы, подвижные игры).

- Дублерство родителей. Январь

6. - Индивидуальные консультации по вопросам построения взаимоотношений ребенка и сверстников.

- Расширение социальных контактов детей с ОВЗ. Февраль

7. - «Развивающие игрушки» мастер-класс родителей

- Дублерство родителей. Март

- 88 - Организация театрализованного представления вместе с родителями.

- Посещение воспитателей на дому Апрель

- - Встреча с родителями, консультации.

- Дублерство родителей. Май

- Итоги работы с детьми с ОВЗ в младшей группе за 2015-2016 учебный год.

- Организация оздоровления детей с ОВЗ в летний период. Июнь

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г. Л. Аксарина, Н. Ю. Иванова, В. Н. Касаткин, Н. Л. Коваленко, А. Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Согласно исследованию, проводившемуся в нашем ДОУ были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.

1.Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2.Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В следствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

4. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. сформировать адекватную самооценку.

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.

2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй.

3. Далее группой психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПк) детей с ОВЗ (которая функционирует в ДОУ с 2007 года) на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.

4. Составление плана работы воспитателей с родителями детей с ОВЗ.

5. Непосредственная работа с родителями. В неёвходит:

Формы работы с родителями детей с ОВЗ.

1.Беседы: коллективные и индивидуальные.

2.Консультации: индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье.

3. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т. д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. «Дни дублерства» Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

5. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Эта проблема привела нас к поиску эффективных путей оказания необходимой помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям, которые бы позволили решить вопросы консультирования, оказания индивидуальной коррекционно-развивающей, реабилитационной и реабилитационной помощи, создания условий для первичной адаптации. В дальнейшей в нашей работе мы видим и ждем результаты целей достигнутой помогать детям с ОВЗ занять достойное место в обществе сверстников, а главное – наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Публикации по теме:

Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей в ДОО Методика «Последовательность картинок» Традиционно применяется для оценки способностей ребенка в области логического мышления. Ребенку для.

Дистанционное образование в условиях ДОО В последние годы в России перед дошкольной образовательной организацией (далее – ДОО, стоит множество задач, но приорететной, главной задачей.

Инклюзивное образование детей с общим недоразвитием речи в ДОО Благодаря реформации образования в настоящее время стратегия образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Инклюзивное образование в ДОО МБУ детский сад №162 «Олимпия» г. о. Тольятти Подготовила педагог психолог Гариева Л. В. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ Новые условия деятельности.

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ОГОНЁК» Р. П. ЛИНЁВО Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей.

Мастер-класс для воспитателей ДОО «Использование игр и упражнений с детьми в процессе социально-личностного развития детей» «Использование игр и упражнений с детьми в процессе социально-личностного развития детей дошкольного возраста» За последнее время можно.

Педагогическое эссе «Современное дошкольное образование России — проблемы и перспективы развития» .

Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенка Дошкольная образовательная организация и семья - два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Русские народные сказки
  • Мебель, интерьер
Автор публикации:
Инклюзивное образование детей в ДОО. Современное состояние, перспективы развития на примере своего ДОО
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 09:18
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...

9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...


Горячие темочки