Симаржова Черепанова Людмила Васильевна
Инновационная деятельность ДОУ. Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем рассматривается с позиции двух основных стратегий. Первая из них - технологическая - предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий. Вторая стратегия - гуманитарная - призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни.
Публикация «Инновационная деятельность ДОУ, Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Ухудшение экологической обстановки, снижение экологической безопасности населения, выбросы городских предприятий загрязняющих веществ в атмосферу, риск для здоровья населения, уничтожение природных богатств - требуют от населения, а также сотрудников ДОУ, дошкольников и их родителей бережливого отношения к природе, экологической грамотности, призванной «изменить самого человека, его понимание ценностей, то есть реализовать одно из условий новой модели развития – экоразвития».
Особую роль в формировании экологической культуры подчеркивают в своих исследованиях И. А. Помираева, О. А. Воронкевич, О. А. Соломенникова, С. Н. Николаева, Н. Ф. Дик, Т. А Иванова. Вместе с тем, анализ педагогической литературы показал, что формирование экологической культуры как условия обеспечения качества образования существуют следующие противоречия.
Между потребностью практики в модернизации формирования экологической культуры в соответствии с ФГТ и отсутствием эффективных механизмов обеспечивающих прогнозируемый результат.
Между необходимостью создания условий самовыражения и самореализации личности дошкольника в различных видах деятельности и недостаточным уровнем профессиональной компетенции педагогов по формированию экологической культуры.
Проблема: необходимость в формировании экологической культуры в ДОУ, обеспечивающей целостную самореализацию личности ребенка в различных видах деятельности.
Исходя из данной проблемы, был разработан проект «Добрым хозяином будь!».
Проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о природе. Предполагалось помочь научить ребёнка любить и беречь нашу землю, воспитать любознательность. Задействовать родителей детей к воспитательному – образовательному процессу. Приобщить детей к посещению библиотеки.
Реализация проекта «Добрым хозяином будь!» позволит поднять работу по экологическому воспитанию и образованию на качественно новый уровень. Мы предлагаем реальную возможность сохранить окружающую среду, используя бросовый материал, а именно, газету! Это предупреждает загрязнение окружающей среды и вырубку леса.
Цель проекта. По отношению к дошкольникам : создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста : развития эмоционально – ценностного отношения к природе; развития осознанного эмоционального – ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области природоведения, экологии; активной деятельностной позиции по сохранению природы; создание условий для развития креативности у детей. По отношению к другим участникам проекта : мотивация на организацию экологического образования детей, содействие становлению экологической культуры у детей дошкольного возраста, развитие креативности.
Задачи проекта : развитие положительного опыта эмоционально – чувственного восприятия природы; развитие знаний экологического содержания, отражающих взаимосвязи в природе, место и роль человека во взаимосвязи с природой;
совершенствование системы экологического образования в период детства; совершенствование профессиональной компетенции сотрудников детского сада по внедрению инновационных технологий экологического образования периода детства.
Основные конечные результаты реализации проекта : развитие у детей ценностных ориентаций природосообразного, культуросообразного, заботливого отношения к ближайшему природному окружению и людям; становление и развитие опыта личной ответственности каждого участника проекта в практической природоохранной и социально – значимой деятельности.
Подготовительный этап: подбор методической литературы; подбор настольно-печатных игр; приготовление материалов для художественного творчества и опытов; подбор аудио записей по теме, подбор иллюстраций, репродукций картин на тему; согласование с работниками библиотеки о предстоящей экскурсии в библиотеку по адресу Терешкова, 18. Основные мероприятия - встречи с читателями, литературные игры и викторины, конкурсы, согласование с работниками библиотеки о предстоящей выставке «Добрым хозяином будь!» (поделки из газет); встреча с редактором газеты «Вперёд», беседа на тему «Вторая жизнь газеты»
Предполагаемый результат: развитие у детей ценностных ориентаций природосообразного, культуросообразного, заботливого отношения к ближайшему природному окружению и людям; становление и развитие опыта личной ответственности каждого участника проекта в практической природоохранной и социально – значимой деятельности; развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её новыми словами; развитие творческих способностей детей; вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; пополнение предметно-развивающей среды группы.
Продукт проектной деятельности : конкурс поделок из природного материала в детском саду «Умелые руки» (совместное творчество детей и родителей, воспитателя и родителя); рисунки, аппликация детей по теме "Земля на всех одна", «Зеленый уголок города"; составление альбома с рисунками детей; поделки из теста «Овощи»; информационный материал для родителей «Наша окружающая среда»; интегрированная непосредственно образовательная деятельность «На лесной полянке»; выставка поделок из газет в библиотеке на тему «Добрым хозяином будь!»; преобразование предметно – развивающей среды в группе и раздевальной комнате (изготовление горшков для цветов из бросового материала, выращивание лука и наблюдение за ним, создание огорода на подоконнике и т. д.)
Презентация проекта : выставка поделок из бросового материала; выставка поделок из природного материала «Умелые руки»; экологическое представление на тему «На лесной полянке»; создание огорода на подоконнике ; показ продукта проектной деятельности в библиотеке по адресу: г. Красноуфимск, ул. Терешкова,18. Выставка поделок из газет «Добрым хозяином будь!»; выставки детских рисунков; эко – дизайн. (Преобразование предметно – развивающей среды в группе и раздевальной комнате с использованием бросового материала); наглядно – информационный материал для родителей; статья в газете «Вперёд» от 14 февраля 2013 г. «Дайте ей новую жизнь!»; альбом с работами детей.
Наш детский сад 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников, поэтому при реализации проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, мы учитывали индивидуальные особенности каждого воспитанника и группы в целом, приоритетное направление ДОУ.
Познание. Формирование целостной картины мира: знакомство с историей возникновения города Красноуфимск, микрорайон Бараба; рассматривание иллюстраций, репродукций картин по теме и беседа по ним, составление рассказов; целевые прогулки «Деревья нашего участка», «Деревья зимой»; опыты, например, показать детям движение листьев по направлению к свету на примете комнатных растений.
Продуктивная (конструктивная) деятельность : «Снежные постройки» (на участке для прогулок); изготовление поделок из газеты; конструирование поделок из бросового материала; изготовление горшков для комнатных цветов из фломастеров.
Социализация. Сюжетно-ролевые игры: (смотреть картотеку сюжетно – ролевых игр) :
«Семья», «Автобус», «Столовая для птиц», «Строители», «В магазине растений».
Дидактические игры: «Придумай другое слово», «Продолжи слово», «О чём рассказал ёж».Экологические игры» :«Опиши, я отгадаю», «Кто где живёт» (лото с элементами моделирования, «Кто кем будет?», «Бывает – не бывает», «Найди по названию», «Кто кричит, а кто трещит?», «Собери цветок» (на материале зимующих птиц)
Чтение художественной литературы: И. Суриков «Белый снег пушистый»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы зайки»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Январь», «Февраль»; А. Крылов «Белка», «Как лиса зимует»; Покровский «Волк», Снегирёв «Звери наших лесов»; пословицы, поговорке по теме; чтение и заучивание стихотворений о зиме; чтение рассказов по теме, принесённые детьми из дома и взятые в библиотеке.
Коммуникация. Словесные игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Опиши, я отгадаю»; творческое рассказывание детей по темам: «Наша окружающая среда»
Земля на всех одна", «Зеленый уголок города", «Что будет, если убирать снег зимой», «Почему люди зимой мёрзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе. Почему?», «Мой домашний любимец», «Моё любимое растение», «Как я бережно использую природные ресурсы». Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним; работа над звуковой культурой речи детей; беседы об экономичном и бережном использовании природных ресурсов с опорой на наглядность; рассматривание иллюстраций в книгах, журналах и энциклопедиях; беседы; просмотр мультфильмов, слайдов с изображением природы. Консультирование родителей по теме, например,«Возможности семьи в осуществлении экологического воспитания детей»; «Если у вас есть комнатные растения…»; «Выращивайте зимой зелень вместе с детьми»; «Как помочь ребёнку отразить впечатления о природе в игре»; «Экономичное использование энергоресурсов и водных ресурсов в бытовых условиях».
Художественное творчество: самостоятельная деятельность с трафаретами диких зверей, обводками снежинок, составление зимних пейзажей с изображением силуэтов деревьев, птиц, зверей, рисование, аппликация детей по теме "Земля на всех одна", «Зеленый уголок города", поделки из теста «Овощи», свободное рисование детей по теме.
Музыка: разучивание песенок – потешек, рослушивание аудио записей по теме, игра - попевка на музыкальных инструментах «Андрей – воробей» и т. д.
Труд: очистка построек от снега и уборка снега на участке, постройка снежных гаражей ледяных горок, снежных лабиринтов, подкормка птиц, самостоятельная протирать листья и полить растений по мерке воспитателя в уголке природы, посев овса для подкормки птиц, уход за посадками, сбор сухих обломанных веток.
Физическая культура. Подвижные игры: «Четвёртый лишний», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Лохматый пёс» и другие. Безопасность: беседы о правилах поведения на катке, гололёде; беседы о правилах поведения во время капели; беседы о пользе закаливания.
Совместная деятельность детей и родителей : подготовка к выставкам «Умелые руки» (из природного материала, из бросового материала; сооружение снежных построек на участке.