Папки-передвижки

Инновационная деятельность ДОУ. Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности

Симаржова Черепанова Людмила Васильевна
Инновационная деятельность ДОУ. Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем рассматривается с позиции двух основных стратегий. Первая из них - технологическая - предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий. Вторая стратегия - гуманитарная - призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни.

Публикация «Инновационная деятельность ДОУ, Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности» размещена в разделах

Ухудшение экологической обстановки, снижение экологической безопасности населения, выбросы городских предприятий загрязняющих веществ в атмосферу, риск для здоровья населения, уничтожение природных богатств - требуют от населения, а также сотрудников ДОУ, дошкольников и их родителей бережливого отношения к природе, экологической грамотности, призванной «изменить самого человека, его понимание ценностей, то есть реализовать одно из условий новой модели развития – экоразвития».

Особую роль в формировании экологической культуры подчеркивают в своих исследованиях И. А. Помираева, О. А. Воронкевич, О. А. Соломенникова, С. Н. Николаева, Н. Ф. Дик, Т. А Иванова. Вместе с тем, анализ педагогической литературы показал, что формирование экологической культуры как условия обеспечения качества образования существуют следующие противоречия.

Между потребностью практики в модернизации формирования экологической культуры в соответствии с ФГТ и отсутствием эффективных механизмов обеспечивающих прогнозируемый результат.

Между необходимостью создания условий самовыражения и самореализации личности дошкольника в различных видах деятельности и недостаточным уровнем профессиональной компетенции педагогов по формированию экологической культуры.

Проблема: необходимость в формировании экологической культуры в ДОУ, обеспечивающей целостную самореализацию личности ребенка в различных видах деятельности.

Исходя из данной проблемы, был разработан проект «Добрым хозяином будь!».

Проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о природе. Предполагалось помочь научить ребёнка любить и беречь нашу землю, воспитать любознательность. Задействовать родителей детей к воспитательному – образовательному процессу. Приобщить детей к посещению библиотеки.

Реализация проекта «Добрым хозяином будь!» позволит поднять работу по экологическому воспитанию и образованию на качественно новый уровень. Мы предлагаем реальную возможность сохранить окружающую среду, используя бросовый материал, а именно, газету! Это предупреждает загрязнение окружающей среды и вырубку леса.

Цель проекта. По отношению к дошкольникам : создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста : развития эмоционально – ценностного отношения к природе; развития осознанного эмоционального – ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области природоведения, экологии; активной деятельностной позиции по сохранению природы; создание условий для развития креативности у детей. По отношению к другим участникам проекта : мотивация на организацию экологического образования детей, содействие становлению экологической культуры у детей дошкольного возраста, развитие креативности.

Задачи проекта : развитие положительного опыта эмоционально – чувственного восприятия природы; развитие знаний экологического содержания, отражающих взаимосвязи в природе, место и роль человека во взаимосвязи с природой;

совершенствование системы экологического образования в период детства; совершенствование профессиональной компетенции сотрудников детского сада по внедрению инновационных технологий экологического образования периода детства.

Основные конечные результаты реализации проекта : развитие у детей ценностных ориентаций природосообразного, культуросообразного, заботливого отношения к ближайшему природному окружению и людям; становление и развитие опыта личной ответственности каждого участника проекта в практической природоохранной и социально – значимой деятельности.

Подготовительный этап: подбор методической литературы; подбор настольно-печатных игр; приготовление материалов для художественного творчества и опытов; подбор аудио записей по теме, подбор иллюстраций, репродукций картин на тему; согласование с работниками библиотеки о предстоящей экскурсии в библиотеку по адресу Терешкова, 18. Основные мероприятия - встречи с читателями, литературные игры и викторины, конкурсы, согласование с работниками библиотеки о предстоящей выставке «Добрым хозяином будь!» (поделки из газет); встреча с редактором газеты «Вперёд», беседа на тему «Вторая жизнь газеты»

Предполагаемый результат: развитие у детей ценностных ориентаций природосообразного, культуросообразного, заботливого отношения к ближайшему природному окружению и людям; становление и развитие опыта личной ответственности каждого участника проекта в практической природоохранной и социально – значимой деятельности; развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её новыми словами; развитие творческих способностей детей; вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; пополнение предметно-развивающей среды группы.

Продукт проектной деятельности : конкурс поделок из природного материала в детском саду «Умелые руки» (совместное творчество детей и родителей, воспитателя и родителя); рисунки, аппликация детей по теме "Земля на всех одна", «Зеленый уголок города"; составление альбома с рисунками детей; поделки из теста «Овощи»; информационный материал для родителей «Наша окружающая среда»; интегрированная непосредственно образовательная деятельность «На лесной полянке»; выставка поделок из газет в библиотеке на тему «Добрым хозяином будь!»; преобразование предметно – развивающей среды в группе и раздевальной комнате (изготовление горшков для цветов из бросового материала, выращивание лука и наблюдение за ним, создание огорода на подоконнике и т. д.)

Презентация проекта : выставка поделок из бросового материала; выставка поделок из природного материала «Умелые руки»; экологическое представление на тему «На лесной полянке»; создание огорода на подоконнике ; показ продукта проектной деятельности в библиотеке по адресу: г. Красноуфимск, ул. Терешкова,18. Выставка поделок из газет «Добрым хозяином будь!»; выставки детских рисунков; эко – дизайн. (Преобразование предметно – развивающей среды в группе и раздевальной комнате с использованием бросового материала); наглядно – информационный материал для родителей; статья в газете «Вперёд» от 14 февраля 2013 г. «Дайте ей новую жизнь!»; альбом с работами детей.

Наш детский сад 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников, поэтому при реализации проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, мы учитывали индивидуальные особенности каждого воспитанника и группы в целом, приоритетное направление ДОУ.

Познание. Формирование целостной картины мира: знакомство с историей возникновения города Красноуфимск, микрорайон Бараба; рассматривание иллюстраций, репродукций картин по теме и беседа по ним, составление рассказов; целевые прогулки «Деревья нашего участка», «Деревья зимой»; опыты, например, показать детям движение листьев по направлению к свету на примете комнатных растений.

Продуктивная (конструктивная) деятельность : «Снежные постройки» (на участке для прогулок); изготовление поделок из газеты; конструирование поделок из бросового материала; изготовление горшков для комнатных цветов из фломастеров.

Социализация. Сюжетно-ролевые игры: (смотреть картотеку сюжетно – ролевых игр) :

«Семья», «Автобус», «Столовая для птиц», «Строители», «В магазине растений».

Дидактические игры: «Придумай другое слово», «Продолжи слово», «О чём рассказал ёж».Экологические игры» :«Опиши, я отгадаю», «Кто где живёт» (лото с элементами моделирования, «Кто кем будет?», «Бывает – не бывает», «Найди по названию», «Кто кричит, а кто трещит?», «Собери цветок» (на материале зимующих птиц)

Чтение художественной литературы: И. Суриков «Белый снег пушистый»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы зайки»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Январь», «Февраль»; А. Крылов «Белка», «Как лиса зимует»; Покровский «Волк», Снегирёв «Звери наших лесов»; пословицы, поговорке по теме; чтение и заучивание стихотворений о зиме; чтение рассказов по теме, принесённые детьми из дома и взятые в библиотеке.

Коммуникация. Словесные игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Опиши, я отгадаю»; творческое рассказывание детей по темам: «Наша окружающая среда»

Земля на всех одна", «Зеленый уголок города", «Что будет, если убирать снег зимой», «Почему люди зимой мёрзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе. Почему?», «Мой домашний любимец», «Моё любимое растение», «Как я бережно использую природные ресурсы». Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним; работа над звуковой культурой речи детей; беседы об экономичном и бережном использовании природных ресурсов с опорой на наглядность; рассматривание иллюстраций в книгах, журналах и энциклопедиях; беседы; просмотр мультфильмов, слайдов с изображением природы. Консультирование родителей по теме, например,«Возможности семьи в осуществлении экологического воспитания детей»; «Если у вас есть комнатные растения…»; «Выращивайте зимой зелень вместе с детьми»; «Как помочь ребёнку отразить впечатления о природе в игре»; «Экономичное использование энергоресурсов и водных ресурсов в бытовых условиях».

Художественное творчество: самостоятельная деятельность с трафаретами диких зверей, обводками снежинок, составление зимних пейзажей с изображением силуэтов деревьев, птиц, зверей, рисование, аппликация детей по теме "Земля на всех одна", «Зеленый уголок города", поделки из теста «Овощи», свободное рисование детей по теме.

Музыка: разучивание песенок – потешек, рослушивание аудио записей по теме, игра - попевка на музыкальных инструментах «Андрей – воробей» и т. д.

Труд: очистка построек от снега и уборка снега на участке, постройка снежных гаражей ледяных горок, снежных лабиринтов, подкормка птиц, самостоятельная протирать листья и полить растений по мерке воспитателя в уголке природы, посев овса для подкормки птиц, уход за посадками, сбор сухих обломанных веток.

Физическая культура. Подвижные игры: «Четвёртый лишний», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Лохматый пёс» и другие. Безопасность: беседы о правилах поведения на катке, гололёде; беседы о правилах поведения во время капели; беседы о пользе закаливания.

Совместная деятельность детей и родителей : подготовка к выставкам «Умелые руки» (из природного материала, из бросового материала; сооружение снежных построек на участке.

Публикации по теме:

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная деятельность ДОУ. Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности
Опубликовано: 19 мая 2013 в 15:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная деятельность ДОУ. Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Симаржова Черепанова Людмила Васильевна (УИ 41008) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД