Юлия Прокопенко
Инновационная образовательная программа «Консультационный центр для родителей и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Консультационный центр создается в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания методической, психологопедагогической консультационной помощи родителям (законным представителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного воспитания.
Задачи:
Основными задачами Консультационного центра являются :
Публикация «Инновационная образовательная программа „Консультационный центр для родителей и детей“» размещена в разделах
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям)
в обеспечении условий для развития детей;
- оказание консультационной помощи родителям (законным
представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и
особенностям развития ребенка дошкольного возраста;
- активизация их педагогического самообразования;
- оказание помощи родителям при адаптации детей к посещению
дошкольного учреждения;
- вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
- оказание содействия в социализации детей;
- популяризация деятельности МБДОУ ДС №22 «Голубок» г. Туапсе среди населения города и образовательных организаций Краснодарского края.
Методологическая основа программы
(научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу программы)
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к этой работе». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать (Н. К. Крупская Педагогические сочинения. - М. : АПНРСФСР, 1959. – Т. 6).
Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи:
- планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
- практическая помощь семье в воспитании детей;
- организация пропаганды положительного опыта общественного воспитания;
- вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
- активизация их педагогического самообразования
В. А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для педагогов, и для родителей. Важной составляющей частью общей культуры является педагогическая культура родителей, под которой понимается достаточная педагогическая подготовленность родителей, характеризующаяся определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей (Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. - М. : Просвещение, 1979.
В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : FCFDEMIA, 2000). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольного учреждения и семьи для развития личности детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. С этой целью коллективом МБДОУ разработана инновационная образовательная программа по обеспечению единства и преемственности семейного и общественного воспитания «Консультационный центр для родителей и детей».
Методологическая основа инновационной образовательной программы основывается на следующих научно-педагогических принципах:
1) обеспечение права каждого человека на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, недопустимость дискриминации в сфере образования;
2) обеспечение воспитания, способствующего становлению нравственных идеалов и ценностей, уважению к правам и свободам человека, развитию индивидуальных способностей человека;
3) знание педагогами и родителями воспитательных и развивающих возможностей семьи и детского сада;
4) максимальное использование знаний родителей о своих детях и их способность участвовать в развитии своих детей;
5) возможность приобретения новых знаний и навыков межличностного взаимодействия в сотрудничестве;
6) информационная открытость и публичная отчетность образовательной организации.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Общий курс на приоритет общественного воспитания - закономерное и гуманное стремление оградить детей от страданий адаптационного периода, передав их как можно раньше в общественные воспитательные учреждения.
Тенденция же, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного. Обе эти тенденции, отдельно взятые, обнаруживают свою половинчатость. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Детский сад должен унаследовать лучшие традиции детских дворовых сообществ недавнего прошлого: творческую самоорганизацию, естественную передачу игровых традиций, то есть сохранить субкультуру детства.
Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране, миллионов стихийно сложившихся систем воспитания. Это подготовит необходимый шаг и для реформы семейного воспитания. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо для психологически комфортного пребывания детей в дошкольном детстве, для всестороннего развития детей перед поступлением в школу.