Анжелла Шепенева
Инновационная программа «Реализация модели целостного педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация модели целостного педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО, как условие духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста».
1. Обоснованность разработки программы.
1.1. Актуальность
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Публикация «Инновационная программа „Реализация модели целостного педагогического процесса в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь, долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, потере интереса к учению и самосовершенствованию, к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей.
Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания.
Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения особо подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях (Коваль H.A., Маллаев Д. М., Пономаренко В. А., Черняев В. В. и др.) .
Подверженность духовно-нравственной сферы человека социальным воздействиям сделала актуальным изучение подходов к его духовно-нравственному воспитанию. Однако такое воспитание на сегодняшний день увязывается, по преимуществу, с деятельностью образовательных учреждений (Амонашвили Ш. А., Бондаревская Е. В., Лихачев Б. Т., Дармодехин C.JL, Пядушкина H.H., Шилова М. и др.).
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в «Концепции модернизации образования» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Актуальность программы также обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко обозначены основные принципы дошкольного образования одними из которых являются:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение инновацонного продукта.
1. Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2 44/25 от 20.11.1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06. 1990 г № 1559-1;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г., №273-ФЗ;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года №1155;
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 №751;
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 №271;
7. План действий по модернизации общего образования на 2011- 2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 №1507-р;
8. Приоритетные направления развития российского образования, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004, протокол №47, раздел I;
9. «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
10. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);
11. Устав МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская:
12. Локальные акты ДОУ.
1.3. Обоснование значимости инновационного продукта для развития образовательной организации (противоречие; проблема, доказанная диагностическими исследованиями; наименование программы).
В настоящее время, по результатам анкетирования родителей воспитанников, на основании проведённых бесед и индивидуальных консультаций, можно сделать вывод о низком уровне духовно-нравственного воспитания в условиях семьи. Вместе с этим, неконтролируемое воздействие средств массовой информации на неокрепшую психику наших воспитанников порождает утрату духовности, нравственных ценностей. Так, по результатам диагностики нравственного развития старших дошкольников (методика «Закончи историю» модифицированный вариант Р. М. Калининой, проведённой в мае 2014 года, детей с высоким и выше среднего уровнем нравственного развития - 40 %.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, что легло в основу данного инновационного продукта.
1.4. Обоснование значимости программы для развития системы образования Краснодарского края.
2. Цель программы : разработать и апробировать модель воспитания в соответствии с ФГОС ДО, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
3. Задачи программы.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время цели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования, которые позволяют решить следующие задачи :
- создать условия для организации образовательного пространства;
-интегрировать содержания духовно-нравственного воспитания в инновационные методы и формы взаимодействия с участниками образовательного процесса;
- формировать духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны, родного края, ближайшего окружения;
- обогащать словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- формировать у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- формировать общую культуру личности на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи. общества;
- совершенствовать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания детей;
- создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
4. Методологическая основа программы.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагогов на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и ин-тегративных качеств. В программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Авторы программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоцио-нального воспитания. Образование рассматривается как процесс приоб-щения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Таким образом, программа :
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-ного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель-ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь-ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс-твии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
5. Основная идея программы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса при организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Механизм реализации программы.
№ Задачи. Мероприятия. Сроки исполнения Результат.
Этап 1. Подготовительный
1. Создать Координационный совет по работе учреждения в инновационном режиме, регламентировать его деятельность.
Разработка и утверждение соответствующих приказов, положений. 2014 г Сформированная нормативно-правовая база инновации
2. Составление плана работы Координационного совета 2014 г. Регулярная работа Координационного совета
3. Изучение литературы по проблеме 2014-2018 г. г. Повышение компетентности участников инноваций.
4. Анкетирование родителей (законных представителей) 2014 Выявление возможной степени включенности в инновационную деятельность семей воспитанников, изучение запроса родителей.
5. Выявить уровень компетентности педагогов по проблеме.
Анкетирование. 2014 г. Выявление уровня компетентности педагогов на начальном этапе, разработка индивидуальных программ для педагогов
6. Беседы с педагогами ДОУ. 2014 г. Выявление уровня компетентности педагогов на начальном этапе, разработка индивидуальных программ для педагогов
7. Изучить психолого-педагогическую литературу
по проблеме.
Изучение литературы 2014-2018 Повышение компетентности участников инновационной деятельности
8. Составление картотеки литературы по теме 2014-2018 Картотека по теме
9. Разработать и скорректировать документацию, локальные акты по управлению инновационной деятельностью. Издание соответствующих приказов 2014 г Сформированная нормативно-правовая база
Этап 2. Основной (продуктивный).
10. Совершенствовать компетентность педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда Разработка и проведение консультаций, семинаров, круглых столов с педагогами ДОУ. 2014-2018 Повышение компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда
11. Совершенствовать образовательную среду в соответствии с задачами программы Анализ и корректировка состояния материально-технического обеспечения и развивающей предметно-пространственной среды 2014--2018
Пополнение и развитие материально-технического обеспечения в соответствии с использованием инновационных технологий, методов и форм взаимодействия с участниками образовательного процесса.
12. Разработка методических рекомендаций, изменение существующей развивающей предметно пространственной среды в группах. 2015 г. Методические рекомендации по корректировки РППС в соответствии с задачами программы.
13. Сбор медиатеки для информационной поддержки программы. Создание каталога. 2015 г.
Каталог, медиатека.
14. Создать модель целостного педагогического процесса с учётом требований ФГОС (насыщение педагогического процесса проектной деятельностью акциями, педагогическими гостиными и т. д.) Разработка конспектов и апробация мероприятий с детьми и родителями (законными представителями) воспитанников. 2015-2018 Конспекты мероприятий, план-программы педагогов, образовательные проекты, сценарии мероприятий с детьми и родителями, конспекты экскурсий и т. д.
15. Взаимосвязь с социальными институтами. 2015-2018 Договора о сотрудничестве с социальными институтами (библиотека, музей, Казачье общество ст. Старощербиновская, Храм Покрова Пресвятой Богородицы и т. д., конспекты, сценарии совместных мероприятий.
16. Создать инструментарий по оценки качества инновации. Разработка критериев, методик и процедуры контроля результатов программы. 2015 Инструментарий для оценки качества инновации.
Этап 3 Заключительный.
17. Оценить качество инновации. Анкетирование, тестирование, диагностика. 2015-2018 Оценка качества внедрения программы.
18. Популяризировать опыт инновационной деятельности Участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня. 2015-2018 Публикации, материалы выступлений, грамоты, сертификаты.
19. Размещение материалов на сайте ДОУ, педагогических сообществ. 2015-2018 Статьи в сети Интернет.
7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Направления взаимодействия педагога с родителями
Педагогический мониторинг
Педагогическая поддержка.
Педагогическое образование родителей.
Совместная деятельность педагогов и родителей
В ходе проведения педагогического мониторинга педагоги учреждения знакомится с традициями семейного воспитания. Для изучения удовлетворенности родителей в совместной деятельности воспитатель проводит анкетирование родителей. Сплочению родителей, педагогов и детей способствует совместное оформление групповых фотоальбомов, фотовыставок. Поскольку представления детей о социальном окружении складывается на основе конкретных детских впечатлений о своей улице, районе, родной станице, педагоги заинтересовывают родителей проблемой знакомства ребенка с родной станицей, с ближайшим окружением в ходе реализации проектов, акций, при проведении педагогических гостиных и родительских вечеров.
Для удовлетворения образовательных запросов родителей педагоги используют разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, газеты и т. д.
Педагоги учреждения стремятся сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Особую роль играет взаимодействие воспитателя с родителями в решении задач социально-личностного развития ребенка. Именно в семье ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства, настроения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близких. Поэтому успешно решить задачи по воспитанию у дошкольников гордости за свою семью, развитии представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитании культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
Исходя из образовательных задач, особенностей детей группы и потребностей родителей, воспитатель вовлекает родителей в организацию разных совместных с детьми форм деятельности (экскурсии, походы, проекты, совместные развлечения, театрализованные постановки). Во время совместных образовательных ситуаций, и после них, педагоги поддерживают активность родителей, подчеркивают, что им и детям без участия родителей не обойтись, обращают их внимание на то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.
Таким образом, к концу периода внедрения инновационной программы родители становятся как активными участниками педагогического процесса, в учреждении формируется коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
8. Партнёры внедрения программы :
МУЧ Старощербиновский историко-краеведческий музей им. М. М. Пастернак Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района.
МБУК «Детская библиотека» Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Казачье общество станицы Старощербиновская.