Пилюгина Марина Владимировна
Инновационная технология «Анатомический адвент-календарь» для старших дошкольников (здоровьесберегающая)
▼ Скачать + Заказать документы
Детский научно-исследовательский проект
"Анатомический адвент-календарь"
Тип проекта по доминирующей деятельности: познавательно- исследовательский.
Проект по времени проведения: краткосрочный (период реализации с 1 июля по 13 августа 2021 г.)
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.
По характеру контактов: в рамках детского сада, внутригрупповой.
Концепция проекта:
Публикация «Инновационная технология „Анатомический адвент-календарь“ для старших дошкольников (здоровьесберегающая)» размещена в разделах
- Адвент календарь. Календарь ожидания Нового Года
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
С момента восприятия себя маленький человек начинает активно интересоваться собственным телом. Тысяча «почему?» и «зачем?» звучат в разных уголках мира без остановки. Однако, что же дети слышат в ответ? К сожалению не всегда ответы, даже самые хорошие и интересные бывают полезны для развивающегося пытливого ума малышей. Готовые ответы формируют у ребёнка привычку к получению готовой информации без особых усилий.
Стимулирование самостоятельной поисково-исследовательской деятельности через систему выполнения поэтапных заданий без внешнего ранжирования по степени сложности, раскрывает способности детей с разной интеллектуальной подготовкой, волевой организацией, эмоциональным фоном. Дети получают возможность заниматься в собственном темпе, выбирая доступные им способы самоорганизации деятельности. В результате реализации проекта происходит выявление детей, имеющих склонность к интеллектуальной одарённости.
Дети, благодаря условиям, созданным педагогом, могут правильно сформулировать познавательную задачу, решаемую в практической деятельности. Благодаря этому ребенок получает возможность проявления умственного напряжения при выполнении задания от зарождения вопроса до презентации идеи.
Образность и динамичность предлагаемых заданий предоставляют возможность творчески реализовывать замысел, развивать научно-техническое творчество в инновационной форме социально-коммуникативного развития. А ведь это бесценное удобрение интеллектуального развития будущего поколения.
Актуальность и социальная значимость проекта:
• Приоритетным направлением сегодня является развитие ветви самообразования, как потенциальной платформы раскрытия гениальных способностей человека. В основе данного проекта лежит стремление дошкольников к познанию, любознательность, жажда знакомства с новым и неизвестным на основе личного интереса.
• Методы, используемые в проекте, не только позволят детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы и игру, делая познавательный процесс интересным и мотивационным, но и обеспечат развитие у детей проектной инициативы в виде презентации своих умений и знаний.
• Задания, включающие экспериментирование, предоставляют детям неожиданную для них возможность оценивать собственный запас знаний через творчество. А постоянное исследование разных аспектов обеспечит доступ каждого ребёнка к вариативному поиску информации.
Сфера применения проекта:
Деятельность по составлению и реализации заданий адвент-календаря наиболее эффективна в период старшего дошкольного возраста. Такого рода игра-работа с детьми в детском дошкольном учреждении предоставляет возможность для возникновения предпосылок учебной деятельности и зарождению основы самообразования.
• Дальнейшее раскрытие проекта в подготовительной группе ДОУ и в начальной школе, также актуально и может принести положительный прогресс в развитии научно-технического мышления ребенка.
Цель и задачи проекта:
Основная цель проекта - развитие кругозора детей на основе стимулирования самостоятельного исследования, формирование у них познавательной активности
Формирование у детей некоторых представлений о строении и функциях собственного организма.
Проект реализуется в рамках работы с одаренным ребёнком по направлению интеллектуально-проектной одаренности.
Задачи:
1. Расширить представления детей о строении человеческого тела, познакомить с функциями и структурой органов и систем;
2. Познакомить детей с разными способами поиска и обработки интересующей их информации.
3. Мотивировать исследовательско-поисковую активность детей через поэтапное выполнение заданий до итогового мероприятия «День анатомической лаборатории».
4. Подготовить одарённых детей к выступлению по микро-темам проекта в рамках его реализации;
5. Провести эксперименты и создать основы для самостоятельной поисково-познавательной деятельности.
6. Привлекать родителей к реализации проектной деятельности вместе с детьми (консультирование, поддержка детской интеллектуальной инициативы)
План реализации:
1 этап: подготовительный –
• Изучение и подбор методической литературы по данной теме;
• постановка детьми познавательной задачи, решаемой в практической деятельности
• разработка плана деятельности через изготовление и разработку адвент-календаря «36 дней экспресс-обучения по анатомии»
• подбор иллюстраций, картин, видео- и компьютерных презентаций по теме;
• беседы с детьми по теме анатомии и ЗОЖ.
Проблема: По инстаграму приходит приглашение от международного института медицины принять участие в всероссийском дне анатомических опытов 13 августа. Дети под руководством педагога выясняют, что знают недостаточно, чтобы провести данное мероприятие в своей лаборатории.
• Поступает предложение от детей узнать о анатомии и человеческом организме, вместе с одарёнными детьми и детским коллективом воспитатель подбирает задания по интересующим их вопросам (метод детского опроса сверстников)
2 этап: познавательная деятельность
• Конкретизация познавательной задачи для детей, ознакомление с последовательностью выполнения запланированных педагогом заданий через активное участие детей в реализации адвент-календаря.
• Воспитатель подготавливает предметно-пространственную среду, создавая тематическую амплификацию;
• С помощью взрослого дети «выбирают» комфортный способ получения информации по заданной в адвент-календаре теме.
• Вместе с педагогом дети создают анатомическую карту (в темпе поэтапного изучения систем и органов человека) и макет микроскопа.
• Проведение дистанционных викторин.
• Одарённые дети под руководством педагога и с помощью современных средств дают начальные представления (посредством совместного с детьми экспериментирования) о системах, органах и их структуре; знакомят детей с действием системы чувство (обоняние, зрение и т. д.); привлекает внимание к сигналам организма на разные раздражители, объясняет природу явления; воспитанники проводят экспериментирование «Вкусовые рецепторы», «Сердечный ритма» (опыт с фонендоскопом)
3 этап: заключительный
• Итоговое мероприятие 13 августа День анатомической лаборатории».
• Итоговая викторина
• Обсуждение результатов
• Определение перспектив дальнейшего раскрытия темы
Закрытие анатомической карты человеческого тела.
Ожидаемые результаты:
1. У детей расширились или углубились представления о строении и функциях системы и органов человеческого тела;
2. Дети знают разные способы поиска и обработки интересующей их информации.
3. Исследовательско-поисковая активность детей проявилась на высоком уровне в рамках реализации этапов проекта;
4. Одарённые дети получили опыт публичных выступлений.
5. Проведены эксперименты и даны предпосылки для самостоятельной поисково-познавательной деятельности.
6. Родители приняли активное участие в реализации проектной деятельности вместе с детьми (консультирование, поддержка детской интеллектуальной инициативы)
Показатели результативности:
Заинтересованность ребенка в совместной постановке и конкретизации задачи
Включение детей в составление плана последовательности выполнения заданий
Активное выполнение ребенком самостоятельной работы
Самоконтроль, самооценка знаний (в игровой форме и в переносе их в творчество)
Заинтересованность родителей в интеллектуальном развитии детей
Краткие варианты направлений работы:
1 Клетка
2 Мозг
3 Уши
4 Глаза
5 Зубы
6 Язык
7 Голосовой аппарат
8 Позвоночник
9 Легкие
10 Сердце
11 Кровеносная система
12 Печень
13 Желудок
14 Поджелудочная железа
15 Кишечник
16 Почки
17 Мышцы
18 Костная система
19 Нервная система
20 Волосы
21 Жировая ткань
22 Кожа
23 Иммунная система
24 Обоняние
25 Зрительные иллюзии
26 Почему люди плачут?
27 Откуда берется слюна?
28 Координация
29 Полезная пища
30 Почему голова круглая?
31 Откуда берутся родины?
32 Почему люди зевают?
33 Почему люди икают?
34 Зачем нужно спать?
35 Почему о человека две руки и две ноги?
36 Ставим опыты над собой
Список использованной литературы.
1. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. «Развитие творческих способностей дошкольников» - методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Т. А. Шорыгина «Беседа о здоровье» Москва 2007 год.
3. 4. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» Москва, Творческий Центр «Сфера», 2015год.
4. Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебое пособие по безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО_ПРЕСС» 2008. – 144 с.
5. А. И. Иванова “Естественно -научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.
6. С. Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.
7. А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.
8. П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.
9. С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия, Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
10. М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.
11. Т. А. Алексеева, Р. Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия, Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
12. А. Клейборн “Человек” (энциклопедия, Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
13. Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия, Москва, “Махаон”, 2006 год.
14. Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”, Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.
15. В. А. Доскина, Л. Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.
16. Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).
17. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.
18. Л. Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.