Папки-передвижки

Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста

олеся зайцева
Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста

Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста.

Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновленных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и воспитания, а также получение более качественных результатов.

Публикация «Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, а вместе». Поэтому ребенок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности, Важно, что знание дается воспитаннику не в готовом виде, а добывается ребенком в ходе своей исследовательской деятельности.

Методы совместной деятельности (младший возраст, 2-3 года).

- вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера как основных методов воспитания;

- организация сюжетно-ролевых игр;

- организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ :

Например, «День мыла», «День варежки» и т. д. Это возможность показать в разных видах деятельности какое-то событие, явление. В рамках одной темы проходят режимные моменты, образовательная деятельность, прогулка, итоговая работа.

Простейшие поисковые и проблемные ситуации для младших дошкольников :

- основные действия – отгадывание и поиск

- всякая проблема и поиск для ребенка сопровождается словами «найди», «угадай»

- использование простейших загадок.

ВАЖНО: ИССЛЕДОВАНИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС! МЫ РАЗВИВАЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ.

Очень интересна и познавательна работа с загадками:

1) На столе несколько предметов разного цвета, формы и величины. Например, зеленый мяч, синий карандаш, красная книга. Воспитатель загадывает один из предметов, а дети должны назвать его: «Это зеленое, круглое, большое» (Мяч).

2) Загадки с подсказкой ответа (рифмой). Начинаем с простейших и постепенно усложняем.

Игры с моделированием:

Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Например, при чтении сказки замещаемыми объектами будут герои сказки, а заместителями – бумажные кружки, квадраты, различающиеся по цвету и величине. Начинаем с 2-3 объектов, постепенно увеличивая их количество. Все обсуждается вместе с детьми.

«Репка» : большой желтый круг – это репка, маленький серый треугольник – мышка и т. д.

Методы совместной деятельности (средний возраст, 3-5 лет).

- организация сюжетно-ролевых игр;

- вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментов, игр-путешествий, игр-этюдов;

- введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач;

- беседы и совместная познавательная деятельность с элементами игры.

Например, игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Педагог читает стихотворение, дети в кругу.

«Я сама».

- Давай будем одеваться!

- Я сама, я сама!

(ребенок показывает, как одевается)

- Пойдем, будем умываться!

- Я сама, я сама!

(ребенок изображает, как умывается)

- Ну, идем, хоть причешу я!

- Я сама, я сама!

(ребенок показывает, как причесывается)

- Ну, давай, хоть накормлю я!

- Я сама, я сама!

(ребенок делает вид, что жует, кушает).

Вопросы детям: «Правильно ли поступает девочка?», «Почему вы так решили?», «А вы как поступаете, когда вам предлагают помощь?» и др.

Проблемные педагогические ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которых дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение этой проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение поставленных задач. Может быть отдельно взятым занятием.

Особенности:

- кратковременность и развертывание течения;

- гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь и сейчас»;

- могут длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей;

- могут быть организованы с небольшой подгруппой и целой группой;

- включают рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решают поставленную задачу

- самое главное – оценить решение, подвести итог!

Виды:

- проблемные ситуации морального выбора;

- проблемные ситуации общения;

- проблемные ситуации социальной направленности;

- проблемные ситуации познавательной направленности;

- проблемные ситуации взаимодействия;

- различные игровые ситуации.

Ядро педагогической ситуации – вопрос, который требует определенной формулировки!

Методы совместной деятельности (старший возраст, 5-7 лет).

- ситуационные задачи, их широкая вариативность;

- использование метода проектов;

- коллекционирование;

- театрализованная деятельность;

- литературно-игровые формы;

В приоритете – самовыражение детей, желание как-то проявить себя, реализоваться.

Проводятся различные тематические соревнования, фестивали и т. д.

Логика ситуационной задачи – это 6 вопросов к детям:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ – ПОНИМАНИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ – АНАЛИЗ – СИНТЕЗ – ОЦЕНКА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ: - назови основные части тела человека, основные

моменты режима дня и др.

- сгруппируй…

- составь классификацию (разложи, объедини…

- расположи в определенном порядке…

- перескажи…

- вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…

ПОНИМАНИЕ: - объясни причины того, что…

- что ты будешь делать в этом случае (или не делать…

- покажи связи, установи связи…

- расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин,

какой-либо сказочный персонаж…

- приведи примеры того, что…

- составь режим дня для малышей…

- из взрослых ты остался один в садике, составь меню для

малышей…

ПРИМЕНЕНИЕ: - изобрази, как это будет…

- сам смоделируй ситуацию…

- предложи способ, позволяющий…

- сравни и объясни разницу или общее…

- давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый

или грязный воздух в нашей группе…

- давай проведем эксперимент, подтверждающий, что…

- объясни младшему брату, как вести себя, что делать

в этой ситуации…

АНАЛИЗ: - составь правила здоровья или правильного поведения на улице,

если бы ты был мылом, зубной щеткой, машиной…

- разложи по группам картинки…

- сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в разных

случаях, обобщи их…

- найди ошибку (в сказке, сюжетной картинке…

- послушай, один персонаж говорит так, а другой так.

чье мнение тебе более понятно, с кем ты согласен…

СИНТЕЗ: - предложи новый вариант светофора, чтобы не было аварий,

новые правила поведения в группе, на улице…

- найди необычный способ для того, чтобы научить маленького

ребенка мыть руки, не бегать по лестнице, не толкаться…

- придумай игру, которая…

- покажи или расскажи, что будет с куклой, если она не будет

причесываться, убирать игрушки…

- представь, что ты самый умный, что ты скажешь по этому

поводу (выскажи свое мнение…

ОЦЕНКА: - какое из решений, предложенных ребятами, самое лучшее,

правильное, полезное…

- что в этом решении тебе не очень нравится, понятно,

заставляет задуматься…

- проверь, стал ли воздух в нашей группе чище,

вымыли ли руки ребята, вытерли ли их полотенцем…

- как узнать, накормлены ли рыбки, попугай…

- как узнать, правильно мы поступили или нет…

Публикации по теме:

Инновационные формы и методы старшего воспитателя как пути повышения профессионального мастерства педагогов 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Концепция модернизации.

Доклад «Формы и методы формирования адъективного словаря у детей дошкольного возраста с ТНР» Построение образовательного процесса при формировании адъективного словаря у детей дошкольного возраста должно основываться на адекватных.

Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста Подготовила: Еретина О. А Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема развития.

Инновационные формы работы с семьей как условие совместной интегративной деятельности участников образовательного процесса «Дети – зеркало семьи» - это замечательное выражение, которое точно передаёт смысл ориентации ребёнка на духовные и моральные ценности семьи.

Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны.

Инновационные методы в работе с детьми дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Главным в работе любого воспитателя является сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Методы и формы организации игры для развития игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Для своевременного развития сюжетно-ролевой игры наиболее успешным является использование метода комплексного руководства. Дети с большим.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации ОД» «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности» Преловская.

Инновационные методы работы старшего воспитателя как пути повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ Лысова Е. Н., старший воспитатель МБДОУ «Д/с №18» Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного.

Тестопластика. Формы и методы ее использования в работе с детьми раннего и дошкольного возрастаТестопластика. Формы и методы ее использования в работе с детьми раннего и дошкольного возраста И. Ю. Глебова Комочек соленого теста – Лепить из него интересно! Комочек из теста мягкий, На ощупь приятный и гладкий. Лежит у меня на ладошке,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные формы и методы совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 15:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД