Получи документы

Инновационные формы и методы воспитания с детьми младшего дошкольного возраста

Юлия Темкина
Инновационные формы и методы воспитания с детьми младшего дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Публикация «Инновационные формы и методы воспитания с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

В данной статье мы хотели остановиться на инновационных формах и методах воспитательной работы, используемых нами в практической работе среди детей младшего дошкольного возраста : вариативное проведение игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера среди детей.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни.

Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов: возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности; доступности содержания игр; сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей; ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре; сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности; адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе; постепенного усложнения игр; цикличной организации игр.

Игры-эксперименты (с водой, песком, глиной, снегом, камешками и др.) способствуют сенсорному развитию детей, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнают, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льется, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лед скользкий, холодный и многое другое. Организуя игры, педагог побуждает детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Игры доставляют детям радость, удовольствие; в играх дети приобретают опыт поисковых практикующих действий и установления частных причинно-следственных связей.

В играх с песком («Лепим колобки», «Делаем фигурки») дети экспериментируют с разными формочками и материалами, с различными состояниями песка: сухой, влажный. В таких играх, как «Делаем дорожки и узоры из песка» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, составляя дорожки, комбинируя узоры.

В играх с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые кораблики») дети запускают в таз с водой, в лужу, в ручеёк разные предметы - лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, создают «ветер», «волны».

Активно используются игры с бумагой. В игре «Снежки» - дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими. В такой игре, как «Бумажный вихрь» - дети сдувают кусочки бумаги с помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги или дыханием, наблюдают за полетом.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но «обычное раскрывают через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное». Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и облегчает достижение успеха.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

В названии игры, в формулировке игровой задачи часто используются “зовущие слова”, вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых.

Приведем пример одной из наиболее популярных игр – путешествий: «На дорогах города». В игре-путешествии «На дорогах города» мальчики в качестве «шофёров» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны, девочки выступают в роли «мам» с колясками, гуляющими по тротуару. Данная игра направлена на решение следующих задач: познакомить детей с профессией шофёра; учить детей устанавливать взаимоотношения в игре, взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами (шофёр - пассажир); способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам произведений; развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько действий, пользоваться игрушками - заместителями, исполнять роль за себя и за игрушку; способствовать формированию у детей умения взаимодействовать и ладить в совместной игре, обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Список литературы

1. Деркунская, В. А., Ошкина, А. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. - Центр педагогического образования, 2013. – 64 с.

2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М. : Творческий центр, 2008.

3. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности для детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Волгоград: Издательство: Волгоград, 2012. – 333 с.

4. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2009. – 96 с.

5. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. -432 с.

Публикации по теме:

Инновационные формы работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих.

Формы, методы и приемы работы по противопожарной безопасности с детьми дошкольного возраста формы, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по противопожарной безопасности Формы работы с детьми могут быть самыми разнообразными,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы и методы воспитания с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 июня 2015 в 06:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД