Инновационные формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений и речевому развитию

Глущенко Елена Юрьевна
Инновационные формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений и речевому развитию

Глущенко Елена Юрьевна воспитатель МКДОУ ЦРР - ДС № 36 "Ласточка" г. Светлоград

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без инновационных технологий.

Использование инновационных технологий, при работе с детьми, для меня как воспитателя - это огромная помощь: при разработке ОД, изготовления пособий, закрепления пройденного материала, консультаций для родителей, родительских собраний и т. д.

Я хочу рассказать и показать, какие технологии и как, я применяю в познавательном и речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.

1. Информационно – коммуникативные технологии

Самые несложные презентации заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в НОД, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.

2. Здоровьесберегающие технологии

Дыхательная гимнастика, глазодвигательные упражнения, бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, психогимнастика.

Кинезиологические упражнение - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

«Кинезиологические упражнения – гимнастика для мозга». Кинезиология – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Эти упражнения можно делать не только детям, на самом деле эти упражнения подойдут любому взрослому человеку.

3. Проектно – исследовательская деятельность

Развивая умственные способности ребенка, гораздо важнее научить его ставить собственные задачи, а не решать поставленные. «Было бы чудесно – писала М. Монтессори, - если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим больших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть». Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность. В дошкольном возрасте дети – «Почемучки», которые интересуются буквально всем, все пытаются попробовать «на зуб», что очень удобно использовать в разработке краткосрочных проектов.

4. ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)

Это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников.

Цель ТРИЗ: научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов

Девиз ТРИЗовцев: «Можно говорить всё!»

Благодаря ТРИЗ технологии процесс обучения является интересным и увлекательным.

Например, со 2 младшей группы я провожу игру «Сравни разных зверят». Эта игра учит детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Например, я предлагаю детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит (сыр, сухарики).

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Игра "Что общего между предметами?"Эта игра развивает у детей умение классифицировать предметы по одному, двум или трем признакам.

Игра "Назови одним словом" Эти игры дают возможность ребёнку думать, размышлять, обосновывать, классифицировать. …С помощью этих игр ребёнок расширяет свой кругозор, пополняет словарный запас, формируется способность логически мыслить.

5. «Друдлы»

Друдлы (головоломки для развития воображения и креативности) - задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы. Друдл - это не законченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. На основе незаконченных картинок (картинок, которые можно по-разному интерпретировать) американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием друдлы (droodle).

Часто друдлы загадываются именно детям для расширения их кругозора, и поэтому нередко друдлы-картинки можно встретить в различных детских книжках. Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления.

6. Головоломка Танграм

Изначально "танграм" — это головоломка. Она направлена на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности.

В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства»

Суть игры заключается в том, чтобы собирать из кусочков танграма силуэты людей, животных, птиц, предметов…

Правила игры:

В собранную фигуру должны входить все семь частей. Части не должны налегать друг на друга. Части должны примыкать друг к другу

7. Метод наглядного моделирования

Я часто сталкивалась с проблемой заучивания стихов. Дети с трудом запоминают стихи и с большим усилием их воспроизводят. Они забывают слова, переставляют их местами. Ребенок пытается заучивать стихи механически, не понимая слова смысл текста. Механическая память в заучивании стихотворения – это не лучший способ запоминания, ведь в художественном тексте важны эмоции, чувства, переживания.

Мнемотехника очень эффективна при заучивании стихотворений. Использование приемов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь очень хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Так же, для себя я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику обучения, а будут являться её составной частью.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

"Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим".

Публикации по теме:

Система работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Дидактический материал по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)Дидактический материал по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) На занятиях по познанию (ФЭМП) использую раздаточный дидактический материал для разных возрастных групп. Весь материал сделан вручную. Некоторые.

Игры по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковИгры по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Ребята нашей подготовительной группы «Золотой петушок» ЧОУ «Начальная школа Православный детский сад Свято Никольский» города Михайловска.

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми в средней группе с использованием ТРИЗ Тема занятия «Спасаем Иванушку» Программное содержание: Образовательные задачи. Учить детей находить выход из жизненной ситуации, используя.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с детьми младшей «Путешествие на ковре — самолете» Тема «Путешествие на ковре - самолете» Подготовила: БузаковаЕ. А 2017 г. Цель: Развитие умений использования математических навыков.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений "Поможем Смешарикам". Возрастная группа: старшая (5 – 7 лет). Форма НОД: познавательная. Форма организации: под групповая. Учебно-методический.

Конспект совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы Цель: Расширять знания детей по ФЭМП. Задачи: Коррекционно- образовательные: -Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Цели: продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты словами "широкий - узкий",.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. воспитатель: Готчанина Г. Ю. Тема: «Играем в математику». Возрастная.

НОД по формированию элементарных математических представлений Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» Павловский район КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Космос
Автор публикации:
Инновационные формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений и речевому развитию
Опубликовано: 3 мая 2017 в 21:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября.День Золушки на МААМ

Сказку про бедную девушку, которая была вознаграждена за свое трудолюбие, доброту и терпение, любят взрослые и дети. История про Золушку не только поучительная, но и красивая. Какая девочка не мечтает...

24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

Фотоотчёт «Аппликация «Львёнок» из природного материала в средней группе»
Цель : выполнение аппликации в смешанной технике ( аппликация из природного материала и раскрашивание) Задачи: - Развивать творческое воображение и...
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра» Гагра – город в Абхазии, в котором можно отдохнуть экономно, но при этом увидеть все краски природы и...
Образовательный проект по окружающему миру «Домашние животные»
Введение: Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных. Нет, это невозможно! Мы...