Наталья Миронова
Инновационные формы работы с родителями в вопросах физического воспитания в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в государственной политике Российской Федерации расставлены приоритетные акценты в вопросах охраны здоровья населения страны и, в первую очередь, укрепления здоровья подрастающего поколения. Создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодёжи вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом, – основная цель Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020года. Достижение этой цели возможно только посредством совершенствования всей системы физического воспитания.
Публикация «Инновационные формы работы с родителями в вопросах физического воспитания в условиях ДОО» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
В начале 2014 года наш детский сад принял участие в областном конкурсе «Региональная инновационная площадка». Коллектив нашего ДОУ представил разработанный инновационный проект и по итогам конкурса стал победителем.
Направлением нашего проекта является: «Реализация программ психолого-педагогической поддержки и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Тема нашего проекта: «Партнерство семьи в ДОО как ресурс развития физического саморазвития через освоение двигательного эталона и различных способов его выполнения».
Цель проекта: разработка, апробация и внедрение модели спортивного клуба молодой семьи «Раменские чемпионы».
Наш проект и его тема согласованы с проектом Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Горжусь тобой, Отечество (ГТО)», который стартовал с 01.09.14г. по инициативе президента РФ В. В. Путина.
Для поставленной цели решались следующие задачи:
1. Разработать модель спортивного клуба молодой семьи «Раменские чемпионы».
2. Создать условия для апробации и внедрения модели спортивного клуба молодой семьи «Раменские чемпионы».
3. Разработать, апробировать и внедрить инновационные формы взаимодействия с родителями, информационно-методический материал для родителей, методические рекомендации для педагогов ДОО.
4. Обеспечить информационную открытость и привлекательность созданной модели спортивного клуба молодой семьи «Раменские чемпионы» для дошкольных учреждений Раменского района.
Почему мы выбрали именно это направление?
Во-первых,одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является формирование здорового образа жизни и физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Педагогический коллектив нашего детского сада понимает важность и необходимость всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся у нас с детьми.
Чтобы обеспечить полноценную работу по осуществлению этой главной приоритетной направленности в воспитании подрастающего поколения в детском саду, мы ставим перед собой следующие задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств и обеспечение хорошего уровня физической подготовленности ребёнка;
- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
- поиск новых подходов для привлечения детей и их родителей к занятиям физкультурой и спортом в целом.
Во-вторых, в настоящее время существует проблема общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья - одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания.
Одной из эффективных форм взаимодействия нашего ДОО и родителей является разработка и внедрение модели спортивного клуба молодой семьи «Раменские чемпионы».
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники.
На протяжении всего образовательного процесса мы выявляем физически одаренных детей и рекомендуем их родителям развивать ребенка дальше, направляя его в спортивные кружки и секции. И немало выпускников нашего детского сада достигают определенных высот в профессиональном спорте.
Участниками нашего проекта являются педагоги, воспитанники и родители.
Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на физическое развитие детей.
Формы работы с родителями :
- консультации;
- развлечения, праздники, образовательная деятельность;
- дни открытых дверей;
- родительские собрания;
- практикумы;
- папки-передвижки, выставки детских работ, фото - выставки;
- педагогическая гостиная;
- ежегодный выпуск газеты «С физкультурой мы дружны»
Предполагаемые результаты проекта:
1. Пакет нормативно-правовой документации.
2. Комплект информационно-методических материалов для родителей и педагогов ДОУ.
3. Семинары - практикумы, мастер-классы, видеоматериалы и презентации по организации совместного партнерства по физическому развитию детей и их семей.
4. Открытые мероприятия: дни здоровья, спортивные праздники, досуги, развлечения, эстафеты, конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья»; дни открытых дверей, тематические выставки, защита семейных проектов «Всей семьей на стадион», «С мамой, папой на каток» и т. д.
Наш проект реализуется в 4 этапа:
1 этап - Подготовительный
1.1 Создание рабочей группы по реализации проекта.
1.2. Определение подходов для разработки модели спортивного клуба молодой семьи «Раменские чемпионы» посредством анализа научной теории и методологии процесса физического развития ребенка-дошкольника.
1.3. Разработка нормативно-правовой базы ДОУ модели спортивного клуба молодой семьи «Раменские чемпионы».
Второй этап –организационно-методический
2.1. Теоретическое описание модели и разработки механизмов ее реализации.
2.2. Преобразование предметно-пространственной среды и оснащение материально-технической базы.
2.3. Создание пакета методического материала.
2.4. Планирование организационных и содержательных компонентов модели спортивного клуба молодой семьи «Раменские чемпионы».
Третий - практический этап.
3.1. Реализация мероприятий направленных на совместное партнерство с родителями в соответствии с разработанной модели и планированием ДОУ.
3.2. Мониторинг качества реализации проекта (анкетирование, составление диаграммы семей воспитанников, психолого-педагогическое обследование, анализ результатов обследования).
3.3. Психолого-педагогическое просвещение родителей в организационной форме, проведение родительских практикумов.
3.4. Разработка комплекта информационно-методических материалов и методических рекомендаций для родителей и педагогов ДОУ
Четвертый этап - внедренческий
4.1. Анализ результатов мониторинга и соответствие результатов проекта с поставленными целями и задачами.
4.2. Обобщение, методическое оформление и распространение полученного опыта работы на различных уровнях муниципальной системы образования.
В нашем детском саду ведется постоянная работа по созданию предметно-пространственной среды по двигательной активности. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, функциональной.
В нашем музыкально - физкультурном зале, где проходит ОД по физическому развитию воспитанников, мы используем именно такое оборудование. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды в зале вызывает у дошкольников положительные эмоции и формирует привычку к регулярным занятиям физической культурой. Музыкально - физкультурный зал детского сада оснащен всем необходимым современным оборудованием для организации физкультурной деятельности с детьми.
Также в нашем ДОО имеется тренажерная комната, оснащенная спортивным комплексом и современным функциональным спортивным инвентарем; плавательный бассейн, который соответствует всем требованиям СанПиНа. В бассейне много разнообразного, интересного, красочного оборудования для хорошей двигательной активности дошкольников и укрепления их здоровья. В каждой возрастной группе, в зонах двигательной активности у нас имеется «Уголок Здоровья», где находится необходимый спортивный инвентарь и оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей
На территории нашего детского сада оборудована современная, функциональная спортивная игровая площадка, которую мы активно используем для физического развития воспитанников.
Совместная работа с семьей стала одним из важных направлений в деятельности нашего дошкольного учреждения. Приоритетные ценности, на решение которых ориентировано проведение мероприятий с родителями – это сохранение и укрепление здоровья детей, налаживание детско-родительских взаимоотношений и формирование культуры здорового образа жизни.
В нашей работе эффективными методами взаимодействия с родителями являются следующие формы :
1. Информационно-ознакомительные, включающие в себя:
- эпизодические индивидуальные посещения родителей ОД и кружков;
- экскурсии, консультации для родителей детей, впервые пришедших в детский сад;
- праздники на свежем воздухе, в бассейне, спортивном зале для детей с участием родителей;
- выставки детских работ : «Я сильный и крепкий», «У нас в бассейне здорово» и другие – это совместные работы детей, педагогов и родителей.
2. Информационно-просветительские формы :
- сайт нашего дошкольного учреждения;
- информационные стенды, где представлены расписания ОД, информация о программах дополнительного образования, используемых в детском саду, а также игры и упражнения, которые можно проводить в домашних условиях;
- папки-передвижки, которые более подробно знакомят родителей с системой по оздоровлению дошкольников в процессе обучения детей.
На основании анкетирования за три последних года количество родителей, оценивающих свою компетентность по вопросам здоровьесбережения как достаточную, возросло с 41% до 62%.
Сложившаяся в нашем дошкольном учреждении система физкультурно-спортивной работы, взаимодействие с родителями и социумом в данном направлении позволит нам сформировать у дошкольников и их родителей интерес к физической культуре и спорту, осознано относиться к сохранению и укреплению своего здоровья и ведению здорового образа жизни.
Мы будем активно вести работу в данном направлении и в дальнейшем будем готовы поделиться своим опытом работы.
Список литературы:
1. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К. : Рад. шк., 2003. - 128 с.
2. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным : Пер. с англ. - М. : АСТ, Аквариум, 2002. - 333 с.
3. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры : Научно-теоретический журнал. - 2004. - № 3.
4. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. - 251с.
5. Рунова М. А. Движение день за днем. - Москва:Линка-Пресс, 2007. - 95с.