Тамара Лесина
Инновационные игровые технологии в коррекции речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные игровые технологии в коррекции речи дошкольника
Игра, как известно, таит в себе огромные потенциальные возможности для развития детей. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному процессу, наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра.
Публикация «Инновационные игровые технологии в коррекции речи дошкольника» размещена в разделах
Дидактическая игра, как метод обучения, имеет свои отличительные особенности. С одной стороны, в ее сущности – игре – заложено игровое действие, с помощью которого формируются определенные качества личности: внимание, наблюдательность, память, развивается мышление, проявляются творческие наклонности дошкольника – самостоятельность, инициатива и другие. С другой – игра на занятии решает определенную дидактическую задачу: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, формирование различных умений и навыков, использование знаний на практике.
Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у воспитанников детского сада через разнообразные игровые формы обучения.
Одной из таких пошагово описанных систем игровых заданий является дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Это форма свободного творчества, требующая от ребенка умения находить в лексическом запасе слов нужную информацию, делать выводы и кратко их формулировать.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что эта новая технология открывает новые возможности, т. е. позволяет оптимизировать работу учителя-логопеда. Она гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, т. е. использование дидактического синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию; способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. Такая технология является диагностическим инструментом, что дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала; носит характер комплексного воздействия и способствует развитию высших психических функций – памяти, внимания, мышления.
Синквейн в переводе с французского языка означает пять строк. Правила составления дидактического синквейна: 1) одно слово, существительное, отражающее главную идею; 2) два слова, прилагательные, отражающие признаки предмета; 3) три слова, глаголы, отражающие действия предмета; 4) фраза, показывающая отношение к предмету; 5) слова, связанные с первым пунктом, отражающие сущность темы, т. е. обобщение. Например, 1) береза; 2) белая, кудрявая; 3) растет, стоит, шумит; 4) мне нравится береза; 5) это дерево.
Предварительная работа по созданию речевой базы для составления дидактического синквейна не противоречит программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной и служит средством оптимизации учебного процесса. Уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыками составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.
В логопедической практике нет ничего более страшного, чем монотонность. Чтобы разнообразить методы воздействия на детей с нарушениями речи, я использую свое логопедическое пособие «Зеркально-песочное царство». Реализуя многогранные возможности игр с песком, можно добиться более качественной коррекции речи.
Целями песочной игротерапии являются : развитие диафрагмального дыхания; совершенствование мелкой моторики; автоматизация звуков; развитие фонематического слуха; совершенствование грамматического строя речи; расширение и активизация словарного запаса; обучение грамоте и развитие графомоторных навыков; развитие связной речи. Например, для развития мелкой моторики использую упражнение «Часики» : языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку. Или для совершенствования грамматического строя речи – упражнение «Чего не стало?». Это упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Я стираю часть предметов на песочной картинке, а затем прошу ребенка рассказать, что изменилось в песочной картинке.
Основные принципы игр с песком:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и так далее, что позволяет сформулировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
Ожидаемые результаты:
Обязательное отслеживание активности каждого ребенка на занятиях; сформированность навыка общения, взаимодействия в коллективе; навыка правильного звукопроизношения; фонематического слуха и восприятия; навыка звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики; сформированность графических навыков; активизация словаря; развитие связной речи; развитие логического компонента речи; расширение общей осведомленности.
Кроме этого, по утверждению парапсихологов, песок обладает замечательным свойством поглощать негативную психическую энергию человека, стабилизируя его эмоциональное состояние. Поэтому в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование игр с песком в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.