МААМ-картинки

Инновационные методы и приёмы в развитии связной речи у детей с ОНР

Логачева Ирина
Инновационные методы и приёмы в развитии связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

дной из главных задач образовательной политики России на современном этапе является формирование полноценной речевой деятельности ребёнка. Ведь, современный ребё нок перед школой должен владеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли; легко строить развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать; правильно произносить все звуки.

Публикация «Инновационные методы и приёмы в развитии связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Поэтому, формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

Следовательно, к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (далее – ОНР, относится формирование связной речи.

Анализ литературных источников по проблеме развития связной речи дошкольников позволяет говорить о том, что самостоятельная связная речь детей с ОНР является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно, последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объёме и упрощённом виде.

Поэтому, для формирования связной речи у детей с её недоразвитием, необходимо выработать систему, позволяющую развить и активизировать её.

В систему развития и активизации связной речи у детей с общим недоразвитием речи у дошкольников с ОНР я схематично представила следующими блоками:

1 диагностический

2 коррекционно-образовательный

3 социально-педагогический

Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи и содержание, которые реализуются с опорой на речевое развитие ребёнка-логопата.

Я остановиться на двух последних блоках, которые подробно освещают тему данной работы.

Коррекционно-образовательный блок

В процессе работы по преодолению выявленных проблем в развитии связной речи поставила перед собой задачи:

1. Совершенствовать навык связной речи у детей с ОНР через внедрение в логопедическую работу новых форм, приёмов и технологий обучения.

2. Спланировать работу по обучению связной речи и создать авторские конспекты по данному разделу.

3. Отобрать наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников.

4. Развивать и совершенствовать умения и навыки построения связного высказывания у детей с ОНР.

5. Формировать лексико-грамматические представления, являющиеся предпосылками в развитии связной речи.

Коррекционно-развивающий процесс осуществляю с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываю индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребёнка, а с другой – группы в целом.

При организации и проведении коррекционных занятий свою задачу я видела не только в обучении дошкольников с речевыми нарушениями умениям и навыкам связной речи, но и в формировании устойчивого интереса к занятиям по развитию речи, поэтому для меня было важным сосредоточить внимание на всех частях занятия.

Главное к чему я стремилась, разрабатывая серию конспектов и организуя работу по ним, - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия я разрабатывала с учётом создания интереса дошкольников к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении.

При организации детей к началу занятия часто использую элементы психогимнастики или игры, которые позволяют детям «войти в занятие», настроиться на доброжелательность, организованность, сплоченность друг с другом. Например, игру «Мы деревья» я использую при работе с рассказом «Лес», когда детям даё тся установка: «Представьте себя могучим дубом, сильным и угрюмым, покажите это мимикой и жестами. А теперь вы тонкие осинки, слабенькие и печальные. Покажите пушистую ёлочку…высокую сосну…стройную берёзку». Игра «Наши цветочки» позволяла детям самим ощутить себя семечком, спящим глубоко под землёй и тянущимся маленьким росточком, который превращается в большое растение чудной красоты при работе над рассказом «Аленький цветочек». Стараюсь подбирать такие игры и упражнения в соответствии с темой занятия.

Определением темы занятия может служить отгадывание загадки (отгадку нарисовать, кроссворда (узнать героев рассказа, ребуса. Необходимо создать интерес, темп, рабочий настрой, заинтриговать детей, и тем самым побудить к дальнейшей деятельности.

Овладение связной речью возможно только при наличии определённого уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому в ход занятия по развитию связной речи включаю игры, задания, «тренировочные упражнения» для активизации словаря, формированию грамматически правильной речи, необходимые мне для работы с определённым видом рассказывания.

Большие затруднения у детей вызывает подбор точных эпитетов, слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, отражающих внешний вид, повадки, а также построение предложений разных видов. Наблюдения за детьми в процессе занятий показали, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы на данном занятии по обогащению и развитию словаря, а также упражнений в употреблении разных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети употребляют одни и те же слова, повторяя, их друг за другом. В итоге рассказы получаются сухими и неинтересными. Поэтому часто даю установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений, Поощряю детей, которые выполняют данное требование.

При рассматривании картин, составлении рассказов предлагаю задание: «подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова, близкие по значению, противоположные по значению». Например, к слову «большая» при рассматривании медведицы на картине «Купание медвежат» дети смогли подобрать слова: огромная, здоровенная, мощная, большущая. Когда рассматривали реку, которую изобразил художник, дети к слову «стремительная» подобрали слова: неспокойная, несущаяся, быстрая. При составлении рассказа «Весна» по динамической картине при постановке вопросов: «Что делают сосульки весной?» выставляю предметные картинки: звонок, капля, слёзы. Дети должны подобрать слова действия – звенят, капают, плачут. При подборе слов к слову «Солнце» на картине выдвигается диск солнца без лучиков. Чтобы «солнышко растопило снег на картине», каждый из детей должен взять по одному «лучику». Если лучик красного цвета, то дети подбирают к слову «солнце» слова-действия, а если жёлтый, то слово-признак. Подбирая слова - признаки к слову «ручеёк» назвать сначала слова-действия ( помогают символы: звонок, ноги, рот, улыбка, затем от этих слов образовать слова-признаки. Например: ручеёк звенит (символ-звоночек, значит он звонкий; он шумит - шумный и т. д.

При подборе слов определённой части речи к заданному предмету использую игру «Аукцион», в которой побеждает тот, кто последний назвал слово.

Для использования в речи красочных и интересных предложений, содержащих максимум информации о предмете предлагаю «Дорожку здоровья» (массаж ступней и активизация активных зон). Проходя по ней, дети на каждом «шаге» должны добавить в предложение новое слово. Например, дано предложение «Выглянуло солнышко», при добавлении слов должно получиться предложение «Из-за тёмных туч выглянуло и улыбнулось ласковое лучистое солнышко».

Для внешнего высказывания необходимо развивать у детей внутренний план, как целого текстового сообщения, так и отдельно взятого предложения. Для его формирования необходимо создать ориентировочные основы действий, как с использованием внешних материальных опор, так и без них.

В работе по развитию связной речи при составлении смысловой программы заданного текста широко использую метод наглядного моделирования, который даёт возможность самостоятельно анализировать ситуацию, развивать замыслы-идеи. В качестве моделей использую рисунки, сюжетные картинки и серии сюжетных картинок, пиктограммы, графические схемы, опорные картинки и сигналы, динамические картины (появление картинок-сюжетов в процессе составления рассказа). Использование моделирования позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

В подготовительной к школе группе учу детей делать зарисовки (пиктограммы) фрагментов рассказа, которые служат внешней опорой, планом рассказа, в дальнейшем дети самостоятельно выбирают для рассказывания модели, которые помогают им восстановить последовательность рассказа.

Хорошим приёмом считаю приём по «появлению картинки в цветном варианте», когда детям даётся установка – придумать предложение по сюжетной картинке из серии картинок (картинка даётся в чёрно-белом варианте). После составления предложения появляется раскрашенная картинка.

Обязательным при работе с текстом считаю нахождение структурных компонентов текста: начала, середины и концовки рассказа. Если проводится работа по составлению рассказа, то дети сами подбирают начало рассказа, кульминацию и конец, ориентируясь на схему, слова-подсказки. Придумывают название рассказа.

При обучении детей составлению предметно-графического плана использую работу над рассказами цепной организации. В таком тексте предложения связаны с помощью цепного вида связи, т. е. последовательной связи второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Содержание каждого последующего предложения вытекает из предыдущего высказывания. Все предложения в рассказе соединяются прямым лексическим повтором. Опорные слова – глаголы (методика В. К. Воробьёвой).

Чтение с различными установками, нацеливающими детей на придумывание начала, конца, середины рассказа является эффективным приёмом, обеспечивающим развитие желания создавать относительно длительные связные сообщения.

Для активизации речевой деятельности, применяю в работе по развитию связной речи компьютерную технологию в виде презентаций, демонстрации пейзажных картин, предметных и сюжетных картинок, мнемотаблиц, схем рассказов цепной организации. При использовании интерактивной доски дети самостоятельно составляют картинный план к рассказу, либо корректируют «поломку» в плане рассказа. В индивидуальной и подгрупповой работе использую компьютерную программу «Учимся правильно говорить», где имеется раздел «Развитие связной речи».

При применении на занятиях театрализованной деятельности наблюдала значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение – сообщение, усвоение способов невербального общения: использование в речи мимики, жестов.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию связной речи способствует сохранению темпа занятия, работоспособности детей, улучшения качества усвоения полученных умений и навыков. В ходе занятий по развитию связной речи использую дыхательную гимнастику («Дышим воздухом осеннего леса», «Восстановим дыхание после катания на лыжах и коньках» и др., психогимнастику, гимнастику для глаз, пальчиковые игры, включаю их в физминутки, оргмоменты. Лексико-грамматические играм стараюсь придать подвижный характер (с мячом, с элементами логоритмики, координации речи с движением, использование «Дорожки здоровья», массажного мячика и пружинки Су Джок).

На занятии по развитию связных высказываний разного вида можно предложить детям разделиться на микрогруппы, команды, пары, рассказывать по «цепочке», передавая «палочку-рассказочку» не задерживая её. Получившиеся рассказы я записываю, затем обсуждаю с дошкольниками, потом вывешиваю в родительском уголке. После завершения занятия даю детям установку: «Рассказать данный рассказ (сказку) дома родителям, попросить их записать его в «Альбом для рассказывания», сделать иллюстрацию к рассказу (сказке)». Проверяется рассказ на индивидуальном или подгрупповом занятии. Лучшие рассказы зачитываются, оцениваются «солнышком». Здесь используется как соревновательный мотив, так и побудительный. Детям данного возраста свойственно обозначить, зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности. В коррекционную работу по формированию связной речи детей с ОНР стараюсь включать всех участников педагогического процесса.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученных в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Социально-педагогический блок

Одной из важнейших задач данного блока является привлечение родителей к активному сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удаётся максимально помочь ребёнку с речевыми проблемами.

В результате анкетирования родителей по состоянию связной речи детей было выявлено, что всех родителей беспокоит состояние связной речи их детей, многие родители не знакомы с причинами несформированности связной речи, приёмами развития связных высказываний и просят у специалистов различные формы обучения по данному вопросу.

К числу наиболее целесообразных средств практической организации методической помощи родителям по развитию связной речи можно отнести :

1 Индивидуальные и групповые консультации

2 Семинары

3 Практикумы

4 Тренинги

5 Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группе с их последующим анализом

6 Организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий и др.

Родителям предлагаю одну из наиболее эффективных форм работы – заочное консультирование. На стенде «Учите рассказывать» наряду с общими рекомендациями по развитию речи детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, по дороге в детский сад, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинам, серии сюжетных картинок, творческие рассказы детей и т. д.

Для осознанного и успешного усвоения учебного материала, развития коммуникативных способностей воспитанников рекомендую родителям все рассмотренные виды детских рассказов оформлять в виде красочных сочинений, являющихся завершающим этапом работы над текстом, требующих тесного сотрудничества логопеда и родителей. Рассказы детей родители записывают в «Альбом для рассказывания», оформляя их рисунками детей, иллюстрациями. Альбомы доступны для взаимопросматривания, что позволяет родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с педагогом пути преодоления трудностей.

Приглашаю родителей на открытые занятия по развитию связной речи, занятия анализирую, объясняю эффективность использования приёмов.

Совместно с воспитателями логопедических групп разрабатываем проекты, которые также способствуют развитию связной речи и привлечению родителей в процесс коррекционной работы по развитию речи их детей. В старшей группе был разработан и осуществлён проект «Книжкины именины», знакомящий детей с творчеством детского писателя С. Я. Маршака. В заключительном этапе этого проекта родителями и детьми группы были изготовлены книжки-самоделки по мотивам понравившихся произведений С. Я. Маршака, в которых родители записывали сочинения детей о том, чем им понравилось данное произведение и чему оно их научило.

Участвуя в проекте «Берегите журавлей», посвященному всемирному Дню белых журавлей, работали над рассказом «Улетают журавли». Итог проекта - совместно с родителями изготовлены поделки из природного материала к сочинению ребёнка о журавлях.

В проекте «Моя семья» родителями с детьми создавалось генеалогическое дерево и рассказ о своей семье.

Предлагаю следующие темы консультаций для родителей: «Роль семьи в развитии речи детей», «Пополнение словарного запаса с помощью игр», «Учите детей рассказывать», «Цепное рассказывание», «Роль родителей в формировании грамматической речи у детей», «Развиваем связную речь с помощью разнообразных приёмов», «Практические рекомендации по формированию речи детей с ОНР», «Умеем ли мы разговаривать с детьми?»

Благодаря целенаправленной работе по развитию и активизации связной дети умеют подробно рассказать о событиях, изображённых на картине или серии сюжетных картин, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутреннее переживания, эмоциональное настроение героев. Чаще используются прилагательные, наречия.

У дошкольников с речевыми нарушениями практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картин и по составлению рассказа по картинке с проблемным содержанием. В речи употребляются разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания.

Дети стали более чувствительны к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова и словосочетания для выражения своих мыслей. Рассказы имеют структурные компоненты.

В процессе работы по обучению детей связной речи удалось решить воспитательные задачи:

• Умение выслушивать рассказы сверстников.

• Помогать им в случае затруднений.

• Замечать речевые, логические ошибки, исправлять их в доброжелательной форме.

• Оценивать рассказы друг друга.

Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил, дети используют в повседневной жизни, в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах деятельности.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы и приёмы в развитии связной речи у детей с ОНР
Опубликовано: 6 октября 2021 в 03:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные методы и приёмы в развитии связной речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Логачева Ирина (УИ 2763325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД