Приложение МААМ

Инновационные технологии как основа формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности учащихся

Татьяна Борзых
Инновационные технологии как основа формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности учащихся
▼ Скачать + Заказать документы

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Егоров Владимир Иванович,

высшая категория,

преподаватель-организатор

безопасности жизнедеятельности

ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»

Борзых Татьяна Александровна,

высшая категория,

преподаватель спецдисциплин

ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»

Аннотация

Публикация «Инновационные технологии как основа формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности учащихся» размещена в разделах

Ведущая идея статьи – возрождение в нашем обществе патриотизма. Авторы рассматривают деятельность Военно-патриотического клуба «Честь смолоду» имени адмирала Ушакова Педагогического колледжа г. Тамбова как формирование установки на активную жизненную позицию и приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности. Значительное место занимает характеристика работы клуба. Авторы предполагают, что особый интерес вызовет описание находок в деятельности курсантов и их достижения.

Статья будет интересна учителям и преподавателям безопасности жизнедеятельности, методистам, воспитателям и педагогам, осуществляющим патриотическое воспитание молодёжи.

Все очевиднее становится тот факт, что управление безопасностью человека, общества, государства следует осуществлять через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения. Важно, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достичь путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» понимается способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Особенности развития России в последние десятилетия привели к тому, что возникла реальная необходимость качественного улучшения патриотического воспитания подрастающего поколения. Молодые граждане должны быть способны к самостоятельному анализу жизненных реалий, к творческой деятельности, принятию ответственных решений и их реализации в экстремальных условиях, им необходимо обладать достоинством и личной ответственностью, повышенной выносливостью к возрастающей интенсивности труда. Поэтому важной задачей является формирование патриота своей страны, знающего права и обязанности, обладающего определенными ценностями, активной нравственной позицией, готового бескорыстно служить обществу, способного оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве. Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Патриотизм призван придать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданской ответственности, духовности.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одной из основных задач определяется воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Идея воспитания патриотизма подрастающего поколения приобрела государственное значение: разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», приоритетом которой является формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству. Ведущими направлениями деятельности Программа считает создание системы патриотического воспитания в каждой образовательной организации, развитие подсистемы военно-патриотического воспитания граждан, как составной части системы патриотического воспитания и осуществление её функционирования для повышения престижа военной и правоохранительной служб.

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность.

Проблема патриотического воспитания приобретает особую важность вследствие того, что педагогические традиции, уходящие корнями в историю народа, требуют адаптации к сегодняшнему дню. Приоритетом воспитательной политики становится любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу Отечества, готовность к его защите, подготовка подростка к жизнедеятельности и регуляции поведения в обществе.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

Ведущая идея сегодня – возрождение в нашем обществе патриотизма, как важнейшей духовной и социальной ценности, формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего общества, способной активно участвовать в созидательном процессе жизни, общества, в укреплении совершенствования его основ, в том числе и тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

В Педагогическом колледже г. Тамбова создан Военно-патриотический клуб «Честь смолоду» имени адмирала Ушакова. Объединение имеет устав, программу и осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы. В клубе ведётся целенаправленное военно-патриотическое воспитание через систему военно-патриотических мероприятий, конкурсов, соревнований. Особое внимание уделяется изучению военной истории. Обращение к памятным датам, Дням воинской славы России, к судьбам личностей в истории помогает понять нравственные истоки побед славного русского воинства. В клубе, сегодня, 67 курсантов с 1-го по 4 курсы. За 4 года через клуб прошли 107 студентв. В организации своя атрибутика, флаг, форма одежды.

У ВПК серьёзная цель – формирование системы ценностных отношений студентов к окружающему миру, воспитание патриотизма и гражданственности молодежи.

За последний год мы качественно улучшили нашу работу. В активе у нас Военно-исторические праздники, открытые заседания клуба, тематические вечера, встречи и экскурсии, уроки мужества, участие в волонтёрском и поисковом движении. Одной из наших находок стали мастер-классы по разборке и сборке оружия, когда, например, мы приглашаем в колледж детей из школ городов и районов, представителей девичьего батальона, курсантов кадетского корпуса. Они всегда удивлялись тому, как можно разобрать и собрать автомат Калашникова за 28 сек. вслепую! Особое внимание уделяется вопросу приёма в клуб новых курсантов. Ежегодно, день 15 октября объявляется праздником. Студенты дают клятву юнармейца, ветераны ВМФ вручают новым курсантам членские билеты, а выпускники клуба прикрепляют к форме одежды вновь вступившим памятные знаки ВПК. В 2018 году директор колледжа О. А. Шаталова поздравила всех с праздником и вручила сертификаты наиболее отличившимся курсантам. Этот день – День памяти адмирала Ушакова. В знак уважения к заслугам великого флотоводца принято решение направить делегацию клуба для возложения цветов к памятнику выдающемуся адмиралу.

У нас крепкие связи с Военно-патриотическим клубом моряков ВМФ г. Тамбова. Три года на нашей базе планируется и проводится «День подводника». В это время проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами ВМФ.

Интересно и поучительно в колледже проходят встречи с выпускниками, отслужившими установленные сроки службы. Такие вечера отличаются конкретностью, живыми рассказами о службе в армии. Студенты видят людей в военной форме, задают им вопросы о военной службе и получают ответы на интересующие их темы.

Особое внимание уделяется подготовке и проведению уроков мужества. География их очень разнообразна: это школы, лицеи, гимназии, колледж как в г. Тамбове, так и в Тамбовской области. К примеру, уроки мужества состоялись в лицее № 21 г. Тамбова, православной гимназии, Бондарской СОШ. Мы – постоянные посетители Музейно-выставочного центра Тамбовской области, любим общение с И. А. Николаевым, участвуем в работе Клуба молодого воина. Ежегодно на базе МВЦ проводится Военно-исторический праздник, посвящённый дню рождения адмирала Ушакова. В педагогическом колледже наша основная цель – подготовка и проведение уроков мужества о Днях воинской славы России.

Курсанты ВПК принимают участие в мероприятиях всероссийского, областного и городского уровня. Примеры: IV Всероссийский смотр-конкурс учреждений среднего профессионального педагогического образования «Лидер СППО» – диплом и специальный приз за сохранение исторической памяти и ценностей гражданско-патриотического воспитания, Всероссийская викторина, посвящённая 100-летию со дня рождения А. П. Маресьева – 3 диплома I степени, Всероссийская спартакиада по военно-спортивному многоборью «Призывники России» – дипломы 1,2,3 степени, Всероссийский молодёжный исторический квест «1941 г. Заполярье». – I место, Региональный смотр-конкурс строя и песни «Соколы Тамбовщины» – I место, областная военно-спортивная игра «Зарница» – I место. Участвуя в областных военно-спортивных играх «В зоне повышенного внимания» и «Одиночная подготовка воина-разведчика», неоднократно становились победителями и призёрами соревнований. На протяжении нескольких лет мы являемся постоянными участниками Дня Военно-морского флота России.

Одним из направлений работы клуба является изучение культурно-исторического наследия России. В последние три года мы побывали в Рязани, Воронеже, Липецке, Задонске, Санкт-Петербурге, Москве.

В 2014 году в клубе состоялся тематический вечер: «Мы помним их имена». На встречу со студентами был приглашён участник Великой Отечественной войны, орденоносец, полковник Боднар А. Н. Рассказ ветерана о войне, его воспоминания глубоко потрясли участников мероприятия.

Совет Военно-патриотического клуба решил на этом не останавливаться. Было принято решение об участии в областной конференции: «Дорогами славы и подвигов дедов». В номинации: «Судьбы, опаленные войной» председатель Совета ВПК Исмайлова Мадина представила проект о славном сыне Отечества А. Н. Боднаре. Работа получила высокую оценку, а её автор была удостоена именного сертификата. В 2015 году проект «Дети войны» о боевом пловце В. А. Бортко был отмечен дипломом 3 степени, а в 2016 году наш проект стал победителем в номинации «Бессмертный полк».

Бессмертный полк – новая страница поисковой деятельности. Мы проводим серьёзную работу по поиску родственников наших студентов и преподавателей, участников ВОВ. Тематические встречи, Акции, шествия Бессмертного полка – это память нашей истории, которую мы уважаем и чтим. Одной из наших находок в этой области являются Вечера семейной памяти. Пять наших преподавателей в 2017-2018 учебном году представили своих родственников, участников ВОВ. Поисковый отряд колледжа – участник ежегодных поисковых экспедиций «Вахта памяти». Студенты работали в Ленинградской, Тамбовской и Ростовской областях, в Крыму.

Ведущими направлениями деятельности для нас сегодня являются формирование установки на активную жизненную позицию и приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности. Нравственная позиция молодежи, её настрой и целеустремлённость в овладении военным делом, выходят на первый план. В данных условиях, наша основная задача – растить патриотов Родины, защитников России!

Такой настрой демонстрируют представители нашего клуба, принимая участие в марш-броске на 5 км, посвящённом Дню Памяти героев десантников 6-ой парашютно-десантной роты 76-ой Псковской Воздушно-десантной дивизии. В составе сборной команды год назад была Исмаилова Мадина, курсант ВПК, ставшая первой и единственной девушкой-участницей за всю историю данных соревнований. В 2018 году команда юнармейцев колледжа преодолела всю дистанцию в полном составе, показав волю, командный дух и взаимопомощь.

В Педагогическом колледже г. Тамбова Военно-патриотический клуб «Честь смолоду» имени адмирала Ушакова стал приоритетной целью и внутренней потребностью для более, чем 100 студентов. Важно, что именно юнармейцы являются носителями нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения.

Список литературы

1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы". М. : 2015.

2. Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. – 2016. – № 5. – С. 3-6.

Публикации по теме:

Народные игры как основа формирования физического и духовного совершенства дошкольников В современном мире детей учат играть в хоккей, футбол, баскетбол, теннис и другие спортивные игры. Народные игры позабыты в большинстве.

О квест-игре, как современной игровой технологии в ДОУ для развития речи у дошкольников Переход современной системы дошкольного образования на работу по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту обусловил появление.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Активный отдых как основа формирования здорового образа жизни дошкольников Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие,.

Индивидуальная программа самообразования «Инновационные технологии как средство формирования ключевых компетенций личности» Индивидуальная программа самообразования педагога 2017-2018 Романовой Оксаны Владимировны ТМБ ДОУ Центр развития ребёнка – детский сад.

Культура безопасности жизнедеятельности — условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления Культура безопасности жизнедеятельности — это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения.

Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника Наблюдение в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника Белова С. В. Коваленко Е. С. МБ ДОУ «Детский сад №16» Человек.

Представление педагогического опыта «Инновационные технологии в современной логопедической практике с введением ФГОС» Видео Индивидуальное логопедическое занятие на постановку звука [Ш] Представление педагогического опыта. Тема: «Инновационные технологии в современной.

Развитие познавательных интересов как основа формирования всесторонне развитой личности ребёнка Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки.

Здоровьесбережение, как инновационные педагогические технологииЗдоровьесбережение, как инновационные педагогические технологии К инновационным педагогическим технологиям можно отнести: • здоровьесберегающие; • технологии проектной и исследовательской деятельности;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии как основа формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности учащихся
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 13:52
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии как основа формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности учащихся» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Борзых (УИ 1832848) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД