Инновационные технологии на уроках ритмики

Лилия Мирошникова
Инновационные технологии на уроках ритмики

.Инновационные технологии.

2.1Система Эмиля Жака Далькроза, Орфа и др.

В начале ХХ в. за рубежом были разработаны новые подходы к музыкально-ритмическому развитию детей, обучение движениям под музыку стало рассматриваться как важное направление музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. При изучении разных подходов к использованию синтеза музыки и движений как полихудожественной деятельности в системе музыкально-эстетического воспитания можно отметить вклад основоположника музыкально-ритмического развития детей швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькроза Разработанная им система базировалась на положении о том, что музыка регулирует движение и дает четкие представления о соотношении между временем и пространством; движения, согласованные с музыкальным сопровождением, следуют не только за ритмическим рисунком музыки, но и за всеми ее выразительными средствами, соответствуют характеру музыки. Рассматривая движение как универсальное средство развития музыкальности человека, Далькроз полагал, что, действуя в соответствии с временным ходом музыкального движения, ребенок одновременно воспринимает и звуковысотное движение, что способствует развитию мелодического слуха. [4, с3] Все упражнения разработанной им ритмической гимнастики основывались на идее о том, что ритм в музыке и ритм в пластике тесно связаны, так как у них общая основа – движение На основе системы Далькроза и возникли корригирующие игры, в которых речь, музыка и движения тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребенка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные. Вся система Жака Далькроза стала средством борьбы с аритмией, психозом, нервной неустойчивостью, проблемами с дыхательными путями, в лечебно – профилактических целях у детей, нуждающихся в двигательной и речевой реабилитации [4,с 5]. Выводы Э. Ж. Далькроза об использовании синтеза музыки и движений для развития музыкальных способностей детей, результаты его педагогической деятельности в Институте музыки и ритма (г. Хеллерау) оказали большое влияние на развитие системы музыкально-эстетического воспитания во всем мире. «Происхождение грации, - цитирует Далькроз Спенсера, - кроется в экономии сил». «Развитие умения свободно владеть всеми своими членами и каждым их движением, несомненно, вызывает развитие внутреннего самообладания: крепнет воля, оздоравливается нервная система» (6. с. 242) «Мы вкладываем в свою программу – научить детей естественным свободным проявлениям всех человеческих свойств: в походке, жестах, пении, речи, … побороть неуместную конфузливость, … развить способность рассуждать и действовать, … бороться с нервозностью детей, научить управлять нервами, … достигнуть гармонии 11 между духом и телом» (4. с. 59). «Поймите же, что воспитание должно повышать духовные функции, что нервы должны научиться передавать нашему «я» все сотрясения удивительного органа, называемого нашим телом, а не только некоторые из них» (4 с. 116). «Связь между мышечной реализацией и душевным ощущением станет в конце концов абсолютной». «Для ума представление имеет то же значение, что для тела ритм; наши ритмические упражнения являются как бы связующим звеном между духом и телом» (4. С. 59).

В отечественной научно-методической литературе положительно оцениваются определенные педагогические технологии музыкально-пластического развития детей, разработанные Р. Штейнером в рамках Вальдорфской школы [6,с. 25]. Направление Штейнера «эвритмия», которую он рассматривал как искусство и как воспитательное средство, включает эвритмию слова и музыкальную эвритмию: за счет сопровождения речи выразительными движениями рук реализовывалась идея «зримой речи» и «зримого пения»; музыкальная эвритмия – это пение, исполняемое с помощью движений рук, которые являются основными, а движения других частей тела, мимика лица – дополнительными. На становление системы музыкально-ритмического развития детей большое значение оказало искусство танцовщицы Айседоры Дункан. После ее успешных выступлений в Европе и Америке появилось множество школ «свободного танца», в которых танцевальная композиция рассматривалась как средство физического и эмоционального развития детей [5,с. 6]. Главным в ее танце было выражение полной свободы, а танцевальные движения были по-детски инстинктивными – идущими от природы. Главным достоинством педагогической системы, разработанной немецким педагогом и композитором Карлом Орфом в середине ХХ в., является широкое использование импровизации, приобщение к музыке всех детей, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуальных творческих сил, развитие природной музыкальности, предоставление возможности проявления творчества не только ребенку, но и педагогу. «Обучение в действии» означало для К. Орфа развитие детского творчества с помощью танцевальной импровизации, игры на элементарных музыкальных инструментах (бубен, барабанчик, треугольник, ложки, свирельки, блок-флейты, металлофон и др., аккомпанирование и пение несложных детских песен. Он считал, что для детей нужна особая музыка, специально предназначенная для музицирования. Такую музыку К. Орф назвал элементарной, она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и должна соответствовать возрастным особенностям ребенка. Его музыкальный материал был связан с речью и движением, дети могли петь и одновременно приплясывать, проговаривать речевой материал, играть на элементарных музыкальных инструментах, чередовать речь и пение. Дети могут не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но и создавать и исполнять собственную детскую элементарную музыку [4, с. 15]. Идеи зарубежных специалистов музыкально-ритмического воспитания детей творчески развивались в России талантливыми педагогами отечественной ритмической школы: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, М. А. Румер, Н. П. Збруевой, Е. В. Коноровой, В. Е. Яновской, З. К. Шукшиной – и их непосредственными учениками – И. В. Заводиной и И. В. Лифиц. Ими был отмечен синтетический характер музыкально-пластической деятельности, в которой движения объединены музыкой, придающей им выразительность и содержательность. Получило распространение направление музыкально-ритмического воспитания, связанное с развитием эмоционально-образного восприятия музыки и творческой активности детей – методы «художественного движения» Л. Н. Алексеевой и «музыкального движения» С. Д. Рудневой [5,с

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Наша армия
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные технологии на уроках ритмики
Опубликовано: 17 января 2020 в 19:30
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Международный день детского телевидения и радиовещания

В первое воскресенье весны празднуется Международный день детского телевидения и радиовещания. Этот праздник был установлен по инициативе ЮНИСЕФ в 1994 году — его отмечают все, кто так или иначе связан с...

29 февраля. День весеннего оформления интерьеров на МААМ

Весна – не просто одно из четырёх времен года. Это – новая жизнь. Это волшебная пора, когда оживает вся природа, с каждым днём всё сильнее пригревает ласковое солнце, щебечут радостно птицы на ветках, всё...

Зимние пальчиковые игры для детей 3–5 лет
Пальчиковые игры развивают речь, память, фантазию, воображение и создают благоприятную атмосферу. Поэтому они очень полезны. 1. Игра «Кролик» Мы...
Фотоотчет «Эх, Масленица»!
Дети в нашем детском саду очень любят праздники, а если это праздник на улице, да под веселую, озорную музыку, с танцами и играми, им интереснее в двойне. А...
Фотоотчет об областной пионерской военно-патриотической игре «Вперёд, мальчишки»
Сегодня в городе Орле проходила военно-патриотическая игра для младших школьников «Вперед, мальчишки! » Проводится она с целью воспитания гражданственности и...