МААМ-картинки

Инновационный опыт работы «Робототехника»

Елена Куликова
Инновационный опыт работы «Робототехника»

Пояснительная записка

Современный дошкольник, в большинстве случаев, видит, играет и получает уже готовые предметы: игры, игрушки, предметы быта и т. д. И многие из них даже не задумываются, из чего эти предметы сделаны, как и где их производят. В наше время взрослые делают детей «истинными потребителями», не предоставляя им возможности самим создавать вокруг себя свои мини-мир, чтобы ребенка окружали конкретно ему необходимые или им созданные вещи.

Публикация «Инновационный опыт работы „Робототехника“» размещена в разделах

Во все времена взрослые диктуют детям, что им делать, куда ходить, чем заниматься. Это естественно. Родители хотят как лучше, стараются сохранить здоровье ребенка, оберегают его, задумываются о будущем своих детей. Однако многие совершенно не учитывают мнение и особенности ребенка, ведь каждый из них индивидуальный, со своим мировоззрением, своими потребностями, мечтами и фантазиями.

Боясь отстать от моды, выглядеть хуже, чем остальные или идя на поводу капризного ребенка (лишь бы только он отстал, родители покупают детям, не достигшим школьного возраста, «гаджеты» : игровые приставки, планшеты, телефоны и т. д. Сейчас почти у каждого дошкольника они есть, хотя еще несколько лет назад об этом можно было и не мечтать.

Конечно, взрослых можно понять. Стрессы, усталость, проблемы на работе… Дома хочется отдохнуть, расслабиться, полежать в тишине или у телевизора, «полистать» новости в «Вконтакте». Люди разучились отдыхать в кругу семьи: играть вместе в настольные игры, что мастерить или строить, читать, беседовать о чем-либо, вместе гулять… Это плоды компьютеризация и стремительного прогресса. Взрослые отдают предпочтение интернету и телевидению, отодвинув общение друг с другом и с детьми. Конечно, это касается не всех семей. Однако дети большую части времени, находясь дома, предоставлены сами себе: в лучшем случае они рисуют или играют в игрушки, в худшем – сидят за «гаджетами».

Исходя из вышесказанного, можно понять, почему современные дошкольники имеют слабо развитое воображение, логическое и творческое мышление, мелкую моторику; они не усидчивы и не внимательны. Детям не предоставляется возможность что-то творить, создавать, достигать каких-то своих целей опытническим путем, методом проб и ошибок.

Большим помощником в развитии дошкольника является конструирование. Сейчас на рынке представлено много видов конструкторов из различных материалов. Особенно детям, как девочкам, так и мальчикам, полюбился конструктор Lego. Они сами становятся творцами, сами строят поделки по своему представлению, замыслу. Игры с конструктором способствуют развитию мышления, воображения, мелкой моторики, усидчивости, внимательности, аккуратности, доводить начатое дело до конца.

С этой целью в нашем детском саду внедрена дополнительная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Основы конструирования и робототехники», разработанная МБУ ДО «Волосовский ЦИТ», которая рассчитана на 1 год.

В детском саду программа реализуется в форме кружковой деятельности по робототехнике с использованием базового уровня конструктора серии MRT2. Она рассчитана на детей в возрасте от 6 лет, однако мною было принято решение привлечь к кружку детей от 5 лет. Это обосновано тем, что воспитанники 5-7 лет посещают одну разновозрастную старше-подготовительную группу. Дети II подгруппы (5 лет) с большим интересом наблюдали за деятельностью старших детей, они чувствовали себя обделенными и дискредитированными. Попробовав предоставить им возможность сконструировать элементарную постройку из конструктора MRT2, я поняла, что дети 5 лет также могут посещать кружок по робототехнике и начать осваивать дополнительную общеразвивающую программу «Основы конструирования и робототехники».

В связи с появлением второй подгруппы, мною была разработана дополнительная программа кружка по робототехнике, адаптированная на детей 5 лет и рассчитанная уже на 2 года.

Актуальность кружка по робототехнике состоит в том, что в настоящий момент интенсивно развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование, т. е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Кружковая деятельность по робототехнике помогает пробудить в ребёнке интерес к техническому образованию в будущем, начать формировать у детей навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ, а так же обеспечению работы в рамках ФГОС.

Новизна заключается в технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

Цель кружковой деятельности по робототехнике :

- создание условий для формирования у воспитанников детского сада теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования.

Задачи:

Образовательные:

- формировать первоначальные знания о «Робототехнике» и робототехнических устройствах;

- научить приемам сборки конструкций и робототехнических устройств;

- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования;

- формировать знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем;

- формировать знания о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

- познакомить с правилами безопасной при работе с конструктором.

Развивающие:

- развивать творческую активность и самостоятельность;

- развивать внимание, память, образное и пространственное мышление, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умения излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Воспитательные:

- формировать творческое отношение к выполняемой работе;

- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности;

- воспитывать организационно-волевые качества личности: терпение, воля, самоконтроль;

- пробуждать интерес к занятиям робототехникой; создавать эмоционально-положительную обстановку на занятиях.

Содержание кружковой деятельности по робототехнике

Содержание программы кружка обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, охватывая следующие направления развития (образовательные области в соответствии с ФГОС ДО) : познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое.

Занятия в кружке по робототехнике способствуют развитию мышления, воображения, мелкой моторики, усидчивости, внимательности, аккуратности; формированию знаний о счёте, форме, пропорциях, симметрии, понятии части и целого; умению ориентироваться в технике чтения элементарных схем; учат доводить начатое дело до конца.

Занятия в кружке проводятся в виде совместной деятельности воспитателя и детей, и сводится к постройке конструкций по заданным схемам и моделированию простейших механизмов.

Каждая новая тема начинается с чтения сказки, предоставленной фирмой Kicky (www.hunarobo.ru), героев которой детям предстоит в дальнейшем сконструировать. В ходе занятия проводятся малоподвижные, настольные, дидактические игры, пальчиковые разминки, физкультминутки, выполняются игровые упражнения.

Наиболее эффективным является проведение занятия с использованием беседы-рассуждения в начале занятия и словесным сопровождением схемы-инструкции, а так же демонстрацией изготовления модели.

Между занятиями в свободное время организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы.

Так же для поддержания интереса детей к техническому творчеству и к робототехнике, в старше-подготовительной группе с участием родителей и воспитанников был создан мини-музей, который постепенно пополняется. В нем представлены экспонаты, сделанные семьями воспитанников и детьми: модели роботов из различных материалов, рисунки, иллюстрации робото-технических устройств. А так же журналы, DVD-диски с мультфильмами о роботах, дидактические игры, раскраски с сюжетами темы мини-музея, которыми можно пользоваться в свободное время. В мини-музее хранятся сконструированные на занятиях по робототехнике модели. Дети могут их рассматривать и взять поиграть.

Пополнение развивающей среды мини-музеем по робототехнике способствует расширению мировоззрения детей и созданию эмоционально-положительной обстановки в группе.

В работу с родителями по робототехнике включены открытые занятия, которые традиционно проходят в нашем детском саду в дни открытых дверей осенью и весной. На прошедшем в ноябре открытом занятии присутствующие родители могли быть не только наблюдателями, но и непосредственными участниками занятия. Они были вовлечены в процесс конструирования модели по схеме, и, судя по отзывам, этот вид деятельности пришелся им по душе.

В родительском уголке создан стенд по робототехнике с обновляемой информацией, где планируется выставление памяток и брошюр с советами о развитии детей 5-7 лет через конструирование и робото-технического творчества.

Психологическое обеспечение занятий в кружке включает в себя следующие компоненты:

• Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

• Побуждение творческого воображения воспитанников к практической и творческой деятельности;

• Применение индивидуальных и групповых и форм обучения.

Принципы организации кружковой деятельности по робототехнике :

1. Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.

2. Принцип открытого общения. Педагог сообщает воспитанникам о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.

3. Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.

4. Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

5. Принцип систематичности, т. е. наличие единых линий развития и воспитания.

В ходе занятий на кружке учитываем основные методы:

- наблюдения;

- беседы;

- постановки и решения вопросов проблемного характера;

- использования художественного слова;

- трудовые поручения;

- дидактические игры, обучающие и творчески развивающие ситуации.

Планируемые результаты:

- ребенок овладевает навыками конструирования, проявляет инициативу в общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к робото-конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве, имеет навыки работы со схемами;

- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческой деятельности, в строительной игре и конструировании;

- ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемыми в робототехнике, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;

- ребенок способен к волевым усилиям при решении задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;

- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с конструктором, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;

- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческой деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике.

Организация кружковой деятельности по робототехнике в детском саду :

I подгруппа (дети 6-7 лет) – 1 раз в неделю по 25-30 минут

II подгруппа (дети 5 лет) – 1 раз в неделю по 20-25 минут

Кружковая деятельность проводится в свободное время во второй половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы.

Система оценки результатов освоения программы кружка по робототехнике

Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе проводятся три вида контроля:

1) вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг);

2) промежуточный контроль – в середине года;

3) итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года.

Для промежуточного и итогового контроля мы используем диагностику уровня знаний и умений по LEGO-конструированию и робототехнике у детей 5-7 лет по методике Т. В. Фёдоровой.

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Список литературы

1. «Робототехника для детей и родителей» С. А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.

2. Дополнительная общеразвивающая программа «Основы конструирования и робототехники», разработанная МБО ДО «Волосовский ЦИТ», 2016 год.

3.

Интернет – ресурсы:

https://int-edu.ru

https://7robots.com/

www.hunarobo.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Обучение дошкольников безопасному поведению на улице» "Обучение дошкольников безопасному поведению на улице" Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

Инновационный педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста» .

Инновационный педагогический опыт «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе» «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе». Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «КЕМЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ЛУНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ.

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Савинова Александра Александровна. Сайт воспитателя: https://www.maam.ru/users/sahsa5 «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Инновационный педагогический опыт: «Экологическое воспитание через игровую деятельность дошкольников» Актуальность и перспективность опыта. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, именно в это время закладываются основы.

Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание младших дошкольников» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко» Лямбирского муниципального района РМ Устиновой.

Опыт «Мнемотехника как инновационный метод по развитию речи в детском саду» Мнемотехника как инновационный метод по развитию речи в детском саду В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет.

Собственный инновационный педагогический опыт «Обучение дошкольников безопасному поведению на улице» Собственный инновационный педагогический опыт Инновационный педагогический опыт : «Обучение дошкольников правильному поведению на улице».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный опыт работы «Робототехника»
Опубликовано: 10 января 2019 в 11:56
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД