Лучший педагог года

Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» (25 фото)

Юлия Кажаева
Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Инновационный педагогический опыт

«Духовно - нравственное воспитание дошкольников»

воспитателя МДОУ «Детский сад № 79»

Кажаевой Юлии Владимировны

«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ведь детство - период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми.

Публикация «Инновационный педагогический опыт „Духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Дети – это наше отражение. Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми, учится доброте, товариществу и благородству, патриотизму к Родине и родным истокам.

Духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека.

Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе помогут условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму.

Актуальность и перспективность опыта

Духовно-нравственное воспитание детей, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Но в наши дни проблема духовно - нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем.

Нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, глубокосодержательные, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно и неуклонно заменяются и вытесняются ценностями других культур и наций, а чаще и исчезают вовсе, оставляя место для взращивания безнравственности. Появление примеров безнравственного и аморального поведения проявляется и в литературе, и в художественных фильмах, на радио, в журналах, газетах. Более глобально проникновение западных традиций, обычаев, праздников и других культурных ценностей.

Западные традиции расстраивают и разрушают сформированные за долгие времена отношения в русской семье, делая ее не столь благоприятным условием развития и воспитания детей.

С древних времен жители Российского государства были известны своим гостеприимством, радушием, дружелюбием, душевностью, богатством нравственных качеств. Неужели все это можно безответственно заменить чужой культурой? Необходимо всеми силами оберегать и укреплять нашу нравственность, начиная не только с себя, но и с будущих взрослых и родителей - с детей, дошкольников.

Этот возраст выбран не случайно: именно этот период жизни ребенка наиболее сенситивен для начала развития личности человека, ее становления, формирования самосознания, для закладки нравственных мотивов и качеств, понятия морали. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки, занять себя интересной и полезной деятельностью.

Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных учреждениях всеми эффективными способами. Одним из таких способ является применение богатейшего багажа знаний, накопленных в народной педагогике, с использованием народных сказок, игр, традиций, праздников. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Я считаю что, результаты формирования духовности, нравственности, целомудрия укореняется в ребенке при реализации комплексного и систематического подхода к воспитанию. Так определилась тема реализации данного опыта: духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Мною была разработана система воспитательно-образовательной работы по данной теме. Предлагаемая система позволила решать следующие задачи:

1. Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками;

2. воспитание у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

3. формирование интереса к народным обычаям;

4. воспитание бережное отношение к природе и ко всему живому;

5. воспитание в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды,

желание помогать нуждающимся.

Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становления опыта

К теме духовно-нравственного воспитания я обратилась не случайно. Известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа».

Развивать у детей культурное наследие и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства. В результате сопоставления взглядов великих педагогов просветителей духовенства, психологов, опыта коллег с собственными проблемами в работе с дошкольниками была выдвинута следующая педагогическая идея опыта: личностное развитие, полная социализация ребёнка невозможна без формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей. Формирование нравственности эстетической восприимчивости у детей должно развивать способности принимать осознанные решения в отношении поведения людей в обществе. Обращение к опыту основ православной культуры в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно необходимо, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования.

Сегодня особенно актуальны слова президента Владимира Владимировича Путина: «Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь приобретаем себя, ищем нравственные основы жизни»

Изучение основ православной культуры, должно быть начато как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Именно поэтому, проработав в детском саду, я пришла к убеждению, что воспитание без духовно-нравственной основы неполноценно. Работа по православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс и вносит в жизнь нашего детского сада особую одухотворенность.

Прежде чем начать работу, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме, проведя анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности. Основная часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православное учение. К тому же у родителей очень мало или совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят: усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре, зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.

Начав работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, я сочла необходимым организовать работу кружка «Зёрнышки» для детей 4 -7 лет. Деятельность кружка носит просветительский характер. Это интегрированные творческие, игровые, исследовательские формы ознакомления с окружающим миром на основе ценностей православной культуры, что отражено в перспективно – тематическом плане.

Теоретическая база опыта

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

В основе педагогического опыта лежат идеи В. Д. Выготского, идеи М. Д. Павленко, Серых Л. В., Лысенко В. Н., Слепченко В. Н., Чумоченко М. И., Флигинских Т. И. и многих других педагогов. Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мир других людей, приобщение к культуре родного края. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались: Б. Г. Ананьев, Е. А. Аркин, Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, С. А. Козлова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко. Большой вклад в разработку различных проблем воспитания детей раннего возраста внесли: Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.

Баукова Н. Н., Бех Л. В., Баландина Л. А., Корчаловская Н. В., Калайтанова Г. Н., Сундукова А. Х. научно обосновали компоненты духовно-нравственного воспитания, на которые я опираюсь в своей работе.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

В области воспитания дошкольников всесторонне был исследован процесс формирования духовно-нравственных основ. Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом :так, С. Я. Рубинштейн считает, что «духовность» - это состояние близости души, внутреннего мира человека. Р. С. Буре полагает, что «нравственность» - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы духовно-нравственного развития дошкольников освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Основная цель передового педагогического опыта – духовно-нравственное воспитание дошкольников - создание условий для развития личности ребёнка. Опыт работы по данному направлению опирается на требования Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», - 2016. – 352с.

В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:

- Воспитание патриотического чувства, связывающего разные поколения;

- Воспитание духовно-нравственного чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

- Воспитание трудолюбия, уважения к труду и бережное отношение к результатам;

-Формирование привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;

- Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей;

- Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребенка;

- Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада;

- Приучение к этическим нормам поведения и самодисциплине;

Реализация опыта работы осуществлялась в 3 этапа:

1. Подготовительный этап.

1.1. Создание предметно-развивающей среды в группе.

1.2. Педагогическое просвещение родителей. Включает в себя:

- коллективные и индивидуальные беседы;

- выставка методической литературы и пособий по теме опыта;

- анкетирование родителей.

2. Основной этап.

2.1. Организация познавательно-исследовательской деятельности: беседы, интегративные занятия.

2.2. Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

2.3. Организация игровой деятельности.

2.4. Организация трудовой деятельности.

2.5. Чтение художественной литературы.

2.6. Организация культурно-досуговой деятельности.

2.7. Организация индивидуальной работы.

3. Заключительный этап.

3.1. Подведение итогов и результатов работы.

При работе с детьми используются следующие принципы организации воспитательно – образовательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основной характеристикой деятельности можно считать сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграцию духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

При работе с детьми используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Формы работы с детьми;

-Кружковые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

-Все виды творческой художественной деятельности детей.

-Проведение совместных праздников.

-Слушание православных сказок, рассказов.

-Экскурсии, целевые прогулки к храму, в храм.

-Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

-Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

-Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

На начальном этапе начинала работу с того, что выявила степень сформированности у дошкольников основ духовно-нравственной культуры. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие. После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста. Работая по этому направлению, использовала различные виды деятельности. Особое внимание уделяла различным видам игр. В организации сюжетно-ролевых игр я учитывала нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей большую роль играет организация развивающей среды. С учётом работы над проблемой я произвела корректировку развивающей среды в группе. Материал по духовно-нравственному воспитанию детей внесён во все зоны детской деятельности.

Продолжая работу по духовно-нравственному воспитании дошкольников, я сочла необходимым организовать работу кружка «Зёрнышки» для детей 4-7 лет. Деятельность кружка носит просветительский характер. Это интегрированные творческие, игровые, исследовательские формы ознакомления с окружающим миром на основе ценностей православной культуры, что отражено в перспективно – тематическом плане.

Кружковые занятия проводятся в игровой и диалоговой форме с элементами ручного художественного и декоративно-прикладного труда, рисования, конструирования, слушания колокольной и духовной музыки, чтения священных, литературных текстов, постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших, знакомства с объектами православной культуры (храмы, монастыри, книги, живопись на библейские сюжеты и др. ,знакомства с календарными православными праздниками и проведении некоторых из них, организации тематических выставок детского творчества, использовании словесных, подвижных, народных и хороводных игр, игр-забав; оформлении православных и патриотических уголков для детей и семей воспитанников.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, назначением, является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходило в форме экскурсии в Храм Св. Прав. Иоанна Кронштадтского и бесед с о. Владимиром (Кугушевым). Стало традицией проводить праздничные концерты в храме, посвящённые великим праздникам: «Рождество Христово», «Пасха», что доставляет моим воспитанникам огромную радость и удовольствие. Родители принимают активное участие в данных мероприятиях. проявляя инициативу и помощь в подготовке.

За период совместной работы с храмом мне удалось собрать и систематизировать серию литературы по духовно-нравственному воспитанию: это методические пособия для воспитателей, детская Библия, детская православная литература. Совместно со своими воспитанниками принимала участие в различного рода конкурсах по теме: Всероссийские конкурсы: «Рождественская сказка», «Масленица». Городские конкурсы: «Пасхальная мастерская», «Тебе, Воскресшему, благодарение», «Нам колокольный звон поёт песнь о жизни вечной» и др.

Большое внимание в духовно- нравственном развитии уделяется ознакомление со своей малой родиной: знание природы родного края и грамотное поведение в ней, история родного города, его достопримечательностей (экскурсии по городу)

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Для родителей оформлен стенд, включающий информацию о народных и православных праздниках, их традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по духовно – нравственному развитию детей. Разработаны памятки на тему: «Правила уважения и почитания старших», «Правила вежливости». Совместные мероприятия детей и родителей: «День матери», «Рождество», «Пасха»

Проводилось анкетирование на тему: «Народные праздники в детском саду и дома»,

оформлен альбом «Наши праздники».

Анализ результативности опыта

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, я достигла следующих результатов:

Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, ответственность. Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Дети приобщаются к опыту православной культуры, знакомятся с формами традиционного семейного уклада, понимают своё место в семье и проявляют посильное участие в домашних делах.

Уже сейчас можно отметить положительную динамику в работе по просвещению родителей в вопросах духовно нравственного воспитания дошкольников: родители осознают, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь они, родители, главные ответственные за воспитание своих детей.

Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья детей, найти пути оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Мои воспитанники гордятся, что участвуют в разных мероприятиях ДОУ, группы, города и страны, испытывают радость от полученных результатов, и я в свою очередь понимаю, что затраченные усилия не прошли даром.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудоемкость опыта заключалась:

-Подборе методической литературы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

-Разработке критериев развития детей и уровня сформированности знаний по духовно – нравственному развитию детей.

-Вовлечении родителей к совместной работе по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

в:

Фото «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Инновационный педагогический опыт - фото
Инновационный педагогический опыт Духовно нравственное Воспитание детей Ведь детство период расцвета в жизни человека Дети очень чутко реагируют на каждое слово сказанное взрослыми Публикация Инновационный педагогический опыт Духовно нравственное воспитание дошкольников размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов Темочки Дети это наше отражение Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых Их поведение а так же их отношение к нему самому к его поступкам становится для малыша программой поведения По образцу данному взрослыми он строит отношения с людьми учится доброте товариществу и благородству патриотизму к Родине и родным истокам Духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека Актуальность и перспективность опыта Духовно нравственное воспитание детей на сегодняшний день является актуальной темой Актуальность диктуется теми противоречиями теми трудностями и даже кризисными явлениями которые сложились в обществе Перспектива в работе с детьми заключается в том чтобы сформировать чувство причастности к наследию прошлого Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало Бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом русской истории и культуре В народе всегда сильна была власть добра справедливости праведности нравственности Но в наши дни проблема духовно нравственного воспитания встала наиболее остро и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем Появление примеров безнравственного и аморального поведения проявляется и в литературе и в художественных фильмах на радио в журналах газетах Более глобально проникновение западных традиций обычаев праздников и других культурных ценностей Западные традиции расстраивают и разрушают сформированные за долгие времена отношения в русской семье делая ее не столь благоприятным условием развития и воспитания детей С древних времен жители Российского государства были известны своим гостеприимством радушием дружелюбием душевностью богатством нравственных качеств Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных учреждениях всеми эффективными способами
Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду №1. С января 2014 года введен Федеральный Государственный.

Доклад на педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Доклад на педсовет по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». Подготовила воспитатель Асадуллина Гузалия Мидехатовна «Мы.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. .

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство – силой  его  патриотизма.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ» Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Загрековой Юлии.

Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Родина, Отечество… В корнях этих слов.

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения» Духовно-нравственное воспитание личности - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованности.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей на примере положительных героев русских народных сказок» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей на примере положительных героев русских народных сказок». Цитата: «Представляется.

Выступление Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В России за последние годы произошли изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества. В последние годы Российская политика поднимает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Опубликовано: 6 ноября 2017 в 19:19
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД