Получи документы

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Александра Савинова
Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Савинова Александра Александровна.

Сайт воспитателя :

https://www.maam.ru/users/sahsa5

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста (средствами дидактических игр»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Публикация «Инновационный педагогический опыт работы воспитателя „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка дошкольника выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания[3,с. 14].Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Часто родители недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека и то чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. Поэтому, именно в раннем возрасте важно создать такие условия, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего интеллектуального и личностного развития ребенка.

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Своевременное сенсорное воспитание на этапе раннего возраста – определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень[14,с. 61].

Актуальность выбранной педагогической идеи определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для сенсорного развития детей дошкольного возраста.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить в периоде раннего детства следующие задачи в сенсорном воспитании для детей 2-3 лет :

• научиться выделять цвет,

• форму,

• величину как особые признаки предметов,

• накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты.

Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.

Новизна моей педагогической идеи заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Теоретическая база опыта.

Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы, которые не утратили своего значения до настоящего времени:

- наглядность в обучении;

- постепенность и последовательность обучения;

- принцип подражания и принцип упражнений.

В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф. Фребель создал знаменитые «дары» - пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.

Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.

Высоко ценила дидактическую игру Е. И. Тихеева – автор таких книг, как «Современный детский сад», «Родная речь и пути к ее развитию». Ею разработаны дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенного внимания, умение выделить в предмете общее и различия, восстановить недостающие части, нарушенный порядок.

В 20 веке проблемой сенсорного воспитания дошкольников занимались :

Н. Поддьяков, Т. С. Комарова, Л. Журова, В. Аванесова.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

В своей работе я использую :

Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. - 2006, С. 34-39.

Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе // Воспитатель

ДОУ 2008г №11 С. 51-59.

Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн. : БрГУ, 2007, 322с.

Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2009, 178с.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. - М., 2008,269с.

Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях // Воспитатель

ДОУ 2008г №1 С. 24-28.

Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. - М., 2008. - №11, С. 28-32.

Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе// Дошкольное воспитание. - М., 2007, 160с.

Тихеева Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. // Дошкольное воспитание. - М., 2006. - №10, С48-50.

Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А. М. Волумбаева. - М. : Издательский дом «Карапуз», 2009, 249с.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами : геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений [11 c. 72] : формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр:

• Игры - забавы

• Настольно – печатные

• Словесные

• Музыкальные

Обязательным элементом дидактическим игр является:

Отражение учебного материала

Выделение игровых задач

Наличие правил

Действия играющих

Подведение итогов игры

Классификация игр:

o Игры возникающие по инициативе младших дошкольников – самостоятельные : режиссерские.

o Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников – организованные игры.

o Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

Методика проведения дидактических игр в младшей группе.

o У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

o Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

o Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

o С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

o Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

o Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

o При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

o Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре :обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

o Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

o Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

o Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.

Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития детей раннего возраста.

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игрушек и всё же мы, педагоги создаём свои, которые не менее, а порой более любимы детьми.

В своей работе я использую большое количество дидактических игр, классифицируя их по степени развития того или иного свойства предмета

1. Игры на развитие тактильных ощущений : «Чудесный мешочек»; «Узнай фигуру»; «Найди пару»; «Что в мешочке?»;

Название игры Деятельность детей

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и

цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в

нужный предмет.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Что в мешочке»

Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по

мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

2. Игры на закрепление понятия величины: «Сравни по высоте»; «Длинная -короткая»; «Разложи по размеру»; «Пирамидка»;

Название игры

Деятельность детей

«Сравни предметы по высоте» Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий;

сравнить — что выше, что ниже.

«Самая длинная, самая короткая» Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

«Пирамидки»

Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Разложи по размеру»

Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др. ; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

3. Игры на закрепление цвета: «Неразлучные цвета»; «Какого цвета предмет»; «Какого цвета не стало?»;

Название игры

Деятельность детей

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько кружков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из кружков.

Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку,

огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

«Неразлучные цвета»

Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит : «Рябина», дети отвечают:

«Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.

4. Игры на закрепление понятия формы: «Из каких фигур состоит машина?»; «Найти предмет указанной формы»; «Какая фигура лишняя?»; «Найди предмет по образцу»;

Название игры Деятельность детей

«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., овал и предметы овальной формы (яйцо,

огурец, желудь и т. д.).

«Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип

исключения и принцип группировки.

5. Игры на развитие мелкой моторики рук : «Волшебные узоры»; «Здесь фасоль а там горошек».

Название игры Деятельность детей

«Здесь горошек, там фасоль».

Учить детей выбирать из смеси и рассортировывать в разные баночки горох и фасоль, развивать у детей координацию движений кистей рук, учить доводить начатое дело до конца.

«Волшебные узоры».

Показать ребенку способы рисования на манке, развивать

мелкую моторику, способствовать реализации творческих проявлений малышей, воспитывать интерес

к изобразительному творчеству.

Материал: поднос с бортиками, манная крупа.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями проблемного обучения:

• Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

• Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.

• Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.

Работа, проводимая мной по формированию сенсорного воспитания у детей 1 младшей группы

• Помогла познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;

• Научила детей различать цвета;

• Научила детей сравнивать предметы по величине;

• Способствовала развитию тактильного и зрительного восприятия.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

Сайт воспитателя : https://www.maam.ru/users/sahsa5

Публикации по теме:

Опыт работы воспитателя «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя МДОУ д\с «Сказка» Халиковой Л. Э. на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» младшего дошкольного.

Инновационный педагогический опыт «Организация музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста» Инновационный педагогический опыт ТЕМА: «Организация музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста» Насколько.

Опыт работы воспитателя «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Профессия воспитателя детского сада требует постоянного совершенствования педагогического мастерства. Совершенствование профессиональных.

Обобщение опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» "Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев. В дошкольной педагогике.

Опыт работы на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии.

Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Буратино» Опыт работы Тема: «Речевое развитие детей младшего.

Опыт работы «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» Районный конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» среди педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Педагогический опыт Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «ЦРР – Детский сад «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» Ныхриковой.

План работы по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности» СПМКДОУ д/с №7 (д/с 12) г. Алагир Галаова Залина Юрьевна (Ф. И. О. педагога) Первая квалификационная категория, стаж педагогической работы.

Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 13:32
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД