Александра Устинова
Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание младших дошкольников»
Инновационный педагогический опыт воспитателя
МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»
Лямбирского муниципального района РМ
Устиновой Александры Вячеславовны
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
1. Перспективность и актуальность педагогического опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Экологическое воспитание младших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Это работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвинутых принципов и приемов).
Новизной и отличительной особенностью опыта является :
формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе;
воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье;
повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.
Новизна опыта состоит в :
определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;
определении целей и результатов;
нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;
обогащении жизненного опыта;
связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;
пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
3. Наличие теоретической базы педагогического опыта.
Осуществляемая мной инновационная педагогическая деятельность, имеет достаточное теоретическое обоснование, опирающееся на труды таких авторов, как:
1. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] – СПб. : «Детство - Пресс», 2011. – 496 с.
3. Деркунская В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство». Учебно- метод. пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М. :ТЦ «Сфера», 2012. – 176 с.
4. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработка занятий /т. – сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. - 186.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 9 – 10.
6. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно – правовые документы, рекомендации / авт. – сост. М. С. Горбатова. – изд. 2 – е испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2011. – 413.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. / О. А. Соломенникова. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. С. 22 – 35.
8. Рахманова Н. П. Щетинина, В. В., Дыбина О. В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Методическое пособие. - М. : Творческий центр "Сфера", 2002 г.
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея инновационного опыта - формирование элементарных экологических представлений и освоение детьми правильного отношения к своему здоровью и чувства ответственности за него через создание оптимальных условий для физического, психического и познавательного развития.
Приоритетное направление – изучение степени сформированности у младшего дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.
В раннем дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. Исходя из этого, целью моей работы является воспитание физически крепкого и здорового, активного и любознательного ребенка.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Мной доказана оптимальность и эффективность выбранных средств. В результате оздоровительной работы в группе произошла интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что способствовало физическому и психическому сохранению и укреплению здоровья.
Так же разработаны и проведены серии занятий по экологическому воспитанию через опытно - экспериментальную деятельность.
Я считаю, что одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию, является осуществление проектной деятельности. В ходе работы были разработаны и реализованы проекты на тему: «Весна красна», «Волшебница Вода», «Тайны песка», «Паровозик из Ромашкино».
Особое внимание я отвела теме экологического просвещения родителей. Совместно с родителями в группе оборудован экологический центр, уголок экспериментирования. Так же были проведены консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, отражающие актуальные вопросы экологического воспитания ребёнка в ДОУ и семье. Кроме того, родители принимают участие в совместной деятельности по благоустройству участка группы.
Мной в достаточной степени обоснована позиция к использованию выдвигаемых идей. Предлагаемые принципы и приёмы соответствуют основным идеям ФГОС.
Для реализации поставленных задач я использовала в своей работе следующие методы исследования:
теоретические: изучение и анализ психолого - педагогической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;
эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом, тестирование детей.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе и обобщении исследований педагогов и психологов по проблеме экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Практическую значимость работы я вижу в способе положительного влияния на ребенка, в результате которой открывается возможность формирования его собственного жизненного опыта. Это метод организованного освоения ребенком окружающей среды.
6. Результативность опыта.
Результативность работы подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах контрольного обследования. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением опытно-экспериментальной деятельности, дала определённые положительные результаты.
Результаты мониторинга в группе раннего возраста показали, что в начале учебного года (2017- 2018) 60 % детей имели низкий уровень, у 22 % детей был средний и 18 % высокий уровень.
К концу учебного года (2017 – 2018) диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 42 %, средний уровень 58 % и низкий уровень составил 0 % детей.
Результаты диагностики позволяют говорить о целесообразности экологического воспитания младших дошкольников :
сформированы начальные представления об экологической культуре;
у детей сформировано начальное представление об осознанном правильном отношении к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы
у детей появилось желание обращаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.
7. Адресная направленность.
Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами, конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением элементов игры, развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на личном мини-сайте МААМ. ru.