Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения

Галина Варочкина
Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения

Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру. Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья.

Сегодня речь уже не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Важным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду.

Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. При этом многие воспитатели говорят, что убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно. Еще много лет назад, обращаясь к широкой общественности, известный педагог А. Аркин сказал, что «если родители не будут принимать участие в воспитании ребенка, то они могут с легкостью разрушить то, что стоит огромного труда и усилия воспитателей».

Стремление педагогов дошкольных учреждений к изменению формы общения педагогов и родителей, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит доверию, делает их настоящими партнерами.

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Традиционные формы работы с родителями не дают нужного эффекта. Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают свои цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы до сих пор. Однако при таких формах взаимодействия с родителями педагоги избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют в позиции судейской, а не партнерской. Все это отталкивает родителей. В результате семья и педагоги изолированы друг от друга. Наличие такого недостатка в работе с родителями требует не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм работы детского сада с семьей. Поэтому мы стали применять в своей работе с родителями нетрадиционные формы (родительские гостиные, дискуссии, Дни здоровья, Школы заботливых родителей и др., которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры - все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в отличной от семейной обстановки, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности.

Наш детский сад МДОУ № 7 - это единственное воспитательно-образовательное учреждение для детей со зрительной депривацией. В нашем городе нет центров здоровья, реабилитации, помощи семьям, отсутствуют консульт-пункты, нет специально организованных родительских групп для совместного решения общих проблем семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду.

Личностное благополучие ребенка с нарушением зрения определяется, прежде всего, успешным общением с близкими ему людьми, т. е. с родителями. Об этом мы часто забываем, акцентируя свое внимание на воспитании и обучении только самого ребенка. Нередко те или иные первичные отклонения или вторичные недостатки ребенка с нарушением зрения могут быть ослаблены или преодолены при помощи психолого-педагогической работы с его семьей.

Целью нашей работы является формирование взаимодействия с родителями детей, имеющих нарушение зрения, через новые формы сотрудничества.

Для реализации этой цели необходимо следующее:

создание условий благоприятного климата для взаимодействия с родителями;

- установление доверительных и партнерских отношений между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (ребенок-педагог- родитель)

- вовлечение семьи в жизнедеятельность группы

Таким образом, значительную часть воспитательного процесса мы организовываем

одновременно с детьми и родителями, а возникающие трудности решаем сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга. Это дает возможность объединить усилия для достижения определенных результатов.

Работу начали с исследования приемлемых для родителей форм взаимодействия, провели опрос-анкетирование. Результаты показали, что родители отдают предпочтение нетрадиционным формам сотрудничества:

- родительское собрание в форме посиделок, презентации, викторин;

- практические семинары по темам: закаливание детей дома, мастерим вместе с детьми;

- выпуск совместной газеты, фотовыставки;

- совместное проведение праздников, спартакиад, конкурсов: «Мама, папа, я - творческая семья», «Новогодний карнавал», «Мама, папа, я - спортивная семья», и др.

На основе ответов и пожеланий родителей составили перспективный план работы. Родители принимают непосредственное участие как в составлении плана, так и в обсуждении всех мероприятий, и являются активными участниками реализации совместных идей.

В нашей работе центральным звеном, объединяющим педагогов и родителей, является такая форма взаимодействия, как родительский клуб. Идея создания клуба единомышленников «ЗАДОРИНКА» была выдвинута родителями. Клуб является дополнительным компонентом всего воспитательного-образовательного процесса. Здесь родители и педагоги могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Родительский клуб работает по нескольким направлениям:

- информационно-аналитическое (социологические опросы);

- познавательное (семинары-практикумы, круглые столы, встречи со специалистами);

- наглядно-информационное (дни открытых дверей, фотовыставки, выпуск газеты

- досуговое (совместные праздники, походы, участие в выставках, конкурсах).

Главное в нашей работе то, что мы знакомим родителей с жизнью детского сада и группы, формируем правильное отношение в развитии и воспитании ребенка с нарушением прения, предлагаем обратить особое внимание на эту проблему и подтолкнуть родителей на конкретные действия.

Наша группа стала открыта для семьи. Общение педагогов, родителей и детей базируется на принципах добровольности, открытости, личной заинтересованности каждого, взаимопонимания, доверия. Это позволило нам выделить зри группы родителей. Родители- лидеры: активные участники воспитательно-образовательного процесса, заинтересованные в успешности и здоровье своих детей, Родители-исполнители: они заинтересованно принимают участие, но хотят решить проблемы с помощью специалистов или при условии значимой мотивации, Родители-наблюдатели: равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

По результатам первичной' диагностики (младший дошкольный возраст): Родители - лидеры 23%, Родители - исполнители 42%, Родители - наблюдатели 35%.

Можно сделать вывод, что достаточно большая часть родителей готовы к сотрудничеству, но при этом мало инициативны (42%, поэтому в работе с ними необходимо повышать мотивацию на совместную деятельность, это также необходимо с родителями- наблюдателями, которые занимают выжидательную позицию. Остальные родители всегда готовы к сотрудничеству и являются помощниками в реализации любых идей.

По результатам повторной диагностики (родители детей старшего дошкольного возраста): Родители - лидеры 35%, Родители - исполнители 48%, Родители - наблюдатели 17%.

Мы видим, что повысилось число родителей-лидеров на 12%, возросло число исполнителей на 6%, а родителей-наблюдателей уменьшилось на 18%, что говорит о положительной динамике во взаимодействии педагогов и родителей благодаря использованию нетрадиционных форм работы.

Работа в этом направлении ведется шестой год, и мы пришли к выводу, что нетрадиционные формы работы с родителями, позволяют учесть их актуальные потребности и потребности детей; способствуют формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, способствуют укреплению семьи, здоровья детей, передаче опыта в воспитании детей.

Литература:

1. Дешеулина, Р. П., Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей. М.: Творческий центр 2004.

2. Джемакулова, Б. А Новые формы сотрудничества с родителями//Справочник старшего воспитателя, 2007, № 6.

3. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М.: Творческий центр, 2007.

4. Кротова, Т. В. Взаимодействие с родителями воспитанников//Справочник старшего воспитателя. 2007, № 10.

5. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей - М.: Айрис, 2006

Публикации по теме:

3d ручка — инновационный подход в развитии мелкой моторики Речь-это не только средство общения, самопознания, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Качество связной речи.

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Интегрированное совместное с родителями занятие для детей с нарушением зрения в старшей группе «Осенняя мозаика»Интегрированное совместное с родителями занятие для детей с нарушением зрения в старшей группе «Осенняя мозаика» Цели: 1. Закрепить знания детей об изменениях, происходящих в природе в осенний период. 2. Познакомить с образованием числа 7 и цифрой.

Консультация для педагогов «Активные формы взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями» Выступление на педагогическом совете Консультация: «Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и родителей» Воспитатель: Я. Н. Каткова.

Профессиональная компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников. Задачи: 1. Уточнить.

Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зренияРазвитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения С помощью зрения человек постигает не только все многообразие, но и все многоцветие окружающей его действительности. Способность человека.

Рисование песком детей с нарушением зренияРисование песком детей с нарушением зрения Введение Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для.

Семинар-практикум для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Цель: способствовать преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями. Задачи: 1. Актуализировать существующие проблемы во.

Технологии развития зрительно-двигательной координации дошкольников с нарушением зрения в рамках сотрудничества с родителями "Современные технологии в развитии зрительно-двигательной координации дошкольников с нарушением зрения в рамках сотрудничества с родителями".

Тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Одной из актуальных проблем в современной дошкольной.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения
Опубликовано: 21 января 2018 в 08:46
+134Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи в...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Что нам осень принесла? » Программные...
Конспект ООД с использованием нетрадиционной техники рисования «Яблоня с яблоками» с...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми общеразвивающей направленности 5-6 лет...
Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...