Получи документы

Интеграция и социализация детей с нарушением зрения в условиях детского сада

Альфия Воробей
Интеграция и социализация детей с нарушением зрения в условиях детского сада

Интеграция и социализация детей с нарушением зрения

в условиях детского сада

Опыт работы Воробей Альфии Галимзяновны педагога-психолога

МБДОУ детский сад №89 «Крепыш», город Сургут

Не в силах разрешить судьбу больных детей,

Но помощь оказать великую ты можешь,

Твори же ты добро, и время не жалей,

Публикация «Интеграция и социализация детей с нарушением зрения в условиях детского сада» размещена в разделах

Кому-то обязательно поможешь!

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всех наших граждан.

В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с нарушением зрения и, их интеграции, в среду детского коллектива ДОУ. При интенсивной реабилитации через несколько лет ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Формирование личности у детей-инвалидов, особенно слабослышащих детей происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности. Несмотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки для развития творческих способностей, им намного труднее реализовывать свои возможности, чем другим детям. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром.

Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется.

В тоже время, появление в семье ребенка-инвалида деформирует семью. Трудности, которые испытывают родители такого ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупики. Изменения, имеющие место в семьях данной категории, по мнению А. С. Петрошкина профессора кафедры ПиП СурГу, проявляются на трех уровнях:

1. Психологический.

2. Социальный

3. Соматический.

Среди дошкольников после кохлеарной имплантации большинство имеют различные нарушения в психике и поведении, в связи с чем, постоянно нуждаются во внимании родителей, тем не менее, далеко не во всех семьях понимают необходимость не только ухода за ребенком, но и воспитание его как личности, способной нормально взаимодействовать с окружающими людьми и трудиться.

Н. Н. Малофеев и А. А. Дмитриев утверждают, что основной причиной изолированности детей инвалидов от общества являются их же родители, которые переживая за исход общения со сверстниками, ограничивают социальные контакты своих детей. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и неразрешимости проблем обучения ребенка-инвалида в общеразвивающем ДОУ.

В таких ситуациях разные сообщества или организации могут оказать помощь родителям в решении проблем, связанных с интеграцией детей в дошкольном учреждении.

Таким образом, встает вопрос о поддержки и помощи психолога, не только детям данной категории, но в том числе и их родителям, так как детям очень важно интегрироваться и адаптироваться в ДОУ. Родителям требуется помощь в психолого-педагогическом просвещении и общении с собственными детьми, педагогам психологическая помощь для снятия эмоционального стресса. Только компетентный подход к проблеме и привлечение всех участников образовательного процесса помогает вовремя проводить профилактику соответствующих нарушений.

Был разработан проект программы, нацеленный на интеграцию и социализацию детей с нарушением зрения и оказание помощи родителям данной категории детей.

Проект включает следующие этапы работы:

I этап – организационно-подготовительный – сентябрь – октябрь 2016г.

• Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).

• Познакомиться с передовым опытом педагогов-новаторов в направлении инклюзивного образования, выбор методик.

• Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом.

• Пополнить предметно-развивающую среду для развития социализирующего пространства участников проекта инклюзивного образования.

• Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.

• Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.

II этап – организационно-практический – ноябрь 2016 – май 2017 г.

• Провести анкетирование родителей в экспериментальной и контрольной группах.

• Провести мониторинг социально – личностного развития и эмоциональной зрелости потенциальных участников группы.

• Организовать комплексный и системный подход в достижении поставленной цели.

• Разработать тематическое перспективное планирование по работе с отобранным контингентом участников проекта.

Подготовить практический материал по реализации проекта:

- реализация психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста и их родителей в рамках инклюзивного образования, наработка методических и дидактических материалов для программы, систематизация отдельных методик, технологий и средств коррекции и развития.

- создание основ Сообщества «Я вижу МИР» как среды реабилитации и интеграции детей-инвалидов и их семей.

III этап– основной (содержательный) – сентябрь 2017 г. – май 2018г.

Диагностический компонент:

Внедренческий компонент:

• Провести анкетирование среди родителей контрольной и экспериментальной групп по вопросам готовности к совместному пребыванию в среду здоровых сверстников.

• Провести обследование воспитанников инклюзивного образования на предмет эмоционального благополучия в среде сверстников.

• Помочь детям-инвалидам в адаптации в ДОУ.

• Вести подготовку участников проекта (педагоги, дети, через беседы на предмет толерантности.

• Подведение результатов реализации проекта и дальнейшее планирование деятельности, анализ эффективности работы, разработка методических рекомендаций, буклетов, подготовка презентации проекта. В проекте коррекционно-развивающей деятельности представлены характеристики дошкольников с глубоким нарушением зрения, основные направления деятельности, календарное планирование.

IV – аналитический - апрель - май 2018 г.

• Сравнить полученный результат с ожидаемым. Анализ эффективности работы.

• Обобщить итоги работы с инклюзивными детьми и их родителями.

• На основании полученных результатов подготовить опыт к опубликованию и внедрению в систему дошкольного образования на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

Реализация проекта сопровождалась использованием различных форм и методов взаимодействия с участниками образовательного процесса: сказкотерапия, игротерапия, релаксация, живая песочная терапия, психогимнастика, арт-терапия.

Основными достижениями психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения является :

I. 1) создание условий для развития речевых и коммуникативных навыков в разных ситуациях – взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей;

2) появление у ребенка положительного опыта общения;

3) появление у ребенка и семьи возможности получать регулярную помощь психолога адекватными методами;

4) ну и, наверное, самая важная составляющая методов работы в проекте - это ВОЗМОЖНОСТЬ видеть и общаться с речью.

II. 1) возможностью объяснить родителям, ЧТО и ЗАЧЕМ надо делать;

2) показать родителям КАК это делать;

3) Сделать это ВМЕСТЕ с родителями;

4) дать возможность родителям САМОСТОЯТЕЛЬНО СДЕЛАТЬ ЭТО с ребенком под своим наблюдением, чтобы проконтролировать правильно ли они это делают, исправить ошибки.

Благодаря действию Сообщества удалось достичь определенных результатов в сфере организации процесса абилитации и социализации детей-инвалидов. Среди наиболее значимых результатов реализации проекта являются:

повышение уровня профессиональной подготовки специалистов сообщества, в том числе, самооценка творческого потенциала. Данная работа осуществлялась на основе теста Никишиной И. В. «Какой ваш творческий потенциал?». Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов показывает, что возросло число педагогов, отметивших рост своего творческого потенциала. Полученные результаты демонстрируют, что повысилась мотивация обеспечивающая потребность в самосовершенствовании профессиональном развитии, что обеспечило эффективность результатов коррекционно-развивающей работы. Для достижения достаточно позитивных результатов была проведена целенаправленная и планомерная работа психолога, направленная на повышение компетентности педагогических кадров, конечно в том числе работающих в группе компенсирующей направленности, что, безусловно, будет способствовать повышению качества услуг, предоставляемых участникам детско-родительского взаимодействия.

увеличение числа детей - более чем на 30%, и их родителей, не только посещающих дошкольное учреждение получивших услуги в Сообществе «Я вижу МИР», но и за его пределами.

создание системы точечного погружения родителей в процесс инклюзивного образования. Родители были включены в каждый этап коррекционно-развивающей направленности в качестве активных участников, путем внедрения инновационных форм семейно-организованного сопровождения, в основание легло семейное консультирование, семейно-ориентированная психокоррекция, именно эти формы работы позволили родителям более безболезненно войти в инклюзивное образовательное пространство, сформировать духовно-нравственное осмысление, социальную компетентность всех участников образовательного процесса. На мой взгляд включение семьи в поле коррекционного взаимодействия считается основным стабилизирующим фактором, обеспечивающим комплексную психолого-педагогическую помощь такой семье.

Данный проект имеет достаточно высокий уровень теоретической и практической значимости. Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность психолога, является одним из средств воспитательно – образовательной деятельности ДОУ. Кроме того, проект повторяет и может быть реализован в любом образовательном учреждении, имеющего детей с ОВЗ. В данной работе намечен ряд векторов дальнейших исследований методологического и методического характера, связанного с деятельностью психолога.

Универсальность предложенного проекта определяется возможность его внедрения в деятельность психологов.

Реализуя систему психолого-педагогических мероприятий можно успешно решать задачи социального, познавательно-речевого развития детей, а также по укреплению их психосоматического здоровья. В настоящее время проект «Я вижу МИР» дополняется и обновляется (фотоматериалы, памятки и буклеты, диагностическая деятельность, оформление информационных стендов для родителей) и является итоговым и в работе с нарушением зрения.

Литература:

1. Алексеев Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Тюменнаучцентр СО РАН, Обл. ин-т повышения квалификации педкадров. – Тюмень, Челябинск: Факел. – 1995, 174 с.

2. Акимова Н. К., Козлова В. И. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М. : Знание, 1992. – 80 с.

3. Базарный В. Ф. Зрение у детей – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1991. – 52 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.

5. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика – М. : Аграф, 1996. – 160 с.

6. Гарбузов В. И. Нервные дети. – М., 1990. – 173 с.

7. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М. И. Земцовой,

8. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. – М., 1998. – 29 с.

9. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 3-11.

10. «Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением» (из опыта работы) под ред. Плаксиной Л. И. / М. : «Город», 1998 г.

11. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения» под ред. Земцовой М. И. / М. : «Просвещение», 1978г.

Публикации по теме:

Речевое развитие детей 3–4 лет в условиях семьи и детского сада (младшая группа) Форма проведения: педагогическая гостиная Дата проведения: Февраль 2019 года. Время проведения: 17 ч. 15 мин. Участники: родители младшей.

Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада. 1. Задачи логопедической работы Одним из первых и существенно.

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского садаГендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Актуальность проекта Социальные изменения, происходящие в современном обществе, разрушают представления о различии мужского и женского пола.

Консультация для родителей «Оздоровление детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада» Сохранение и укрепление здоровья детей - главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-оздоровитетельной.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д. ,.

Организация работы с родителями детей с нарушениями речи в условиях детского сада В настоящее время все чаще наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Поэтому перед педагогами, работающими.

План по самообразованию «Гендерное воспитание детей в условиях детского сада» Актуальность темы Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения,.

Презентация к районному МО на уровне детского сада «Межпредметна интеграция в образовательной деятельности» Доброго времени суток уважаемые друзья, голлеги! Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию презентацию на тему "Межпредметная интеграция.

Родительское собрание «Развитие речи детей 4–5 лет в условиях семьи и детского сада»Родительское собрание «Развитие речи детей 4–5 лет в условиях семьи и детского сада» Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Задачи: 1. Расширить знания родителей о возрастных.

Социализация детей с нарушением зрения посредством музейной педагогики Социализация детей с нарушением зрения по средствам музейной педагогики. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция и социализация детей с нарушением зрения в условиях детского сада
Опубликовано: 7 октября 2019 в 15:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД