Интеграция и социализация детей с нарушением зрения в условиях детского сада

Альфия Воробей
Интеграция и социализация детей с нарушением зрения в условиях детского сада

Интеграция и социализация детей с нарушением зрения

в условиях детского сада

Опыт работы Воробей Альфии Галимзяновны педагога-психолога

МБДОУ детский сад №89 «Крепыш», город Сургут

Не в силах разрешить судьбу больных детей,

Но помощь оказать великую ты можешь,

Твори же ты добро, и время не жалей,

Кому-то обязательно поможешь!

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всех наших граждан.

В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с нарушением зрения и, их интеграции, в среду детского коллектива ДОУ. При интенсивной реабилитации через несколько лет ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Формирование личности у детей-инвалидов, особенно слабослышащих детей происходит в условиях ограниченного жизненного пространства и коммуникативности. Несмотря на то, что инвалиды с детства, как правило, обладают высокой внутренней восприимчивостью мироощущений и развитым самоанализом, дающими предпосылки для развития творческих способностей, им намного труднее реализовывать свои возможности, чем другим детям. Отсутствие условий, при которых возникают и развиваются способности, целеустремленность, активность и жизнестойкость, влияет на формирование навыков самостоятельности, адекватных взаимоотношений с окружающими, без которых невозможно гармоничное взаимодействие внешней среды обитания с внутренним миром.

Это вызывает неуверенность в себе, комплекс неполноценности, ориентирует на потребительское сознание, то есть ведет к синдрому социального инфантилизма. В результате – потенциал личности теряется.

В тоже время, появление в семье ребенка-инвалида деформирует семью. Трудности, которые испытывают родители такого ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать, как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупики. Изменения, имеющие место в семьях данной категории, по мнению А. С. Петрошкина профессора кафедры ПиП СурГу,проявляются на трех уровнях:

1. Психологический.

2. Социальный

3. Соматический.

Среди дошкольников после кохлеарной имплантации большинство имеют различные нарушения в психике и поведении, в связи с чем, постоянно нуждаются во внимании родителей, тем не менее, далеко не во всех семьях понимают необходимость не только ухода за ребенком, но и воспитание его как личности, способной нормально взаимодействовать с окружающими людьми и трудиться.

Н. Н. Малофеев и А. А. Дмитриев утверждают, что основной причиной изолированности детей инвалидов от общества являются их же родители, которые переживая за исход общения со сверстниками, ограничивают социальные контакты своих детей. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и неразрешимости проблем обучения ребенка-инвалида в общеразвивающем ДОУ.

В таких ситуациях разные сообщества или организации могут оказать помощь родителям в решении проблем, связанных с интеграцией детей в дошкольном учреждении.

Таким образом, встает вопрос о поддержки и помощи психолога, не только детям данной категории, но в том числе и их родителям, так как детям очень важно интегрироваться и адаптироваться в ДОУ. Родителям требуется помощь в психолого-педагогическом просвещении и общении с собственными детьми, педагогам психологическая помощь для снятия эмоционального стресса. Только компетентный подход к проблеме и привлечение всех участников образовательного процесса помогает вовремя проводить профилактику соответствующих нарушений.

Был разработан проект программы, нацеленный на интеграцию и социализацию детей с нарушением зрения и оказание помощи родителям данной категории детей.

Проект включает следующие этапы работы:

I этап – организационно-подготовительный – сентябрь – октябрь 2016г.

• Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).

• Познакомиться с передовым опытом педагогов-новаторов в направлении инклюзивного образования, выбор методик.

• Поиск инновационных форм, методов и способов по работе с вышеуказанным контингентом.

• Пополнить предметно-развивающую среду для развития социализирующего пространства участников проекта инклюзивного образования.

• Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.

• Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.

II этап – организационно-практический – ноябрь 2016 – май 2017 г.

• Провести анкетирование родителей в экспериментальной и контрольной группах.

• Провести мониторинг социально – личностного развития и эмоциональной зрелости потенциальных участников группы.

• Организовать комплексный и системный подход в достижении поставленной цели.

• Разработать тематическое перспективное планирование по работе с отобранным контингентом участников проекта.

Подготовить практический материал по реализации проекта:

- реализация психолого - педагогического сопровождения детей дошкольного возраста и их родителей в рамках инклюзивного образования, наработка методических и дидактических материалов для программы, систематизация отдельных методик, технологий и средств коррекции и развития.

- создание основ Сообщества «Я вижу МИР» как среды реабилитации и интеграции детей-инвалидов и их семей.

III этап– основной (содержательный) – сентябрь 2017 г. – май 2018г.

Диагностический компонент:

Внедренческий компонент:

• Провести анкетирование среди родителей контрольной и экспериментальной групп по вопросам готовности к совместному пребыванию в среду здоровых сверстников.

• Провести обследование воспитанников инклюзивного образования на предмет эмоционального благополучия в среде сверстников.

• Помочь детям-инвалидам в адаптации в ДОУ.

• Вести подготовку участников проекта (педагоги, дети, через беседы на предмет толерантности.

• Подведение результатов реализации проекта и дальнейшее планирование деятельности, анализ эффективности работы, разработка методических рекомендаций, буклетов, подготовка презентации проекта. В проекте коррекционно-развивающей деятельности представлены характеристики дошкольников с глубоким нарушением зрения, основные направления деятельности, календарное планирование.

IV – аналитический - апрель - май 2018 г.

• Сравнить полученный результат с ожидаемым. Анализ эффективности работы.

• Обобщить итоги работы с инклюзивными детьми и их родителями.

• На основании полученных результатов подготовить опыт к опубликованию и внедрению в систему дошкольного образования на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

Реализация проекта сопровождалась использованием различных форм и методов взаимодействия с участниками образовательного процесса: сказкотерапия, игротерапия, релаксация, живая песочная терапия, психогимнастика, арт-терапия.

Основными достижениями психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения является:

I. 1) создание условий для развития речевых и коммуникативных навыков в разных ситуациях – взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей;

2) появление у ребенка положительного опыта общения;

3) появление у ребенка и семьи возможности получать регулярную помощь психолога адекватными методами;

4) ну и, наверное, самая важная составляющая методов работы в проекте - это ВОЗМОЖНОСТЬ видеть и общаться с речью.

II. 1) возможностью объяснить родителям, ЧТО и ЗАЧЕМ надо делать;

2) показать родителям КАК это делать;

3) Сделать это ВМЕСТЕ с родителями;

4) дать возможность родителям САМОСТОЯТЕЛЬНО СДЕЛАТЬ ЭТО с ребенком под своим наблюдением, чтобы проконтролировать правильно ли они это делают, исправить ошибки.

Благодаря действию Сообщества удалось достичь определенных результатов в сфере организации процесса абилитации и социализации детей-инвалидов.Среди наиболее значимых результатов реализации проекта являются:

повышение уровня профессиональной подготовки специалистов сообщества, в том числе, самооценка творческого потенциала. Данная работа осуществлялась на основе теста Никишиной И. В. «Какой ваш творческий потенциал?». Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов показывает, что возросло число педагогов, отметивших рост своего творческого потенциала. Полученные результаты демонстрируют, что повысилась мотивация обеспечивающая потребность в самосовершенствовании профессиональном развитии, что обеспечило эффективность результатов коррекционно-развивающей работы. Для достижения достаточно позитивных результатов была проведена целенаправленная и планомерная работа психолога, направленная на повышение компетентности педагогических кадров, конечно в том числе работающих в группе компенсирующей направленности, что, безусловно, будет способствовать повышению качества услуг, предоставляемых участникам детско-родительского взаимодействия.

увеличение числа детей - более чем на 30%, и их родителей, не только посещающих дошкольное учреждение получивших услуги в Сообществе «Я вижу МИР», но и за его пределами.

создание системы точечного погружения родителей в процесс инклюзивного образования. Родители были включены в каждый этап коррекционно-развивающей направленности в качестве активных участников, путем внедрения инновационных форм семейно-организованного сопровождения, в основание легло семейное консультирование, семейно-ориентированная психокоррекция, именно эти формы работы позволили родителям более безболезненно войти в инклюзивное образовательное пространство, сформировать духовно-нравственное осмысление, социальную компетентность всех участников образовательного процесса. На мой взгляд включение семьи в поле коррекционного взаимодействия считается основным стабилизирующим фактором, обеспечивающим комплексную психолого-педагогическую помощь такой семье.

Данный проект имеет достаточно высокий уровень теоретической и практической значимости. Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность психолога, является одним из средств воспитательно – образовательной деятельности ДОУ. Кроме того, проект повторяет и может быть реализован в любом образовательном учреждении, имеющего детей с ОВЗ. В данной работе намечен ряд векторов дальнейших исследований методологического и методического характера, связанного с деятельностью психолога.

Универсальность предложенного проекта определяется возможность его внедрения в деятельность психологов.

Реализуя систему психолого-педагогических мероприятий можно успешно решать задачи социального, познавательно-речевого развития детей, а также по укреплению их психосоматического здоровья. В настоящее время проект «Я вижу МИР» дополняется и обновляется (фотоматериалы, памятки и буклеты, диагностическая деятельность, оформление информационных стендов для родителей) и является итоговым и в работе с нарушением зрения.

Литература:

1. Алексеев Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Тюменнаучцентр СО РАН, Обл. ин-т повышения квалификации педкадров. – Тюмень,Челябинск: Факел. – 1995, 174 с.

2. Акимова Н. К., Козлова В. И. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992. – 80 с.

3. Базарный В. Ф. Зрение у детей – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. – 52 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

5. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика – М.: Аграф, 1996. – 160 с.

6. Гарбузов В. И. Нервные дети. – М., 1990. – 173 с.

7. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М. И. Земцовой,

8. Малофеев Н. Н.Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. – М., 1998. – 29 с.

9. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 3-11.

10. «Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением» (из опыта работы) под ред. Плаксиной Л. И. / М.: «Город», 1998 г.

11. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения» под ред. Земцовой М. И. / М.: «Просвещение», 1978г.

Публикации по теме:

Речевое развитие детей 3–4 лет в условиях семьи и детского сада (младшая группа) Форма проведения: педагогическая гостиная Дата проведения: Февраль 2019 года. Время проведения: 17 ч. 15 мин. Участники: родители младшей.

Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада Формирование речи у детей с моторной алалией в условиях специального детского сада. 1. Задачи логопедической работы Одним из первых и существенно.

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского садаГендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Актуальность проекта Социальные изменения, происходящие в современном обществе, разрушают представления о различии мужского и женского пола.

Консультация для родителей «Оздоровление детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада» Сохранение и укрепление здоровья детей - главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-оздоровитетельной.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д. ,.

Организация работы с родителями детей с нарушениями речи в условиях детского сада В настоящее время все чаще наблюдается увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями. Поэтому перед педагогами, работающими.

План по самообразованию «Гендерное воспитание детей в условиях детского сада» Актуальность темы Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения,.

Презентация к районному МО на уровне детского сада «Межпредметна интеграция в образовательной деятельности» Доброго времени суток уважаемые друзья, голлеги! Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию презентацию на тему "Межпредметная интеграция.

Родительское собрание «Развитие речи детей 4–5 лет в условиях семьи и детского сада»Родительское собрание «Развитие речи детей 4–5 лет в условиях семьи и детского сада» Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Задачи: 1. Расширить знания родителей о возрастных.

Социализация детей с нарушением зрения посредством музейной педагогики Социализация детей с нарушением зрения по средствам музейной педагогики. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Интеграция и социализация детей с нарушением зрения в условиях детского сада
Опубликовано: 7 октября 2019 в 15:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки