МААМ-картинки

Интеграция литературного образования дошкольников с другими образовательными областями и видами детской деятельности

Оксана
Интеграция литературного образования дошкольников с другими образовательными областями и видами детской деятельности

Интеграция литературного образования дошкольников с другими образовательными областями и видами детской деятельности

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.

Публикация «Интеграция литературного образования дошкольников с другими образовательными областями и видами детской деятельности» размещена в разделах

Интеграция в образовании – это не мода, а необходимость для подготовки качественных специалистов для любой сферы человеческой деятельности. Ещё В. И. Вернадский говорил о том, что рост количества и качества знаний будет способствовать стиранию границ между различными направлениями науки. И люди в последующем будут специализироваться на конкретных проблемах. Технология интеграции в образовании предусматривает объединение отдельных частей науки в целостный комплекс. Причем это не просто механическое соединение различных знаний, а применение подхода, при котором они являются взаимосвязанными, и при решении определённых проблем человек может действовать систематически. Понятие интеграции в образовании довольно расплывчато. Это связано с разнообразием видов.

Особое место в литературном образовании занимает художественная литература, оказывающая огромное влияние на интеллектуальное, нравственно-эстетическое, речевое развитие. Поэтому в практике работы с дошкольниками художественное произведение зачастую рассматривается как средство в ущерб его самоценности. Читать детям рекомендуется ежедневно. Репертуарные списки обновлены и значительно расширены, включают произведения, художественная ценность которых не вызывает сомнений. При необходимости педагоги дополняют списки литературой, содержащейся в классических хрестоматиях для детей дошкольного возраста. Знакомят дошкольников с лучшими детскими фольклорными произведениями родного края (региона, области, района).

Детям читают и заучивают наизусть произведения из сборников местных писателей и поэтов: И. В. Беляков «Мы живем среди полей», «Вертишейка», «Гори, гори, солнышко»; В. Б. Бакалдин «Стихи о хлебе», «Русский порт Новороссийск», Т. Д. Голуб «Хлебное дерево», В. Д. Нестеренко «Веснушки», «О чем мечтают зерна»; И. И. Варава «Три ветра и яблонька» и др. С детьми разучивают кубанские пословицы и поговорки.

Именно в литературном образовании происходит наибольшая интеграция с другими образовательными областями и видами детской деятельности.

Интеграция образовательных областей проявляется и в том, что большинство из перечисленных умений решаются и другими образовательными областями. Так, умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью связаны с образовательной задачей социализации ребенка (его вхождением в мир социальных отношений людей, постижением им нравственных основ жизни). Именно с помощью литературных произведений ребенок может понять разные эмоциональные состояния человека. Литературное произведение здесь способствует развитию чувственно-эмоциональной сферы ребенка, его умению сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Умения, связанные с осмыслением содержания произведения решаются в области познавательно-речевого и коммуникативного развития ребенка: беседы по прочитанным произведениям способствуют развитию свободного общения ребенка со взрослыми и другими детьми по поводу произведения, практическому овладению нормами русской речи, а также формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит под влиянием художественной литературы : стремление дошкольников под влиянием литературных произведений к сочинительству собственных сюжетов, рифмовке слов может стать их первым самостоятельным творческим опытам.

Рассмотрим интеграцию литературного образования с некоторыми другими образовательными областями более подробно.

Образовательные области :

1. Физическая культура.

Задачи:

1. Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок.

2. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей.

3. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.

4. Учить самостоятельно организовывать и придумывать варианты игр, собственные игры.

Совместная деятельность с педагогом :

- Подбор иллюстраций о спорте. Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок.

- Подвижные игры.

- Физкультурные досуги.

- Заучивание.

Самостоятельная деятельность детей :

- Рассматривание иллюстраций и книг.

Совместная деятельность с семьей :

- Изучение справочной литературы о спорте, физической культуре.

- Объяснение.

- Игры.

2. Здоровье.

Задачи:

1. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания.

2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.

3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения.

Совместная деятельность с педагогом :

- Чтение стихов, сказок, рассказов о пользе еды, спорта, соблюдения чистоты.

- Рассказывание.

- Напоминание.

- Игры.

- Беседы.

Самостоятельная деятельность детей :

- Самообслуживание.

- Рассматривание иллюстраций.

- Творческие задания.

Совместная деятельность с семьей :

- Личный пример.

- Беседы.

- Тренинги.

- Ситуативное обучение

3. Социализация.

Задачи:

1. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации.

2. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование.

3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.

4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

5. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев.

6. Участвовать в драматизации знакомых произведений.

Совместная деятельность с педагогом :

- Рассказывание иллюстраций.

- Чтение.

- Творческие задания.

- Ситуативное обучение.

- Праздники.

- Заучивание.

Самостоятельная деятельность детей :

- Игры.

- Досуги.

- Продуктивная деятельность.

- Рассматривание иллюстраций.

Совместная деятельность с семьей :

- Посещение театра.

- Беседы.

- Рассказы.

- Чтение.

- Прослушивание аудиозаписей

4. Безопасность.

Задачи:

1. Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.

2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города.

3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т. п.).

Совместная деятельность с педагогом :

- Знакомство с правилами поведения на улице, дома, в природе и т. д.

- Досуги.

- Праздники.

- Обучение.

- Чтение.

- Игры.

- Рассказывание.

- Заучивание.

- Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей :

- Игра.

- Рассматривание иллюстраций.

Совместная деятельность с семьей :

- Беседы.

- Игры.

- Объяснения.

- Личный пример.

5. Труд.

Задачи:

1. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.

2. Воспитывать заботливое отношение к животным.

3. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.

4. Знакомство с трудом взрослых (профессии).

Совместная деятельность с педагогом :

- Беседы.

- Чтение художественной литературы о труде, профессиях.

- Экскурсии.

- Досуги.

- Напоминания.

- Упражнения.

- Литературные викторины.

Самостоятельная деятельность детей :

- Рассматривание.

- Наблюдение.

- Рассказ.

Совместная деятельность с семьей :

- Наблюдения за трудом взрослых.

- Личный пример.

- Ситуативное обучение.

- Поручения

6. Познание.

Задачи:

1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.

2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.

3. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях.

4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений.

5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра.

Совместная деятельность с педагогом :

- Чтение художественной и познавательной литературы.

- Рассказ.

- Обучение.

- Экскурсии.

- Заучивание.

- Объяснения.

- Творческие задания.

Самостоятельная деятельность детей :

- Рассматривание иллюстраций.

- Игры.

- Продуктивная деятельность.

- Настольно-печатные игры.

Совместная деятельность с семьей :

- Посещение театров, музеев, выставок.

- Упражнения.

- Объяснения.

- Творческие задания.

- Рассказы

7. Коммуникация.

Задачи:

1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве.

2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения.

3. Формировать образность речи : чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.

5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

Совместная деятельность с педагогом :

- Развитие диалогической речи.

- Беседы.

- Чтение.

- Рассказывание.

- Пересказ.

- Литературные праздники.

- Досуги.

- Презентации проектов.

- Ситуативное общение.

Самостоятельная деятельность детей :

- Игры.

- Дидактические игры.

- Театр.

- Праздники.

- Беседы.

- Театр.

Совместная деятельность с семьей :

- Беседы.

- Игры.

- Творческие игры.

- Экскурсии

8. Художественное творчество.

Задачи:

1. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу.

2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора.

3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.

5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке.

6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность.

Совместная деятельность с педагогом :

- Творческие игры.

- Театр.

- Заучивание.

- Чтение.

- Объяснения.

Самостоятельная деятельность детей :

- Пересказ.

- Драматизация.

- Рассматривание иллюстраций.

- Продуктивная деятельность.

- Игры.

Совместная деятельность с семьей :

- Творческие задания.

- Чтение.

- Игры.

- Посещение музеев, выставок, галерей.

- Продуктивная деятельность

9. Музыка.

Задачи:

1. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи.

2. Развитие образности речи.

3. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа.

4. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

Совместная деятельность с педагогом :

- Показ.

- Объяснение.

- Рассказывание.

- Игры.

- Праздники.

- Досуги.

- Театр.

- Заучивание.

- Чтение.

Самостоятельная деятельность детей :

- Разучивание песен.

- Просмотр концертов.

- Игры.

Совместная деятельность с семьей :

- Посещение театров, концертов.

- Разучивание и исполнение песен.

- Организация концертов [53].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что литературное образование очень тесно взаимодействует со всеми образовательными областями и содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей решается интегрировано с использованием различных форм и методов как в самостоятельной деятельности, так и в совместной деятельности с педагогами и семьей.

Публикации по теме:

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.

Фотоотчет о проектной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с видами спорта» Актуальность. В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Исследовательский проект «История образования Детской школы искусств» Аннотация проекта В основу работы над данным проектом было положено определение Детская школа искусств помнит много событий, много поколений.

Консультация «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования — детский сад»Консультация «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования — детский сад» Консультация для педагогов и родителей «В развитии детской одаренности разумно использовать первую ступень образования детский сад – или.

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с разными видами спорта» Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сятра-Хочехматский.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция литературного образования дошкольников с другими образовательными областями и видами детской деятельности
Опубликовано: 19 марта 2022 в 04:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД