Использование песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду

Елена Андронова
Использование песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу, необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах и используя различные методы и приемы.

В дополнении к традиционным методам коррекции речевых нарушений, все больше используются нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы- это коррекционная работа направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы-это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей.

Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

На сегодняшний день к методам нетрадиционного воздействия,

относятся:

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.

Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.

Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.

Нетрадиционные методы направлены на регуляцию эмоционально-волевой сферы ребенка, понимание ребенком своих переживаний, поиск способов их преодоления. Данные методы способствуют развитию коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы учителя-логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал. Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Эффективность нетрадиционных методов тем выше, чем раньше начата их реализация.

Эффективность нетрадиционных методов определяется:

- необычностью замысла, организации проведения занятий,

- заинтересованностью детей,

- развитием их творческой самостоятельности,

- созданием благоприятного климата на занятиях,

- ориентировкой детей на коммуникацию.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,

- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика - это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь.

ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?

Как правило, первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит…

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.

Песок обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:

песок — очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;

песок — демократичный материал, ведь позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать;

песок — природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, дает ощущение творца;

песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;

песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях,

песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость;

«Песочная терапия» — одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Игры с песком бывают:

• Обучающие- обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.

• Познавательные- дают возможность узнать о многообразии окружающего мира.

• Проективные- открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.

Игры с песком:

• Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

• Снимают мышечную напряженность;

• Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

• Способствуют расширению словарного запаса;

• Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

• Позволяют развивать фонематических слух и восприятие;

• Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

• Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;

• Повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Дети с интересом рисуют на песке – животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.

Использование песочной терапии на логопедических занятиях помогает в работе с любыми темами, например:

- игры на развитие фонематического слуха,

-коррекции звукопроизношения,

-по развитию связной речи,

-по развитию грамматического строя речи,

-во время обучения чтению и письму,

-во время работы над разнообразными понятиями (овощи, мебель, посуда и др.).

В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

Примеры логопедических игр-заданий с использованием песочной терапии.

1. Выполнение артикуляционных упражнений

2. Автоматизация звуков

3. Развитие мелкой моторики

4. Развитие фонематического слуха

5. Обучение грамоте и письму

6. Развитие связной речи

Кинетический песок-это совершенно инновационный и необычный материал. Он похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Кинетический песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках.

Плюсы кинетического песка:

• состоит на 98% из чистого кварцевого песка и 2% нетоксичного связующего агента;

• он никогда не сохнет, легко собирается с поверхности;

• оставляет все поверхности совершенно чистыми;

• является неблагоприятной средой для размножения бактерий;

• не вызывает аллергии, обладает свойствами антибактериального материала;

• предназначен для детей старше 3 лет;

• неприхотлив в хранении.

Для игры с кинетическим песком не требуются инструкции и руководства. С ним интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Живой кинетический песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. Также он прекрасно снимает стресс и обладает терапевтическим эффектом. Помогает ребенку концентрироваться, быть сдержанным и спокойным.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них впервые знакомятся с кинетическим песком, впервые рисуют на песке, который подсвечивается снизу, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;

- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждую упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.

Публикации по теме:

Проект «Оздоровление детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с использованием нетрадиционных форм и методов» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №19 города Крымска муниципального.

Игры для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста Исследования показывают что, дети с нарушением опорно — двигательного аппарата имеют ряд специфических особенностей: они отличаются отставанием.

Использование нетрадиционных методов коррекции высших психических функций на музыкальных занятиях в детском саду Сегодня здоровье детей (физическое, психическое, нравственное) – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России. Статистика.

Использование песочной терапии для коррекции речевых нарушенийИспользование песочной терапии для коррекции речевых нарушений По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики и коррекции.

Опыт работы «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования» Развитие речи - это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной деятельности. Взаимосвязь.

Основы взаимодействия логопеда и воспитателя при коррекции и профилактики речевых нарушений у детей И. А. Савина, Воспитатель МДОУ Д/С комбинированного вида №1 «Сказка» г. Белореченска, тел. 8918-19-56-777. Основы взаимодействия логопеда.

Пособия «Яблочные штучки» для коррекции нарушений произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста (1 часть)Пособия «Яблочные штучки» для коррекции нарушений произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста (1 часть) 19 августа в нашем дошкольном образовательном учреждении проводился праздник «Яблочный Спас». Развлечение было интересным, с подвижными.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Семинар-практикум для воспитателей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Хорошо развитая речь – важнейшее.

Сообщение учителя-логопеда на родительском собрании в группе младшего возраста «Профилактика речевых нарушений» Сообщение учителя-логопеда МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 209» Каретниковой Зухры Петровны на родительском собрании в группе младшего.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Использование песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду
Опубликовано: 30 октября 2015 в 18:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

14 октября. Покров

14 октября все православные люди отмечают большой церковный праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник, как и сама православная вера, достался нам в наследство от Византийской империи. Согласно...

Фотоотчет об экспериментально-исследовательском проекте «Растения — наши друзья»...
Задачей проекта было доказать, что растения – живые существа. Доказать , что растение, взятое из грунта может чувствовать себя хорошо в комнате как дома. Для...
Программа кружка в средней группе «Волшебные ручки»
Рабочая программа кружка «Волшебные ручки» средняя группа «Солнышко» возраст 4-5 лет на 2019– 2020 учебный год [/b] «… Чем больше мастерства в детской...