Лучший педагог года

Интеграция образовательной области «Социализация и коммуникация» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Тамара Кобякова
Интеграция образовательной области «Социализация и коммуникация» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло

Публикация «Интеграция образовательной области „Социализация и коммуникация“ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей. Что же такое интеграция?

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности. Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

Сейчас в соответствии с требованиями ФГОС определены виды детской деятельности и области интеграции. Одной из таких областей выступает “ Социализация»

С самого начала своей жизни ребенок включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Основные задачи по социализации дошкольников :

• развитие игровой деятельности;

• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

• формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

• формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

• формирование первичных представлений об обществе (ближайший социум и место в нем);

• формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, малой и большой Родине, ее природе) и чувства принадлежности к нему;

• формирование первичных представлений о мире (планета Земля, многообразие стран и государств, население, природа и др.).

В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности, которую грамотно организуют педагоги: совместная деятельность воспитателя и детей (непосредственно образовательная деятельность; игра; проектирование) и самостоятельную деятельность детей

В нашем детском саду педагогами созданы условия для успешной социализации, непрерывного социально-личностного развития, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.

Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества.

От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников.

Эмоциональное благополучие ребенка, прежде всего комфорт в душе ребенка (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций.) Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости.

Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.

Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.

Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет ребёнку, возможность для саморазвития.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника :

- обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;

- грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;

- создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребёнка дошкольника

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

Воспитывает только тот, кому дети доверяют, кого уважают, образу которого бессознательно стараются подражать.

В детском возрасте агентами социализации являются :

- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

- детский сад (в первую очередь воспитатели);

- общество (сверстники, друзья).

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения

Вот почему одной из главных задач деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса.

Общественное дошкольное воспитание, детский сад - это только помощник семьи в деле воспитания личности,

Продумывая организацию жизни и деятельности дошкольников, педагог, всегда помнит о воспитательном влиянии на детей запланированных им дел: какую роль они сыграют в социальном и культурном развитии детей, какой опыт отношений и чувств вынесет каждый ребенок. Задача воспитателя — акцентировать внимание детей на переживаемых ими чувствах, правилах культуры общения, проявлениях сотрудничества и взаимопонимания, которые помогают детям успешно решать общие задачи и постепенно становиться культурными людьми, с которыми охотно общаются окружающие.

Для решения задачи было принято решение о разработке и реализации проекта «Живи село мое родное, Куртуково». Для выполнения этого проекта были интегрированы образовательные области : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;

Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю, знакомству с окружающим социумом.

Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности.

Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания. В социализации ребенка - дошкольника важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село – мой район - моя страна - моя планета). Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Куртуково, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу. Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой - недостатком материала для проведения систематической работы.

Так определилась общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.

Работа по развитию социализации более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, совместно с родителями должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест родного края, его малой Родины. Это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.

Для этого проводилась работа с детьми:

Дидактические игры «Флаг России» «Кто что делает», «Собери узор», сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Пожарные» «Назови деревья, нашей местности». «Наше село».

Экскурсии по селу.

Экскурсия в пожарную часть.

Экскурсия в школу

Посещение музея «Истории родного края». Экскурсия в магазин «Садовый центр».

познавательных занятий, на темы: “Куртуково – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Кузбасс!», «Зорькин В. П – защитник своей Родины», «Куртуковцы – участники ВОВ», «О чём рассказали старые фотографии». «Путешествие по родному краю».

Знакомство с почетными гражданами села (А. М. Щербакова, Ф. Д. Разгоняев)

Лепка «Животные и птицы Кемеровской области»

Создание папки рисунков «Вот моя улица – вот мой дом»»

Беседы с детьми «Улицы моего села», «Откуда пошло название села Куртуково», «Мы – дружная семья»

Чтение рассказов писателя Владимира Мазаева

Совместная работа с родителями:

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»

Субботники «Сделаем наше село чище», строительство снежного городка.

Создание фотоальбома «Куртуково – капелька России»» Консультация «Главные условия воспитания детей в семье».

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная с взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности (на мероприятиях, где воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования являются не наблюдателями, а активными участниками).

Следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут, получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений.

Публикации по теме:

Доклад на тему «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» По словам В. И. Слободчикова, качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка. Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образованияЛэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна. Исследования показывают, что.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОСПреемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Подготовила выступление МДОУ «Шелангерский детский сад «Родничок» Звениговского района Республики Марий Эл Аканаева Л. Г. Преемственность.

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)Проект по патриотическому воспитанию дошкольников (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования) .

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образованияПроектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Кемерово 2016.

Опыт работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования С введением ФГОС ДО изменились требования к работе с родителями в дошкольных учреждениях. Одной из целей дошкольного образования является.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Вишняк Наталия Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Чепелева С. Л., Вишняк Н. А. С введением ФГОС ДО.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Работа с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Чепелева Светлана Работа с родителями в условиях реализации ФГОС.

Консультация «Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Цель: повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями в познавательном развитии дошкольников.

Взаимодействие по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работ соответствующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция образовательной области «Социализация и коммуникация» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 10:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД