Лучший педагог года

Интеграция образовательных областей в проекте «Байкал — Жемчужина Сибири» (творческий отчет работы по проекту о Байкале» …)

Натали Кузнецова
Интеграция образовательных областей в проекте «Байкал — Жемчужина Сибири» (творческий отчет работы по проекту о Байкале» …)

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется, как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. И эти возможности помогает раскрыть образовательная деятельность

На этапе дошкольного образования основной акцент делается на интеграцию образовательных областей. Многие специалисты определяют её как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

Публикация «Интеграция образовательных областей в проекте „Байкал — Жемчужина Сибири“ (творческий отчет работы по проекту о Байкале“ …)» размещена в разделах

Интеграция – это объединение каких-либо элементов в целое. Именно через интеграцию можно более глубоко сформировать взаимосвязи образовательных областей и проникнуть в различные разделы воспитания и образования детей.

Механизм интеграции я применила на примере комплексно-тематического планирования регионального компонента «Байкал-Жемчужина Сибири»

Ведь Байкал является одним из чудес света и занимает первое место среди водоемов по запасам пресной воды, первое место по наличие эндемиков растительного и животного мира. Озеро Байкал – это естественная лаборатория и центр видообразования. Даже вот эта небольшая характеристика, это маленькая частица из того, то можно сказать о Байкале. Красавец Байкал притягивает исследователей, туристов, писателей, художников, но, и, конечно же, притянул и нас.

Поставила перед собой цель:

«Познакомить детей с достопримечательностью нашего региона – озером Байкалом, с его тайнами, секретами, с растительным и животным миром и незнакомыми для нас уголками природы».

Задачи:

1. Дать детям исторические знания об озере Байкал, его расположением на карте.

2. Расширить знания детей о флоре и фауне озера Байкал.

3. Познакомить с промышленными объектами, построенными на берегу Байкала, их влиянии на экосистему озера.

4. Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

5. Формировать, углублять знания по охране животного, растительного и

подводного мира.

Интеграция проходила через образовательные области

- познание, - социализация,

- чтение художественной литературы, - труд,

- художественное творчество, - безопасность

- музыкально-художественное творчество. - коммуникация

В ходе реализации образовательной области «Познание» одной из задач является развитие познавательно-исследовательской и продуктивно (конструкторской) деятельности через разнообразные формы работы :

- наблюдения (наблюдение за трудом взрослых; за ветром (его силой и направлением); за деревьями и кустарниками и их приспособлением к сезонным изменениям; за птицами, насекомыми и др.);

- коллекционирование (календарей, фотографий, открыток, статуэток);

- моделирование (правил безопасного поведения на воде, в лесу, во время ветреной погоды, «животные, какие они?», «части тела рыб и их многофункциональность»,

- проектирование («Выкладывание из пуговиц контура озера Байкал; «Придумывание маршрута передвижения медведя, кабана по лесу»; «Составление памяток о бережном отношении человека к животному».

- конструирование («Байкал и красавица Ангара», «Лес –дом для животных», «Бассейна для рыб»

- решение проблемных ситуаций («Чтобы было на земле, если бы не было воды», рассуждение детей «Опасная вода»; «Как помочь людям в лодке, если начался ветер на озере», «Срубили ёлку», «Сломали ветку у дерева», «Животное попало в капкан», «Выпал из гнезда птенец», «Зима холодная, мало корма для животного», «Если у рыбы повреждены плавники», «Если вода будет мутной в озере», «Туристы забыли мусорные мешки»,

- детское экспериментирование, опыты:

с водой: «есть ли запах у воды», «куда делась вода», «есть форма у воды»,

«научи яйцо плавать»;

с ветром: «ветер-это движение воздуха», «направление ветра», «сила

ветра»;

с растениями: «как растение дышит», «что выделяет растение», посев

семян- «где прорастет быстрее», «для чего корешки»;

с камнями: «какие камни бывают», «свойства камня»;

с песком: «сыпучесть песка», «фильтр из песка, глины, камней»

Основная задача образовательной области «Чтение художественной литературы» - это познакомить с литературным богатством Сибирского края, привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории, народу через художественное слово, формирование ценностных ориентаций.

При правильном подборе художественных текстов можно охватить большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого и детьми (продуктивной, игровой, познавательно-исследовательской)

Решение этой задачи проходило через:

- малые формы поэтического фольклора

- сказки; сказания, мифы, придания, легенды,

- рассказы;

- стихотворения.

По средствам литературных произведений формируются аналитические способности (учатся сравнивать одинаковые темы); знакомятся с языковыми средствами выразительности; развиваются способности к решению творческих задач (сочинению стихов, рассказов).

Большую помощь оказывает применение технических средств: показ фильмов (на dvd «Байкал – чудо озеро», мультемидийный показ иллюстраций, картин, прослушивание звукозаписей.

В образовательной области «Социализация» ознакомление проходит в:

-С-р-игре

-Обучающей игре «Библиотека книг о Байкале»

- д/игра, п/игра, «Рыбаки на Байкале»

- строительные игры, «Больница для Нерпы»

- театрализованные игры,

«Путешествие по Байкалу»

- игры-шутки, игры-загадки, игровые задания.

По словам Р. М Чумичевой в игре создается социальное и личное пространство, где ребенок регулирует взаимоотношения, заключает «договоры» на основе правил, приобретает опыт коммуникаций и толерантное отношение друг другу.

На занятиях, прогулках, при чтении худ. литературы, рассматривание иллюстраций расширяется представление детей об окружающем мире: предметах, социальных явлениях, деятельность взрослых, формируя эмоционально-нравственные оценки-это все может стать источником возникновения замысла игры.

Обучающая игра - это способ перевода реального опыта ребенка в игровой, условный план – реализация задуманного.

При условии возникновения игрового замысла и его реализации вытекает следующее: изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры.

В таких взаимотесных связях ребенок закрепляет полученные знания, развивается самостоятельность и творчество в разных способах воспроизведения действительности.

Через театрализованные игры- дети познают доброту, любовь ко всему живому, мудрость, ясность в понимании жизни, сочувствие слабому, лукавство и юмор при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцом для подражания.

Комплексный подход (познание, социализация, коммуникация, безопас-ность) создает условия для организации и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В результате решения задач этой области была составлена картотека дидактических, подвижных игр, сюжетно-ролевых игр.

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели познавательного отношения к труду через решение разнообразных задач, связанных с развитием трудовой деятельности.

-создание и изготовление атрибутов, масок, декораций к спектаклям, к сказкам,

-создание карты Байкала, подбор фотографий на тему «Семейный отдых на Байкале»,

-совместное изготовление и украшение снежных построек,

-создание альбома «Охраняем озеро Байкал»

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворении потребности ребенка в самовыражении через решение следующих задач:

1. Развитие продуктивной деятельности детей в рисовании, лепке, аппликации, художественного конструирования.

2. Развитие детского творчества через знакомство с произведениями изобразительного искусства.

3. Приобщение к изобразительному искусству.

Активировали и обогащали художественно-эстетический опыт через: экскурсии, д/игры, игры-вкладыши, игры с карточками, п/игры, с-р. игры, рассматривание альбомов.

Содержание образовательной области «Музыкально-художественное творчество»направленно на развитие музыкальной культуры, музыкально-эстетического вкуса, обогатить музыкальные впечатления от восприятия музыки разного характера.

Дети на музыкальном занятии учились определять характер музыки, умение импровизировать под эту музыку.

Так же направленно на формирование музыкального вкуса, развитие музыкальной памяти.

Знакомились с национальными плясками, развивали навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок

«Как на тоненький ледок», «Сударушка», «Во кузнице»

Совершенствуем навыки игры на музыкальных инструментах: металлофоне, дудках, на русских народных музыкальных инструментах: погремушках, треугольниках, трещотках, ложках.

Закрепление навыков проходило в музыкально-дидактических играх: «Какой инструмент подает звук», «Угадай песенку», «Ветерок и ветер», «Громко-тихо запоем» и др.

Закрепление знаний прошло на открытом занятии метод. объединения музыкального руководителя.

В образовательной области «Здоровье» и «Физическая культура»

Уделяем внимание формированию первоначальных навыков о здоровом образе жизни и развитие физических качеств, на сохранение здоровья детей и окружающего мира, расширяем знания о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека. Эти закрепления проходят на занятиях по физической культуре, в оздоровительно - профилактической работе, на прогулках в самостоятельной деятельности детей.

Наша группа сотрудничает с образовательными и культурными учреждениями района и города.

Особо хотелось бы сказать о взаимодействии работы ДОУ и городского краеведческого музея и детского экологического центра. Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Экскурсии, организованные на базе городского краеведческого музея и экологического центра помогают расширять представления дошкольников об окружающем мире, учат любить родной край, любить красоту и важность флоры и фауны в нашем мире.

Большую роль оказывали родители воспитанников, т. к. именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка, а родители – самые важные, значимые для него люди.

Основные представления об озере Байкал дети получают в совместной деятельности воспитателя и ребенка, однако закрепление полученных знаний происходит в самостоятельной деятельности детей, так и в общении с родителями.

Необходимым условием для эффективной организации взаимодействия с родителями является заблаговременное оповещение родителей о проводимых мероприятий, для которых необходимо предоставить необходимые материалы и родители нам активно помогали: приносили книги, открытки, изготовили альбомы «Отдых на Байкале», помогали предоставлением материалов для выставок, музея, делились информацией найденной в интернете.

А уже с нашей стороны мы тоже предоставляли для них информацию по пройденной теме в виде: папок-передвижек, консультаций, памяток в виде информационных листов в которых родители могут дома побеседовать с ребенком с целью закрепления знаний по пройденной теме или закрепить выученное стихотворение в детском саду.

Еще одной из форм работы с родителями занимает трудовая деятельность: это помощь в постройке снежных построек, подготовка костюмов к праздникам, помощь в изготовлении пособий, атрибутов к играм.

Родители – это активные помощники в работе воспитателя, а главное для педагога – желание привлечь родителей к совместной деятельности и активизировать их участие.

Интегрированное построение образования в совместной непосредственной деятельности взрослого и детей, во- первых дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; во- вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры речи, а главное развиваются коммукативные умения – свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, рассказать о чем-либо; в третьих у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение реальной жизни в нестандартной ситуации.

План на будущее - продолжение работы по региональному компоненту «Байкал - жемчужина Сибири», т. к. ещё много интересного и нужного нам надо узнать об этом священном озере.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция образовательных областей в проекте «Байкал — Жемчужина Сибири» (творческий отчет работы по проекту о Байкале» …)
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 18:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД