Лучший педагог года

Интеграция образовательных областей в рамках проектной деятельности по реализации художественно-эстетического развития детей

Светлана Крылова
Интеграция образовательных областей в рамках проектной деятельности по реализации художественно-эстетического развития детей

Каждый современный родитель заинтересован в том, чтобы его ребёнок был успешен. Успешными же становятся люди, творчески. Творчество – это особое состояние души человека, когда вдруг окружающая действительность становится не просто средой обитания, а источником вдохновения.

Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные вещи или задачи и зависят от кругозора человека. Она тесно связана с воображением и фантазией. Выготский считал, что воображение и мышление тесно взаимосвязаны и участвуют в любом творческом акте. Чем шире кругозор, тем активнее воображение.

Публикация «Интеграция образовательных областей в рамках проектной деятельности по реализации художественно-эстетического развития детей» размещена в разделах

Педагог и психолог П. Ф. Каптерев отмечал: «Развитию человека служат средства двух родов: созерцательнее и деятельные. Первые заключаются в созерцании природы … К деятельным – относятся занятия лепкой, рисованием, ручным трудом. Деятельные средства эстетического воспитания нужно предпочесть созерцательным». Данное высказывание полностью соответствует современным требованиям, а именно деятельностному подходу к организации воспитательного процесса.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Деятельность детей должна быть организована так, чтобы у каждого ребёнка было стремление к проявлению инициативы, самостоятельности, творчества.

Особое внимание мы уделяем использованию нетрадиционных материалов для художественного творчества и ручного труда. Как известно, дети часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности и открывает широкую возможность для использования проектной деятельности. Дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать своё изображение более интересным, проявляется фантазия.

Нетрадиционные материалы и техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс создания изображения.

Социальная презентация даёт возможность показать ребёнку значимость его усилий, создает ситуацию успеха.

В процессе проектной деятельности дети учатся делать выбор в пользу наиболее интересной идеи. Ребёнок должен научиться доказывать своё мнение и объективно его оценивать. В результате ребёнок переходит на новый уровень развития.

Например: проект «Морские жители».

Актуальность: необходимо расширить представления детей о подводном мире.

Цель: формировать умение создавать новые образы из нетрадиционных материалов.

Задачи:

Развивать творческий потенциал, воображение, фантазию;

• Побуждать детей соотносить заданную фактуру материала с изображением какого-либо образа.

Развивать умение анализировать, сравнивать свои работы, высказывать собственное мнение.

• Формировать умение планировать процесс создания изображения.

• Познакомить с аппликативной формой создания изображения нетрадиционными материалами;

• Способствовать социализации детей : решать проблему сообща, помогая друг другу, но не копируя.

• Поддерживать у детей и их родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

Тип проекта : творческий.

Длительность: среднесрочный

Участники: дети, педагог, родители, сотрудники д/с.

Результат проекта : украшение в бассейн для Праздника Нептуна.

Презентация: оформление бассейна.

Приближался Праздник Нептуна

Я принесла в группу речные камешки. В процессе игры с ними появлялись различные узоры и фигурки, похожие на рыб. Дети заметили сходство с подводным миром. Я напомнила детям, что скоро «День Нептуна» и можно сделать оформление для бассейна. Идея была поддержана и началась работа.

Я задала детям вопрос: что такое подводный мир и кто в нём живёт. После полученных ответов предложила расширить свои знания и спросила, как можно узнать ещё больше. Были названы интернет, телевизор, родители. Параллельно в группе рассматривали иллюстрации о подводном мире, читали интересные сведения, стихи и рассказы, слушали музыку.

На следующем этапе дети высказывали свои идеи реализации проекта. Они предлагали украсить бассейн рисунками, подвесными бумажными рыбками, вокруг бассейна посадить водоросли. Зарисовывали свои идеи. Но в процессе обсуждения у детей закралось сомнение в сохранности работ. Было предложено закрыть их стеклом. Я напомнила детям о безопасности и предложила подумать, есть ли какие –либо материалы, которые не боятся воды. На помощь опять пришли таблички – подсказки.

Теперь к работе подключились родители. Они помогали подобрать нужный материал, делать эскизы.

Когда работы были закончены, их разместили в бассейне.

Ещё один проект назывался «Все мы любим, рисовать».

Актуальность: дети используют знакомые традиционные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краски, мел).

Цель: познакомить детей с нетрадиционными изобразительными материалами и их свойствами.

Задачи:

Развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность детей, желание экспериментировать;

• обогащать и активизировать словарный запас.

• Способствовать социализации детей.

• Расширить собственные знания о нетрадиционных изобразительных материалах.

Заинтересовать родителей данным проектом.

Тип проекта : исследовательский - творческий.

Длительность: долгосрочный

Участники: дети, педагог, родители.

Результат проекта : украшение для группы; альбом с рисунками, выполненными нетрадиционными способами.

Презентация: выставка работ в музыкальном зале (перед детьми других групп участники проекта рассказывают о своих работах).

В процессе знакомства с овощами дети отвечали на вопрос об их использовании. Ответы были предполагаемые. Предложила использовать их в качестве штампов для рисования.

На мой вопрос: чем они любят рисовать, называли знакомые изобразительные средства. Я предложила узнать, чем рисовали их родители, бабушки и дедушки, а также, если смогут, узнать о необычных способах рисования. Опять же можно использовать таблички – подсказки (в соответствующий кармашек вкладывается изображение материала)

Для этого были разработаны анкеты для родителей и опросники для детей.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Что рисует Ваш ребёнок?»

1. Как Вы оцениваете интерьер и оформление группы с художественно-эстетической точки зрения? Ваши пожелания по оформлению группы

2. Вы знаете, какой изобразительной деятельностью овладевают в детском саду?

3. Какую оценку Вы даёте уровню изобразительной деятельности своего ребёнка? Что Вам нравится или не нравится в его работах?

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей?

5. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать это желание?

6. Знаете ли Вы, как правильно устроить рабочее место ребёнка, где он мог бы заниматься изобразительной деятельностью?

7. Вы храните рисунки своего ребёнка?

8. Вы посещаете с Вашим ребёнком музеи, выставки? Какие?

9. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме художественно-эстетического развития Вашего ребёнка?

Опросник для ребёнка.

1. Нравится ли тебе украшение группы? Чтобы ты ещё добавил?

2. Что больше всего любишь делать: рисовать, лепить, делать аппликацию, мастерить поделку своими руками?

3. Чему ты умеешь рисовать, лепить, мастерить?

4. Чтобы ты хотел поместить в творческую зону.

5. Что делаешь со своими рисунками?

6. Ходишь ли с родителями в музеи, на выставки?

По итогам анкеты и опросника выяснилось, что не все родители и дети интересуются творчеством, посещают выставки. Не всем детям разрешают дома пользоваться «опасными» красками, ножницами. Не все знакомы с нетрадиционными изобразительными материалами. Поэтому появилась необходимость заполнить этот пробел.

В результате работы дети узнали, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так же и свечой, угольком, кусочком красного кирпича, пальцем, использовать для рисования клей и так далее. Мы познакомили детей с разными способами окрашивания бумаги, методом набрызгивания краски. В ходе проекта дети работали кистью, карандашом, штампом, пробовали рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони). Так же получали изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, природного материала (листьев деревьев, опилок, скорлупы (если нужно-окрашенной) и т. п.

При использовании нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность. Дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (узнавать свойства материалов, смешивать краски, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель и т. д.).

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогает игра с цветом. Дети видят, что при добавлении разного количества воды в акварель можно получить различные оттенки цвета. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности, цветоразличения.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, рассказывают о своём рисунке, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Многие работы являются коллективными, что рождает особую эмоциональную атмосферу и способствует развитию социализации детей.

После окончания проекта работа продолжается в непосредственно образовательной деятельности : используются отдельные элементы.

Идеи для проведения творческих проектов могут быть разные : создание кормушек для птиц, подарков, а так же праздники: пасхальная неделя: расписывание яиц, сбор цветной скорлупы; день птиц: создание изображений птиц в нетрадиционной технике.

Кроме того, нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес (индивидуальный проект, каждый ребенок может выбрать ту технику и те материалы, которые больше ему нравятся.

Завершая выступление, хочу сделать вывод о том, что наиболее гармоничная интеграция образовательных областей происходит именно в проектной деятельности. Но для этого деятельность детей должна быть организована так, чтобы у каждого ребёнка было стремление к проявлению инициативы, самостоятельности, творчества.

Публикации по теме:

Моё серебро! Уважаемые коллеги, милые девочки!Благодаря Вам и Вашему признанию я заработала свою вторую большую награду "Серебряный блог". Спасибо Вам.

Персональная выставкаПерсональная выставка Я приглашаю Вас на персональную выставку маленького художника. Все мы прекрасно знаем, что все дети от природы талантливы и наш юный талантливый.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интеграция образовательных областей в рамках проектной деятельности по реализации художественно-эстетического развития детей
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 18:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД